Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Административное право"
Курс лекций по административному праву
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
4. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Административное право – совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения, которые складываются в сфере государственного
управления.
1.Развитие философских воззрений о роли и месте государства и
государственного управления в общественной жизни; увеличение роли
государства в общественной жизни; государственное управление становится
ведущей формой деятельности государства.
2.Употребление в конституциях ведущих стран мира термина «разделение
властей», необходимость создания государственных органов для каждой ветви
власти.
3.Развитие общей теории
взаимодействие…)
4. Необходимость охраны
5.Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных
полномочий в руках
2.ПОНЯТИЕ И
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Управление – совокупность действий совершаемых для достижения определённых
целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных,
кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется
воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с
использованием разнообразных механизмов и средств.
Государственное управление представляет собой разновидность социального
управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для
упорядочения возникающих
Государственное управление – подзаконная , исполнительно-
распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и
практического руководства экономической, административно-политической и
социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется
целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый
объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Таким образом, сущность государственного управления заключается в
целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.
Два подхода к
1.Деятельность всех
2.Деятельность органов
Основные характерные
1.Исполнительно-
Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а
средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-
властных полномочий.
2.Организационная и
3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.
Другие признаки государственного управления.
1.Тесная связь с разработкой
политики.
2.Определённая целевая и
3.Наличие определённых
4.Непосредственная
5.Использование определённых
Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое,
организующее и регулирующее воздействие государства на общественную
жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или
преобразования, опирающееся на его властную силу.
3. ПОНЯТИЕ
И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основные характерные черты исполнительной власти.
1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид,
разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её
законодательной и судебными ветвями.
2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать
определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе
других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными
индивидуальными и коллективными
элементами государственно-
общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической
государственной функции правоисполнительного характера.
3.Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых
исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4.Исполнительная власть не
рода государственная деятельность является практической формой её
реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной
направленности и компетенционной определённости исполнительной
деятельности.
5.Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-
управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6.Исполнительная власть
ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее
существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие
средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы
внутренней и внешней
Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое
органами исполнительной власти.
4.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ.
Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как
государственное управление – категория организационно – правовая. Право на
существование имеют обе эти государственно – правовые категории.
Соответственно, государственное управление – реальность, без которой
государственно – властный механизм работать практически не может. По своему
назначению оно представляет собой не что иное, как государственную
деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная
власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется
и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах
разделения властей.
Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в
деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время
именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами
государственного управления.
Следовательно, государственное управление, понимаемое как
исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется
исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.
ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА
И ИСТОЧНИКИ
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ
2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ
СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ
3. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
1.АДМИСТАТИВНОЕ ПРАВО В
Понимается:
- как отрасль права
- как наука
- как учебная дисциплина
Административное право – это самостоятельная часть системы правы
Российской Федерации, состоящая из юридических норм, регулирующих
общественные отношения в
деятельности ФОИВ).
В России в начале было полицейское право, потому что именно полиция
осуществляла функции
века выделилось административное право.
ПРЕДМЕТ административного права – это урегулируемые нормами
административного права общественные отношения в сфере государственного
управления.
Управленческие отношения :
1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУЪЕКТА
а. ОИВ (ОГУ) – орган исполнительной власти (орган
государственного управления).
Между двумя равнозначными или неравными органами исполнительной
власти. (Пример: МВД-ФСБ; ПРАВИТЕЛЬСТВО – МИНИСТЕРСТВО).
б. ОИВ (ОГУ) – администрация государственного предприятия,
организации, учреждения
в.ОИВ (ОГУ) – администрация негосударственного предприятия,
организации, учреждения
г. ОИВ (ОГУ) – орган местного самоуправления. (Мэр Москвы – глава
управы).
д.ОИВ (ОГУ) – общественное объединение (Министерство Юстиции –
партия)
е. ОИВ (ОГУ) – гражданин. (Сотрудник милиции – лицо, совершившее
административное
2. ПО СФЕРАМ
а. В сфере управления экономикой
б.В социально – культурной сфере
в. В административно – политической сфере
3. ПО ЦЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
а. Внутриорганизационные ( Наличие служебной подчинённости;
формирование управленческих структур; основы взаимодействия
внутри аппарата).
б. Внешнеорганизационные ( Отсутствие служебной
подчинённости; воздействие на объект, не входящей в
администрацию).
ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.Подзаконное нормотворчество
2.Правоисполнительная
3. Правоохранительная
МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Методы административного
способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Административное право
- предписание
- запрет
- дозволение
Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те
или иные действия в определённых условиях.
Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать те
или иные действия в определённых условиях.
Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия,
либо не совершать их по своему усмотрению.
Административное право
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО –
2. Многие отрасли используют административные нормы .
3. Административное право и
схожие правонарушения; некоторые административные проступки могут
перерасти в уголовное преступление.
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Система административного права – это его внутреннее строение, которое
выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе
с тем разделением
С 1935г. в России:
- Административное право как
наука исследует
административного права. (теоретики: Козлов, Алёхин)
- Административное право как учебная дисциплина, важнейшая
составляющая юридического образования.
Система административного права как отрасли права
1.Общая часть
- предмет
- формы и методы
- субъекты административного
- ответственность по
- административный процесс
2. Особенная часть
- экономическая сфера
- социально-культурная сфера
административно-политическая сфера
2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО
ФСБ РОССИИ
Система административного права как спецкурса
1.Общая часть
- предмет
- формы и методы
- субъекты административного
- ответственность по
- административный процесс
2. Особенная часть
- административно –
3. Административно – правовой режим
4. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Источники административного права – это внешняя форма выражения
административно-правовой нормы.
Нормативно-правовой акт является источником административного права, если
он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные
отношения в сфере государственного управления).
Источники административного права на федеральном уровне
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"