Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:40, дипломная работа
Цель работы - выявить наиболее актуальные вопросы сестринской помощи при аденотомиях у детей и найти пути их решения.
Задачи исследования:
Подготовить информационный отчет об итогах работы ЛОР-отделения за 2010 г.
Представить литературный обзор по этиологии, патогенезу и современным методам диагностики и лечения гипертрофии аденоидных вегетаций у детей.
Составить анкетный опросник для медперсонала ЛОР-отделения ДГКБ № 13 по теме квалификационной работы.
Провести анкетирование; обработать, проанализировать и обсудить полученные результаты.
Сделать выводы, внести предложения по организации сестринской помощи при аденотомиях у детей.
Разработать практические рекомендации для операционной медсестры и сестры-анестезиста ЛОР-отделения.
Составить памятку для родителей ребенка с гипертрофией аденоидных вегетаций.
1. Введение 3
2. Обзор литературы 5
2.1. Анатомо-физиологические особенности глоточной миндалины у детей 5
2.2. Этиология и патогенез хронического аденоидита у детей 7
2.3. Диагностика и лечение гипертрофии аденоидных вегетаций 9
2.3.1. Диагностика 9
2.3.2. Лечение 10
3. Основная (исследовательская) часть 15
3.1. Характеристика базы исследования 15
3.1.1. Историческая справка по ДГКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова 15
3.1.2. Статистические данные работы ЛОР-отделения ДГКБ № 13 16
3.2. Результаты собственных исследований 19
3.2.1. Новая методика аденотомии и загруженность среднего медперсонала 20
3.2.2. Новая методика и качество оперативного вмешательства 25
3.2.3. Психоэмоциональная нагрузка на ребенка и медперсонал в операционной 25
3.2.4. Новая методика и навыки среднего медперсонала в области ЛОР-хирургии 27
3.2.5. Новая методика и навыки среднего медперсонала по интенсивной терапии 28
3.3. Практические рекомендации и памятка для родителей 29
4. Выводы 30
5. Предложения 31
6. Список литературы 32
Приложение 1. Анкетный опросник 34
Приложение 2. Памятка для операционной медсестры ЛОР-отделения 35
Приложение 3. Памятка для сестры-анестезиста ЛОР-отделения 39
Приложение 4. Памятка для родителей 43
Всего
в анкетировании приняло
3.2.1. Новая методика аденотомии и загруженность среднего медперсонала
Вначале несколько слов об организации труда. Рабочий день медсестры в нашем отделении начинается в 08:30 с совместного утреннего обхода заведующей отделением, лечащих врачей и старшей сестры по палатам. Затем принимается смена у дежурных медицинских сестер. На утренней конференции (08:30-08:45) решаются организационные вопросы, разбираются вновь поступившие больные, осуществляется контроль за корректным ведением медицинской документации. Далее следует инструктаж за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, противопожарной безопасности, охране труда, уходу за больными, профилактике и карантинизации особо опасных инфекций. Операции, осмотр больных и работа перевязочного кабинета начинаются в 09:00, рабочий день длится до 16:15, но не всем и далеко не всегда удается полностью выполнить все свои обязанности к этому времени.
Поэтому на вопрос анкеты о том, увеличилась ли нагрузка на средний медперсонал нашего отделения с введением новой методики, утвердительно ответило абсолютное большинство респондентов (77,3%) - рис. 4. Те, кто считают, что нагрузка осталось неизменной, оказались в меньшинстве, - всего 5 человек (22,7%).
Нельзя не отметить, что среди тех, кто отмечает рост нагрузки персонально для себя, - не только операционные сестры и старшая сестра отделения, что вполне ожидаемо. Это и подавляющее большинство процедурных, постовых, и палатных медсестер.
Как же конкретно перераспределилась нагрузка?
Операционные
медсестры. Работа операционной сестры
ЛОР-отделения очень многогранна, разнообразна
и напряженна. При традиционной аденотомии
под местной анестезией она, в числе прочего,
обязана:
Рис. 4. Нагрузка на средний медперсонал ЛОР-отделения
с
введением визуально-
В дополнение к стандартным требованиям, предъявляемым к персоналу при аденотомии под местной анестезией, с введением визуально-контролируемой методики под наркозом у операционной медсестры появились новые обязанности, а именно:
И, наконец, ввиду отсутствия ставки медсестры-анестезиста в штатном расписании нашего ЛОР-отделения, ее обязанности по совместительству возложены на операционных медсестер. Выделим наиболее важные среди прочих:
Перечислив все новые обязанности, которые появились у персонала с внедрением визуально-контролируемой аденотомии под наркозом, нельзя не согласиться, что рост нагрузки на операционных медсестер - колоссальный. Это подтверждает и простой математический расчет: на каждый из двух операционных столов приходится в среднем по 5 пациентов в день (всего 10 операций), среднее время пребывания ребенка в операционной (включая период пробуждения и время, необходимое для текущей уборки и обработки инструментов) - 75 мин. Исходя из этого, нетрудно подсчитать, что каждая из двух операционных сестер освобождается в среднем не ранее 15:15, после чего следует окончательная предстерилизационная обработка и стерилизация инструментов, текущая уборка и дезинфекция, заполнение отчетной документации, бланков направления на гистологическое исследование, и, наконец, предметно-количественный учет и сдача НС и ПВ.
Но наибольшую обеспокоенность вызывает факт совместительства обязанностей операционной медсестры и анестезистки. Высокотехнологичные эндоскопические операции, к которым относится визуально-контролируемая аденотомия под наркозом, вне всякого сомнения, требуют наличия в штатном расписании отделения специально выделенной профильной ставки медсестры-анестезиста. Данный вопрос более детально будет рассмотрен в разделе “Выводы и предложения”.
Процедурные, постовые и палатные медсестры также отмечают рост нагрузки с введением аденотомии под наркозом. С этим трудно не согласиться, ведь любое оперативное вмешательство требует не только четкой и согласованной работы в операционной, но и грамотной предоперационной подготовки, и тщательного послеоперационного ухода за ребенком.
Подготовка пациента к аденотомии включает в себя психологическое и медикаментозное воздействие. Медсестры знают, как много тревог приносит детям ожидание предстоящих процедур и/или исследований. К ним первым обращаются дети и их родственники за советом и разъяснением. И если ребенок видит в глазах медицинской сестры участие, доброжелательность и уверенность, он и сам становится уверенным и спокойным, что важно для успешного проведения операции.
Медикаментозную подготовку (премедикацию) выполняет опытная процедурная сестра по назначению врача. Обычно она включает в себя в/м инъекцию одного из бензодиазепинов (0,5% реланиум или 0,5% дормикум), а перед аденотомией под наркозом - еще и 0,1% атропина. После инъекции ребенка укладывают на бок во избежание обструкции верхних дыхательных путей (западение языка), и ни в коем случае не оставляют одного без присмотра. Бензодиазепины обладают выраженным седативным действием, поэтому у процедурной медсестры в специальном шкафу должен быть наготове набор медикаментов и стерильного инструментария, которые могут понадобиться для реанимационных мероприятий (сердечные и дыхательные аналептики, в/в катетеры, ларингоскоп, интубационные трубки). По сложившейся в нашем отделении практике, транспортировку ребенка в операционную также осуществляет именно процедурная медсестра.
Палатные
медсестры, в числе прочих своих
обязанностей, осуществляют размещение
пациента в отделении, выполнение назначений
врача, транспортировку ребенка из операционной,
и контроль за состоянием больного после
операции. Постовые - оформляют медицинскую
документацию, выносят на титульный лист
истории болезни сведения о непереносимости
лекарственных средств, массе тела и росте
пациента, сопровождают ребенка на необходимые
исследования и т. д.
Резюме.
С введением визуально-контролируемой
аденотомии под наркозом существенно
увеличилась нагрузка на подавляющее
большинство операционных, процедурных,
постовых и палатных медсестер.
3.2.2. Новая методика и качество оперативного вмешательства
На вопрос анкеты о том, возросло ли качество оперативного вмешательства с введением визуально-контролируемой техники под наркозом, утвердительно ответили абсолютно все респонденты (100,0%). Важно, что возможность детально ознакомиться с новыми технологиями выполнения аденотомии имел весь медперсонал ЛОР-отделения: каждая из опрошенных медсестер побывала на такой операции как минимум 5 раз.
Критериями, подтверждающими качество выполненного оперативного вмешательства, служили:
Резюме.
Визуально-контролируемая аденотомия
под наркозом - перспективная и высокотехнологичная
методика, позволяющая существенно улучшить
качество лечения детей с гипертрофией
аденоидных вегетаций. Несмотря на то,
с ее введением неизбежно растет нагрузка
на медперсонал, все медицинские сестры
ЛОР-отделения единодушно признают эту
проблему вторичной, выдвигая на первый
план тезис “все самое лучшее - пациентам”.
3.2.3. Психоэмоциональная нагрузка на ребенка и медперсонал в операционной при аденотомии под местной и общей анестезией оценивалась по 5-балльной шкале, варьируя от наиболее неприемлемой (1 балл), до наиболее комфортной для ребенка и персонала (5 баллов).
По
итогам анкетирования оказалось, что наиболее
комфортные условия отмечались при использовании
визуально-контролируемой методики под
наркозом (4,7±0,2 балла), нежели при местной
анестезии (всего 1,5±0,3 балла):
местная
анестезия общий наркоз
min
комфорта (1,5±0,3 б) max
комфорта (4,7±0,2 б)
Результат вполне прогнозируемый: методика, основанная на в/м инъекции одного из бензодиазепинов (дормикум, реланиум) с последующим орошением носоглотки 10% спреем лидокаина, хотя и позволяет выполнить аденотомию, у части детей оставляет весьма яркие, болезненные и неприятные воспоминания, которые могут привести к различным психоэмоциональным и неврологическим нарушениям, вплоть до общей психопатизации личности (подробнее - в разделе 2.3.2).
Что касается отношения медперсонала к традиционной аденотомии под местной анестезией, то нельзя не отметить, что:
Резюме.
Считаем, что комфортные и спокойные условия,
сопутствующие визуально-контролируемой
аденотомии под наркозом, без сомнения,
способствуют улучшению качества операции,
снижению психоэмоциональной нагрузки
на ребенка, родителей и медперсонал, уменьшению
атмосферы напряженности и нервозности,
росту производительности труда, и общей
гуманизации личности.
3.2.4. Новая методика и навыки среднего медперсонала в области ЛОР-хирургии