Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи особенностей психологических защит и копинг-стратегий фельдшеров скорой помощи с уровнем жизнестойкости, при различном стаже их работы по профессии.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

проанализировать теоретико-методологические основы личностного адаптационного потенциала в экстремальных ситуациях;
рассмотреть особенности защитно-совладающего поведения, психологических защит и копинг-стратегий в экстремальных ситуациях;
исследовать на практике личностный адаптационный потенциал фельдшеров скорой помощи.
определить уровень жизнестойкости, копинг-стратегий и психологических защит для фельдшеров скорой помощи, имеющих разный стаж работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА………………………………………..7

1.1 Анализ теоретико-практического опыта личностного адаптационного потенциала: сущность и характеристика 7

1.2 Понятие стресс и стрессоустойчивость 13

1.3 Особенности защитно-совладающего поведения в экстремальных ситуациях 21

1.4 Особенности психологических защит и копинг стратегий в профессиональной деятельности фельдшеров скорой помощи 27

Выводы по главе 1 31

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ 33

2.1 Организация исследования 33

2.2 Планирование исследования 33

2.3 Результаты исследования их обсуждение 39

Выводы по главе 2………………………………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Приложения……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Мой ДИПЛОМ-готовый.docx

— 436.52 Кб (Скачать документ)

     Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, формирующих адаптацию (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства  и на мероприятия, проводимые с работниками (Камыкина И.В., 2008).

     Мерами, направленными преимущественно  на рабочее окружение, являются:

  • создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
  • признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
  • обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания).

     Руководитель  должен обеспечить возможность участия  сотрудников в принятии важных для  них решений. Поддержка со стороны  руководства порой даже более  важна, чем поддержка со стороны  коллег. Воздействовать можно практически  на все факторы, способствующие развитию адаптационного потенциала.

     Личностно-ориентированные  стратегии:

  • выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;
  • проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для учителей и врачей);
  • регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг.

     При терапии ещё развившегося адаптационного потенциала можно использовать следующие  подходы:

  • фармакологическое лечение согласно симптомам: антидепрессанты, транквилизаторы, адреноблокаторы, снотворные средства. Фармакологические препараты назначаются в среднетерапевтических дозах. Транквилизаторы или адреноблокаторы используются для кратковременного облегчения состояния, но могут быть опасны при длительном применении из-за риска развития зависимости от транквилизаторов и нарушений сердечной проводимости от адреноблокаторов. Они не убирают суть проблемы. Антидепрессанты назначаются при наличии депрессии в структуре синдрома и лучше сочетать их назначение с психотерапией;
  • психотерапия (когнитивно-бихевиоральные, релаксационные техники, интегративная психотерапия);
  • реорганизация рабочего окружения;
  • комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

     Таким образом, в первую очередь необходимо осознание проблемы и принятие ответственности  на себя за свою работу, свой профессиональный результат. Необходима мыслительная перестройка: переоценка целей, осознание своих  возможностей и своих ограничений, позитивный взгляд на вещи. К сожалению, в ряде случаев развитие синдрома эмоционального выгорания заходит  очень далеко, наблюдается стойкое  негативное отношение к работе, к  пациентам, коллегам. В таких ситуациях  необходимым становится изменение  места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная  с людьми.

Выводы  по главе 1

     Анализируя  теоретические аспекты данной главы  можно сделать вывод о том, что проблема  адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

     Касательно  понятия стресса можно сказать, что это универсальное понятие, которое используется во множестве  смежных между собой науках, будь то психология, социология, медицина, физиология, везде стресс будет означать разные реакции индивида, но на один и тот  же экстремальный или неспецифический  стимул. Это реакция организма, возникающая  под влиянием сильных воздействий, независимо от того радостное произошло событие или, наоборот, горе.

     Жизнь современного человека постоянно связана со стрессовыми ситуациями: пробка на дороге, увольнение или повышение на работе; таких примеров можно привести сотни.

     Стресс  сам по себе не приносит вреда, в  том случае, если человек адекватно  реагирует на него.

     Фельдшер  скорой медицинской помощи привык к  стрессовым условиям, не зря же Г. Селье (1994) называл стресс общим адаптационным синдромом, индивид вынужден приспосабливаться, адаптироваться к окружающей среде, а учитывая её изменчивость и новаторство, да ещё и с какой скоростью всё это происходит, плюс нагрузки, а так же проблемы социальных взаимоотношений, все это благоприятные условия для стресса, или непосредственные стрессоры.

     Однако  в фельдшере скорой медицинской  помощи заложены ресурсы, для преодоления  сложных ситуаций, называемые копинг-стратегиями. Каждый фельдшер скорой медицинской помощи обладает своим стилем поведения в определённых ситуациях, будь то обычные жизненные обстоятельства или же кризисные ситуации, требующие некоторых усилий для их преодоления. 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФЕЛЬДШЕРОВ СКОРОЙ ПОМОЩИ

       2.1. Организация исследования

       Цель  исследования: изучение взаимосвязи особенностей психологических защит и копинг-стратегий фельдшеров скорой помощи с уровнем жизнестойкости, при различном стаже их работы по профессии.

     Гипотеза: для фельдшеров СМП имеющих большой стаж работы по профессии характерен высокий уровень жизнестойкости, развитые копинг-стратегии и зрелые психологические защиты.

             Задачи:

       1. Подобрать методики для исследования.

       2. Провести экспериментальное исследование.

       3. На основе полученных данных  сделать соответствующие выводы.

       База  исследования:

       Данное  исследование проводилось на базе отделения  скорой медицинской помощи МУЗ Тазовская ЦРБ (ЯНАО. п. Тазовский) и ММЛПУ Станция скорой медицинской помощи г. Тюмени.

       Испытуемые: фельдшеры скорой медицинской помощи – 30 человек. 15 человек со стажем работы до 5 лет и не имеющие свидетельства о повышении квалификации. 15 человек имеющие стаж работы 20 лет и более, а также высшую квалификационную категорию по специальности «Лечебное дело».

       2.2.  Планирование исследования

       Цель  исследования состояла в том, чтобы выявить, взаимосвязь особенностей психологических защит, копинг-стратегий и жизнестойкости в двух группах при различном стаже их работы по профессии. Для этого были подобраны следующие методики: клиническое интервью, индекс жизненного стиля (LSI), методика для диагностики копинг-механизмов (тест Э. Хейма), тест жизнестойкости С. Мадди, «индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан.

       Клиническое интервью -  это один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях, под которым следует понимать планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервью как специфическая форма беседы является одним из важнейших методов получения информации и оценки личности.

       С помощью данного метода мы сможем получить информацию о том, как испытуемые ведут себя в трудных и экстремальных  ситуациях, какие применяют способы  для преодоления стресса (бланк  вопросов см. приложение 1).

       Методика  «Индекс жизненного стиля» (LSI) разработана в 1979 году на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности H. Kellerman.

       Теории  предлагают специфическую связь  между различными уровнями личности: уровнем эмоций, защитой и диспозицией (наследственные предрасположенности  к психическим заболеваниям). Авторы теорий постулируют, что определенные механизмы защиты предназначены  для регуляции определенных эмоций. Личность использует комбинации психологических  защит, сформированных в стили реакций  личности. Помимо теоретической обоснованности методики индекс жизненного стиля, к  достоинствам теста можно отнести  его высокую валидность, многомерность и конструктивную простату. С помощью данной методики мы выявим особенности психологических защит и стили реагирования в проблемной ситуации.

       Опросник состоит из 97 утверждений. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак "х" в разделе, обозначенном "Нет". Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак "х" в разделе "Да", в месте обозначенном круглыми скобками. (см. Приложение 2).

Ключ  к методике: 

    А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94. 12
    B Подавление 6, 11, 19,25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89. 12
    C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95. 14
    D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74. 10
    E Проекция 79, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96. 13
    F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97. 13
    G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87. 12
    H Рационализация 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79. 10

       Методика  диагностики копинг-механизмов (тест Э. Хейма)

       Тест  Э. Хейма разработан в 1980-x в процессе наблюдения, с точки зрения преодоления болезни, за копинг-процессами у группы онкологических больных. В своих наблюдениях Э. Хейм обратил внимание на фактор адаптации усиливающийся при перемещении от эмоционального компонента к поведенческому. В тест Э. Хейм включил 26 ситуационно-специфических вариантов проявления копинг-механизмов, формирующих три основные сферы психической деятельности, таких как: когнитивная, эмоциональная и поведенческая деятельность.

       Необходимо  отметить сочетание простоты и информативности  предлагаемой методики. Ценность использования  методики Э. Хейма в клинике соматических болезней, заключается высокой информативности при предъявлении столь легкого теста, пациентам, сконцентрированным на своих соматических недугах. Данная методика поможет нам выявить особенности поведения испытуемых в трудных и стрессовых ситуациях.

       Инструкция 

       Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом  Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

       Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны! (см. Приложение 3).

Тест  жизнестойкости С. Мадди

       Тест  жизнестойкости представляет собой  адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Соответственно, тест жизнестойкости включает как общий показатель, так и три показателя по отдельным компонентам (субшкалам).

       Вовлеченность – это активная жизненная позиция  личности, уверенность в том, что  только деятельный человек может  найти в жизни стоящее и  интересное. Контроль – это уверенность  в том, что, только борясь и преодолевая  трудности, можно изменить происходящее и быть хозяином своей судьбы. Принятие риска – готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках  можно учиться. Из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания (см. Приложение 4).

Информация о работе Исследование личностно-адаптационного потенциала фельдшеров скорой помощи