Особенности сестринской помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:40, дипломная работа

Описание

Цель работы - выявить наиболее актуальные вопросы сестринской помощи при аденотомиях у детей и найти пути их решения.
Задачи исследования:
Подготовить информационный отчет об итогах работы ЛОР-отделения за 2010 г.
Представить литературный обзор по этиологии, патогенезу и современным методам диагностики и лечения гипертрофии аденоидных вегетаций у детей.
Составить анкетный опросник для медперсонала ЛОР-отделения ДГКБ № 13 по теме квалификационной работы.
Провести анкетирование; обработать, проанализировать и обсудить полученные результаты.
Сделать выводы, внести предложения по организации сестринской помощи при аденотомиях у детей.
Разработать практические рекомендации для операционной медсестры и сестры-анестезиста ЛОР-отделения.
Составить памятку для родителей ребенка с гипертрофией аденоидных вегетаций.

Содержание

1. Введение 3

2. Обзор литературы 5

2.1. Анатомо-физиологические особенности глоточной миндалины у детей 5

2.2. Этиология и патогенез хронического аденоидита у детей 7

2.3. Диагностика и лечение гипертрофии аденоидных вегетаций 9

2.3.1. Диагностика 9

2.3.2. Лечение 10

3. Основная (исследовательская) часть 15

3.1. Характеристика базы исследования 15

3.1.1. Историческая справка по ДГКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова 15

3.1.2. Статистические данные работы ЛОР-отделения ДГКБ № 13 16

3.2. Результаты собственных исследований 19

3.2.1. Новая методика аденотомии и загруженность среднего медперсонала 20

3.2.2. Новая методика и качество оперативного вмешательства 25

3.2.3. Психоэмоциональная нагрузка на ребенка и медперсонал в операционной 25

3.2.4. Новая методика и навыки среднего медперсонала в области ЛОР-хирургии 27

3.2.5. Новая методика и навыки среднего медперсонала по интенсивной терапии 28

3.3. Практические рекомендации и памятка для родителей 29

4. Выводы 30

5. Предложения 31

6. Список литературы 32

Приложение 1. Анкетный опросник 34

Приложение 2. Памятка для операционной медсестры ЛОР-отделения 35

Приложение 3. Памятка для сестры-анестезиста ЛОР-отделения 39

Приложение 4. Памятка для родителей 43

Работа состоит из  1 файл

ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ.doc

— 2.12 Мб (Скачать документ)

    На  следующий вопрос анкеты: “Расширила ли визуально-контролируемая эндоскопическая методика Ваши теоретические знания и практические навыки в области ЛОР-хирургии”, - утвердительно ответили 16 (72,7%) человек. Те, кто ответил отрицательно или затруднился с ответом, остались в меньшинстве (соответственно 4 (18,2%) и 2 (9,1%) респондентов) - рис. 5. 

Рис. 5. Знания и навыки среднего медперсонала в области ЛОР-хирургии

с введением визуально-контролируемой эндоскопической  аденотомии  

    Анализ  пояснений к утвердительным ответам  позволил нам сделать заключение, что с введением визуально-контролируемой эндоскопической техники средний персонал имеет возможность:

  • воочию познакомиться с анатомическими ориентирами и физиологическими особенностями строения носоглотки у детей различных возрастных групп;
  • детально изучить основные этапы выполнения аденотомии благодаря трансляции на TV-монитор эндоскопической стойки;
  • освоить правила хранения, ухода, обеззараживания и стерилизации дорогостоящего эндоскопического оборудования, хирургической оптики, микроскопов, налобных осветителей, световодов, коагуляторов, электроотсосов;
  • познакомиться со специфическими инструментами для визуально-контролируемой аденотомии (языкодержатель, аденотомы Negus или Kozlov-Karpov, детский роторасширитель Davis-Russu, щипцы Blacksley), научиться выбирать их в соответствии с возрастом ребенка и пожеланиями каждого конкретного хирурга;
  • ознакомиться с первоочередными мероприятиями, направленными на борьбу с возможными хирургическими осложнениями аденотомии (в т. ч. кровотечение из зоны операции).
 

    Резюме. Демонстрационные возможности эндоскопического оборудования по интуитивно-наглядной визуализации этапов хирургической коррекции аденотомии способствуют росту опыта и знаний среднего медперсонала в области ЛОР-хирургии. 

3.2.5. Новая методика и навыки среднего медперсонала по интенсивной терапии

    На  вопрос анкеты о приобретенных навыках и умениях среднего медперсонала по анестезиологии и интенсивной терапии положительно ответили лишь 8 (36,4%) респондентов (рис. 6). Это представляется нам закономерным в связи со спецификой ЛОР-отделения нашей больницы, в котором операционные сестры, вынужденно совмещая обязанности медсестры-анестезиста, имеют полное представление об особенностях анестезиологического пособия при аденотомиях. 

Рис. 6. Знания и навыки среднего медперсонала по анестезиологии и интенсивной терапии с введением визуально-контролируемой аденотомии под наркозом 

    Тем не менее по итогам анкетирования  выяснилось, что с введением визуально-контролируемой эндоскопической техники под наркозом средний медперсонал напрямую или косвенно имеет возможность:

  • освоить правила предоперационной подготовки пациента и выполнения премедикации;
  • изучить порядок получения, транспортировки, учета и хранения наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ);
  • ознакомиться с фармакологическими средствами для наркоза и препаратами для оказания экстренной медицинской помощи;
  • овладеть практическими навыками работы медсестры-анестезиста (пункция и катетеризация периферических вен, инфузионно-трансфузионная терапия, поддержание свободной проходимости дыхательных путей, интубация и экстубация трахеи, санация трахеобронхиального дерева, кислородотерапия);
  • изучить правила оказания первой доврачебной помощи при угрожающих жизни состояниях;
  • освоить правила ухода за наркозно-дыхательной аппаратурой;
  • овладеть базовыми навыками мониторинга жизненно-важных функций (ЭКГ, пульсовая оксиметрия, измерение неинвазивного АД);
  • освоить навыки наблюдения за детьми в палате пробуждения и в раннем послеоперационном периоде.
 

    Резюме. Представляется целесообразным активное привлечение среднего медперсонала ЛОР-отделения к овладению базовыми навыками медсестры-анестезиста, что позволит повысить уровень подготовленности всех профильных категорий медсестер к оказанию первой экстренной доврачебной помощи. 

3.3. Практические рекомендации и памятка для родителей 

    По  итогам анкетирования оказалось, что  абсолютно все опрошенные респонденты  посчитали целесообразной разработку практических рекомендаций по сестринской помощи при аденотомиях у детей.

    Накопленный опыт и знания позволили это сделать. Разработанные нами рекомендации для наглядности вынесены за пределы данного раздела и изложены в Приложении 2 (памятка для операционной медсестры), и в Приложении 3 (памятка для медицинской сестры-анестезиста), и дополняют должностные инструкции для среднего медперсонала ЛОР-отделения, утвержденные администрацией больницы.

    Кроме того, по итогам работы составлена детальная памятка для родителей ребенка с гипертрофией аденоидных вегетаций, представленная в Приложении 4. 

4. Выводы 

    Анализ научно-теоретической и исследовательской части работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Гипертрофия аденоидных вегетаций - наиболее распространенная патология ЛОР-органов у детей в возрасте 4-14 лет.
  2. В настоящее время существует 2 принципиально разных методики хирургической коррекции гипертрофии аденоидных вегетаций: традиционная, которая осуществляется “вслепую” под местной анестезией, и визуально-контролируемая, которая выполняется с использованием эндоскопической техники под наркозом.
  3. На современном этапе развития медицины визуально-контролируемая методика представляется наиболее высокотехнологичной, перспективной, безопасной и востребованной, поскольку позволяет существенно улучшить качество оперативного вмешательства, а также снизить психоэмоциональную нагрузку на ребенка, родителей и медперсонал в операционной, что способствует уменьшению атмосферы напряженности, нервозности, и росту производительности труда.
  4. Помимо очевидных преимуществ для ребенка, визуально-контролируемая методика хирургической коррекции гипертрофии аденоидных вегетаций служит своеобразным прикладным наглядно-интуитивным пособием для медперсонала, поскольку:
  • демонстрационные возможности эндоскопического оборудования по визуализации этапов операции неизбежно способствуют росту кругозора, опыта и знаний среднего медперсонала в области ЛОР-хирургии;
  • тесная взаимосвязь обязанностей операционной медсестры и сестры-анестезиста взаимно обогащает теоретические и практические навыки каждой из них по смежным специальностям;
  • активное привлечение среднего медперсонала к овладению базовыми навыками сестры-анестезиста повышает уровень подготовленности всех профильных категорий медсестер к оказанию первой экстренной доврачебной помощи.
 

5. Предложения 

  1. В качестве первоочередной меры предлагаем обратиться к администрации больницы с предложением ввести 2 ставки медсестры-анестезиста в штатное расписание ЛОР-отделения. Это позволит освободить операционных медсестер от выполнения не свойственных им обязанностей, улучшив тем самым качество сестринской помощи.
  2. С внедрением визуально-контролируемой аденотомии значительно выросла нагрузка не только на персонал в операционной, но и на остальных медсестер (процедурные, перевязочные, палатные). Считаем, что следует принять безотлагательные меры к полной комплектации штатного расписания ЛОР-отделения всеми профильными категориями среднего и младшего медперсонала.
  3. Для решения перечисленных задач предлагаем:
  • провести активную работу с выпускниками и преподавательским составом медицинских училищ (заключение предварительных договоров, ярмарка вакансий и т. п.);
  • наладить сотрудничество с биржей труда;
  • разработать ряд мотивирующих мероприятий по привлечению среднего и младшего персонала в ЛОР-отделение с последующим закреплением на рабочем месте на длительный срок (поощрения, премии, система рейтинга, коэффициент трудового участия, социальный пакет и т. п.);
  • создать специализированный веб-сайт ЛОР-отделения и провести рекламно-агитационную кампанию в интернете.
  1. После обсуждения в коллективе, принять разработанные нами практические рекомендации по организации сестринской помощи при аденотомиях у детей в качестве “руководства к действию” для среднего медперсонала ЛОР-отделения ДГКБ № 13.
  1. Памятку для родителей ребенка с гипертрофией аденоидных вегетаций разместить на информационных стендах ЛОР-отделения ДГКБ № 13.
 

6. Список литературы 

  1. Акулич  И. И., Лопатин А. С. Заболевания носоглотки. // Лечащий врач, 2003. - № 8. - С. 12-17.
  2. Богомильский М. Р., Гаращенко Т. И., Шишмарёва Е. В. Лечение аденоидитов у детей. // Вестник оториноларингологии, 2004. - № 4. - С. 46-49.
  3. Богомильский М. Р., Страчунский Л. С. Антибактериальная терапия аденоидитов у детей. // Лечащий доктор, 2001. - № 1. - С. 12-18.
  4. Богомильский М. Р., Чистякова В. Р. Детская оториноларингология. // М.: МИА, 2009. - 82 с.
  5. Борзов Е. В. Аденоиды. // Детская оториноларингология, 2005. - № 2. - С. 296-298.
  6. Гетманский Е. К. Поликлиническая оториноларингология. // Краснодар, 2004. - 163 с.
  7. Карпова Е. П. Консервативная терапия хронического аденоидита у детей. // Тезисы XI Российского национального конгресса «Человек и лекарство», 2004. - С. 663.
  8. Карпова Е. П., Тулупов Д. А. Методы лечения детей с хроническим аденоидитом. // Материалы VII научно-практической конференции «Фармакологические и физические методы лечения в оториноларингологии», 2009. - С. 18.
  9. Карпова Е. П., Тулупов Д. А. Изменение микрофлоры глоточной миндалины у детей с хроническим аденоидитом. // Российская ринология, 2009. - № 2. - С. 61.
  10. Лопатин А. С., Бузунов Р. В., Смушко А. М. Храп и синдром обструктивного апноэ во сне. // Российская ринология, 1996. - № 5. - С. 3-15.
  11. Лопатин А. С. Эндоскопическая функциональная ринохирургия. // Российская ринология, 1993. - № 1. - С. 71-84.
  12. Маккаев Х. М. Хронический аденотонзиллит у детей как проблема педиатрии и детской оториноларингологии. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2002. - № 7. - С. 11-15.
  13. Михельсон В. А., Гребенников В. А. Анестезиология и интенсивная терапия в педиатрии. // Учебник для студентов медицинских вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 186 с.
  14. Наврузов К. Т., Махсудов Н. С., Хасанов С. А. Изучение влияния затруднения носового дыхания на рост и развитие зубочелюстной системы у детей. // Российская ринология, 2001. - № 2. - С. 14-16.
  15. Окунская Т. В. Сестринское дело в оториноларингологии. // Учебное пособие для ссузов. АНМИ, 2005. - 171 с.
  1. Селькова Е. П., Семененко Т. А., Ленева И. А. Консервативное лечение гипертрофии аденоидных вегетаций. // Трудный пациент, 2006. - № 11. - С. 12-16.
  1. Сергеев А. Ю., Сергеев Ю. В. Аденоиды у детей. // М.: Бином, 2003. - 93 с.
  2. Сидоров В. А., Агавелян Э. Г., Лешкевич А. И., Грабовская В. А., Зябкин И. В. Современные подходы к проведению анестезиологического пособия в детской ЛОР-хирургии. // Анестезиол. и реаниматол., 2005. - № 1. - С. 4-9.
  3. Сидоров В. А., Цыпин Л. Е., Гребенников В. А. Ингаляционная анестезия в педиатрии. // Научное издание. - М.: МИА, 2010. - 184 с.
  4. Тимошенко А. Л. Общая анестезия в микроэндоскопической эндоназальной хирургии. // Ярославль: Формат-принт, 2004. - 176 с.
  1. Тулупов Д. А., Карпова Е. П. Профилактика хронического аденоидита у детей. // Вестник оториноларингологии, 2009. - № 5. - С. 55-58.
  1. Тулупов Д. А. Методы лечения хронического аденоидита у детей. // Российская ринология, 2009. - № 2. - С. 64-69.
  1. Шиленкова В. В. Рациональный подход к диагностике и лечению заболеваний носоглотки у детей. // Новости здравоохранения. - Ярославль, 2002. - Выпуск 2. - С. 28-32.

Приложение  № 1 

ДГКБ  № 13 им. Н. Ф. Филатова

Отделение оториноларингологии 
 

Анкета

по  особенностям сестринской помощи при аденотомиях у детей 

Уважаемый коллега ! 

Вашему  вниманию предлагается анкета, которая поможет нам выявить наиболее актуальные вопросы по оказанию сестринской помощи при аденотомиях у детей. Анкета предоставляется на условиях полной анонимности. Ответив на поставленные вопросы, Вы внесете свой вклад в улучшение деятельности среднего медицинского персонала и качества медицинских услуг в нашем отделении.

Инструкция  по заполнению. Вам предлагаются вопросы с возможными вариантами ответов. Выберите тот ответ, который является для Вас наиболее подходящим, и отметьте его «галочкой» R. 

1. Считаете ли Вы, что с введением визуально-контролируемой аденотомии под наркозом увеличилась нагрузка на средний медицинский персонал ?

  • Да, увеличилась

    В чем  конкретно прирост нагрузки лично  для Вас ? ________________________________________________

Информация о работе Особенности сестринской помощи