Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение гражданина как субъекта конституционно-правовых отношений.
Задачи:
дать понятие и раскрыть сущность гражданства;
рассмотреть правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства;
раскрыть содержание прав и обязанностей гражданина.

Содержание

Введение
3
1. Понятие, сущность и содержание гражданства в Российской Федерации
4

1.1. Понятия «гражданин», «гражданство» и сущность российского гражданства
4

1.2. Юридическое содержание российского гражданства и виды гражданства в Российской Федерации

8

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

15
2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

18

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина
18

2.2. Типология правового статуса личности, его структурных элементов
25

2.3. Понятие и признаки прав и свобод человека и гражданина
30

2.4. Отличия прав и свобод человека от прав и свобод гражданина
38

2.5. Основные (конституционные) обязанности граждан
42
3. Порядок реализации и регламентирование конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

48

3.1. Особенности и порядок реализации обязанностей
48

3.2. Регламентирование и конкретизация конституционных обязанностей человека и гражданина в текущем законодательстве

56
Заключение
70
Список использованных источников и литературы
72

Работа состоит из  1 файл

555 Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

К вопросу о  видах гражданства в Российской Федерации, которые прямо предусмотрены  законом, примыкает проблема определения  понятий, которые в настоящее  время непосредственно в действующих  российских нормативно-правовых актах  не упоминаются, но весьма близки к отношениям гражданства. Это такие понятия, как «почетное гражданство», «гражданин мира» и «нулевое гражданство».

Институт «почетное гражданство» как самостоятельное политико-правовое состояние, устанавливаемое органами федеральной государственной власти, отсутствует в действующем Законе РФ о гражданстве, но имел место в ранее действовавшем Законе Российской Федерации о гражданстве от 28 ноября 1991 г. Однако сам термин «почетный гражданин» используется для обозначения почетного звания для особо отличившихся жителей на уровне регионов в законодательстве субъектов РФ и в практике муниципальных образований. Разумеется, здесь он не формирует особого государственно-правового отношения, но тем не менее имеет определенные юридические последствия в виде предоставления таким лицам некоторых льгот и социальных благ.

Понятие «гражданин мира» также не имеет государственно-правового содержания, которое бы порождало юридические обязательства конкретного государства по отношению к этим лицам, а представляет собой морально-этическую категорию, которая не образует официально подтверждаемого документами особого политико-правового статуса. Оно воспринимается как почетное звание, свидетельствующее о признании заслуг человека в масштабах современной мировой цивилизации, создает элитный социальный и моральный статус личности. К тому же присваивается оно не органами конкретного государства, а международными организациями, например ООН.

«Нулевое гражданство», по мнению А.А. Югова, может быть использовано для обозначения той правовой связи, которая служит юридической основой взаимоотношений государства с нелегалами, которые не имеют документов, подтверждающих их причастность к нормативно установленным государством правовым статусам физических лиц21. Например, по переписи населения в Российской Федерации 1,3 млн. человек не смогли определить и не указали свою принадлежность ни к какому-либо официально установленному виду гражданства, ни к безгражданству как особой форме политико-правовой связи человека с государством. Соответственно они не имели и документов, дающих им право законного проживания на территории Российской Федерации. Для них даже статус апатрида является только потенциально возможным правовым состоянием, которое может стать основой легальной жизни. И очевидно, что для этой категории лиц нельзя применять конституционную формулу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. В отношении данной категории людей государство обязано только соблюдать естественные права человека, установленные в соответствии с общепризнанными принципами нормами международного права.

 

1.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства

 

Действующее в  Российской Федерации законодательство содержит обширный массив правовых норм, призванных регулировать отношения  гражданства, что значительно осложняет задачу дифференциации их на самостоятельные институты. В динамике конституционно-правовых отношений российского гражданства одни авторы выделяют два института (приобретение и утрата)22, другие - три института (признание, приобретение и прекращение)23, но имеются и очень подробные и глубоко дифференцированные варианты структурирования этого сложного института, в которых в качестве самостоятельных одинарных институтов рассматриваются отдельные основания приобретения или прекращения гражданства24. Все эти разновидности определения структуры возникновения и развития отношений гражданства обусловлены особенностями законодательства своего времени и служат тому или иному социальному предназначению: потребностям учебного процесса, решению задач законодательной деятельности и т.д.

 По представлению А.А. Югова, структура конституционно-правового института российского гражданства, ориентированная на Федеральный закон от 31 мая 2002 г., должна включать в себя пять основных самостоятельных институтов:

  1. признание российского гражданства;
  2. приобретение российского гражданства;
  3. сохранение российского гражданства;
  4. прекращение российского гражданства;
  5. восстановление российского гражданства в состоянии статус-кво в случае его неправомерного оформления25.

Федеральный закон  от 31 мая 2002 г.26 однозначно рассматривает правовые нормы о признании физических лиц гражданами Российской Федерации в качестве самостоятельного правового института, о чем свидетельствует обособление его содержания в отдельной статье (ст. 5 Федерального закона № 62-ФЗ) и тот факт, что в отличие от ранее действовавшего Закона признание сейчас не упоминается в качестве отдельного основания приобретения гражданства.

Приобретение  гражданства Российской Федерации  регулируется в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. в отдельной гл. II, и поэтому самостоятельность его не вызывает никаких сомнений. К тому же этот институт традиционно выделяется в структуре законов по данной теме. Полнота регулирования отношений по приобретению гражданства тоже близка к совершенству.

Институт сохранения российского гражданства, к сожалению, почти никогда не выделяется в теоретических разработках, однако составляющие его правовые нормы достаточно полно представлены в действующем Законе о гражданстве. Так, в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ прямо закреплен принцип, согласно которому «проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона о гражданстве «изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга», а согласно п. 3 этой же статьи «расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей». Пункт 5 ст. 25, п. 1 ст. 26 и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 31 мая 2002 г. также содержат основания сохранения гражданства. Таким образом, анализ действующего Закона о гражданстве Российской Федерации убедительно говорит о наличии самостоятельного правового института сохранения российского гражданства, цель которого - подтвердить наличие гражданства РФ у лица в том случае, когда оно в силу определенных обстоятельств может быть оспорено или подвергнуто сомнению.

Институт прекращения  российского гражданства по Федеральному закону от 31 мая 2002 г. содержит положения, которые выражены в том, что этот Закон разграничил порядок выхода из гражданства на два способа: в общем порядке, на обычных условиях; и в упрощенном порядке, на льготных условиях. В целом законодателю здесь удалось сформировать и закрепить простую и изящную схему юридических процедур. Только особой заботой государства о судьбе каждого гражданина можно объяснить требование п. «в» ст. 20 Закона, согласно которому выход из российского гражданства может быть оформлен лишь при наличии иного гражданства или гарантии его приобретения.

Институт восстановления статус-кво российского гражданства  имеет место в случае, если решения  о приобретении или прекращении  гражданства Российской Федерации  были приняты на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. В Законе о гражданстве Российской Федерации этот институт представлен как самостоятельный, а не как одно из оснований прекращения гражданства. Это принципиальная новация действующего Федерального закона о гражданстве. Соответственно эти вопросы регулируются в отдельной гл. IV «Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации». Разумная логика этого варианта регулирования данной проблемы очевидна, поскольку нельзя прекратить то, чего не было, ведь юридический акт, принятый путем обмана на основе ложных сведений, не может иметь какие-либо легитимные правовые последствия, он не порождает и не уничтожает никакие юридические явления. Поэтому цель отмены таких юридически несостоятельных решений заключается только в восстановлении изначального правового состояния. Этим же можно объяснить и отсутствие в Законе срока исковой давности в отношении неправомерно принятых решений, поскольку беззаконные действия должны пресекаться независимо от того, когда они совершены27.

 

2. Конституционные права и обязанности человека и гражданина как структурные элементы конституционно-правового статуса

2.1. Основы правового статусов личности и гражданина

 

Особенностью  конституционного права как отрасли является особая направленность регулирования, а именно государство, его институты, государственно-властные отношения. Нормы конституционного права, регулируя соответствующие отношения, устанавливают определенные характеристики субъектов, которые следует признать формами конституционно-правового статуса28.

Термин «статус» широко употребляется в законодательстве и в юридической литературе29. Наравне с термином «правовое положение» термин «правовой статус» обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений. В теории права «статус субъекта права», более общая правовая категория, обычно рассматривается как совокупность, система, комплекс основных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права, установленных нормами объективного права независимо от участия субъекта в конкретных правоотношениях30. Применительно к органам государственной власти наиболее распространено отождествление правового статуса с компетенцией. Представляется, что в подобном случае можно вести речь лишь о статусе в узком смысле слова. Такой подход представляется ограниченным, не раскрывающим сущности того или иного органа государственной власти. Поэтому необходимо рассматривать вопрос о статусе в широком смысле как совокупности элементов, характеризующих, в частности, орган конституционного судебного контроля со всех сторон.

Конституционно-правовой статус с учетом предназначения собственно отрасли конституционного права  должен выполнять некую интегрирующую  роль, благодаря которой составляющие статус элементы, связи, характеризующие тот или иной орган, объединяются в единую систему.

Чаще всего  понятие конституционно-правового  статуса того или иного субъекта конституционных правоотношений дается через перечень составляющих конкретный статус элементов. Составляющие статус элементы должны раскрывать признаки того или иного субъекта, его черты, позволяющие отнести субъект к определенной системе, а также особенности.

Исходя из деления  статусов на общий и специальные, необходимо отметить, что в первом случае составляющие статус элементы должны быть присущи каждому субъекту одного вида. Специальный статус позволяет раскрыть особенности тех или иных характеристик, присущих субъекту внутри какого-либо вида.

Рассматривая  понятие конституционно-правового статуса в статике и динамике, Н.А. Богданова отмечает, что при рассмотрении конституционно-правового статуса в широком смысле можно проследить последовательность стадий приобретения статуса, обладания им и его реализации31. По этой причине названный автор относит к элементам конституционно-правового статуса: место субъекта в обществе и государстве, его социально-политическую роль и назначение; общую правоспособность; права и обязанности или компетенцию и ответственность; гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъекта. Необходимо согласится с подобным подходом в определении элементного состава конституционно-правового статуса.

Под «личностью»  подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без  гражданства, беженца32.

Под конституционно-правовым статусом личности обычно понимается совокупность основных прав, свобод, обязанностей людей, определяемая нормами конституционного права. Также существует такое определение  «правовой статус личности – это  юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе»33.

Правовой статус личности – это система гарантированных  прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства34. Иначе говоря, понятие правового статуса личности отражает юридический аспект ее социального положения.

Правовой статус личности как регулятивный феномен  отличается определенным концептуальным, т.е. идеологическим, содержанием, нормативной стабильностью, изменяется или дополняется, как правило, в особом конституционном порядке.

Человек, личность – главный, центральный субъект  правовых отношений. Нормативно-правовая система правового государства  призвана обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, оптимизировать ее созидательные потенции, гуманизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости, закономерностями социального бытия.

Правовой статус личности характеризуется максимально  полным набором прав, свобод, обязанностей, поскольку гражданин – это  личность, обладающая гражданством, то есть постоянной юридической связью с государством.

Взаимоотношения между государством и личностью  определяются следующими предпосылками. Во-первых, если лицо обладает гражданством данного государства либо проживает  на территории данного государства. Каждое государство распространяет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только на своих граждан; на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме. В-третьих, важное место занимают права, свободы и обязанности личности. Их объем, гарантированность и определяют уровень свободы личности.

Информация о работе Гражданин как субъект конституционно-правовых отношений