Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Административное право"
административного воздействия , при этом для всех мер воздействия общим
является следующее:
- они предусмотрены актами ОГВ РФ (законами, УП, ПП)
- они применяются ОФСБ исключительно в процессе исполнительно-
распорядительной деятельности, поскольку административное воздействие
носит активный, властный
характер и направлено на
задач обеспечения государственной безопасности
- всегда обращены к объектам управления, не находящимися с ОФСБ в
отношениях служебной подчинённости, т.е. ОФСБ выступают в роли органов
исполнительной власти
- в силу того, что административное воздействие осуществляется вопреки
воли и интересов объекта, и в отдельных случаях вызывает
неблагоприятные для него правовые последствия, применение мер
принуждения и убеждения строго регламентировано законами и
подзаконными актами, при этом особое внимание обращается на строгое
соблюдение законности
и учёт права и свободы
В отличии от уголовных и уголовно-процессуальных мер, направленных на
пресечение преступлений, меры административного воздействия
применяются в основном с целью предупреждения и пресечения
антиобщественных проступков, могущих перерасти в преступления.
ОФСБ наделены правом применять следующие административные предупредительные
меры:
- высказывание мнения
о нежелательности выдачи
особо важным, совершенно
секретным и секретным
- прекращение (аннулирование) ранее выданных соглашений на допуск
- приостановление или аннулирование лицензии для юридических лиц на
работу с секретными документами
- вынесение заключения о нежелательности выезда заграницу отдельной
категории российских граждан, иностранных граждан и лиц без
гражданства.
Меры административного
1. Применяемые в отношении ПУО, нарушающих требования определённых
административно-правовых режимов.
2. Отзыв или аннулирование лицензий.
3. Временное ограничение работы отдельных участников предприятий,
нарушающих установленный режим защиты государственной тайны.
Применяемые к физическим лицам:
- административное задержание
- личный досмотр задержанных и досмотр находящихся при них вещей
- изъятие у задержанных лиц предметов, запрещённых к свободному
обращению или являющихся орудиями и средствами совершения
правонарушения.
ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ОФСБ
I. Назначение и характерные
черты правовых актов,
Перечень должностных лиц в системе ОФСБ, правомочных издавать
II.Требования, предъявляемые к правовым актам ОФСБ.
III. Классификация правовых актов, издаваемых ОФСБ
IV. Порядок подготовки правовых актов ОФСБ.
I. Назначение и характерные
черты правовых актов,
В условиях формирования демократического, правового государства в РФ
основополагающее значение придаётся обеспечению законности, уважению прав и
свобод человека и гражданина, гуманизму,
подотчётности и
деятельности ОФСБ.
Правовая работа – неотъемлемая часть деятельности оперативных,
следственных, кадровых, финансово-хозяйственных подразделений ОФСБ.
Издание актов управления, которыми устанавливаются, изменяются или
прекращаются административные правоотношения – одна из правовых форм
исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти,
в т.ч. ОФСБ ( ФЗ об ОФСБ ).
Издание актов управления – это средство выражения тех государственно-
властных полномочий, которыми наделены ОФСБ. С помощью актов управления
организуется и координируется работа обеспечению деятельности
государственной безопасности, осуществляется повседневное руководство
оперативно-розыскными, следственными и другими видами деятельности ОФСБ,
регулируются их отношения с другими государственными и негосударственными
структурами.
Акты управления издаются уполномоченными на то лицами и обязательны для
исполнения всеми, кому они адресованы. Их исполнение обеспечивается в
первую очередь мерами организующего и воспитательного характера, что не
исключает применения, при невыполнении предписаний правовых актов, и мер
принуждения – привлечение к дисциплине, материальной и уголовной
ответственности. Таким образом :
Правовые акты управления в системе ОФСБ – это издаваемые в установленной
юридической форме на основе и во исполнении законов, правовых актов
Президента РФ и Правительства РФ , уполномоченными на то должностными
лицами государственно-
(изменение, отмену) правовых норм или возникновение (прекращения,
изменения) конкретных правоотношений в целях решения задач по обеспечению
государственной безопасности.
Государственная безопасность – подразумевается безопасность личности,
общества и государства.
Юридическое значение актов управления зависит от их содержания. Акты,
устанавливающие правила общего характера имеют значение источников права.
Акты управления, принятые вышестоящими звеньями ОФСБ могут являться
основанием для издания
основе актов управления возникают, изменяются или прекращаются конкретные
правоотношения. В этом заключается отличие актов управления от других
служебных документов, рапортов, справок, отчётов, актов ревизии, проверок,
дипломов, удостоверений и т.п., которые сами по себе не могут вызвать
указанных последствий.
Актам управления ОФСБ присуще общие для всех актов государственного
управления характерные черты:
- подзаконность
- наличие определённых
юридических последствий
- в каждом акте содержатся государственно-властные веления, выражающие
компетенцию данного органа
- требования актов управления обеспечиваются мерами убеждения, а в
необходимых случаях мерами принуждения.
Особенности актов управления ОФСБ.
1. Специфический круг субъектов, наделённых правом издания актов
управления.
Должностные лица, наделённые правом издания актов управления
(устанавливается директором
- своих заместителей
- руководителей ОФСБ республик, краёв, областей, автономных образований
- начальников управлений
и отделов органов
- начальников учебных заведений
2. Круг адресатов
3. Соблюдение принципа
соответствующий гриф секретности.
4. Повышенная обязательность для исполнителей правовых предписаний,
содержащихся в акте управления.
II.Требования, предъявляемые к правовым актам ОФСБ.
1. Подзаконность: Любой правовой акт управления издаётся в
расшифровку, детализацию закона и не должен ему противоречить.
2. Краткость. Содержание ясных, чётких формулировок, положений, правил.
3. Издаются на основе
5. Акты нижестоящих должны
соответствовать актам
III. Классификация правовых актов, издаваемых ОФСБ
По юридической форме, свойствам, органам их издающих, кругу
адресатов,
характеру регулируемых
По юридической форме:
- Решения комиссии ФСБ
- комиссий республик
- приказы
- указания
- инструкции (наставления, руководства, правила)
- положения (уставы)
Наиболее распространённый акт управления в системе ФСБ – приказ.
Приказ – основной акт управления нормативного или индивидуального
характера, обеспечивающий организацию повседневной деятельности её органов
и содержащий подзаконные предписания подчинённым органам и сотрудникам.
Также широко применяется:
Инструкция – правовой, нормативный акт, издаваемый в целях регулирования
оперативно-служебной
Положение (устав) – правовой, нормативный акт, определяющий статус органа
(подразделения) или
Указания – правовой акт, как правило ненормативного характера, издаваемые
по отдельным вопросам исполнения и применения приказов и инструкций. В них
обычно разъясняются отдельные
положения действующих
предусматриваются мероприятия, направленные на реализацию.
Указания могут использоваться для объявления других документов, которые
сами по себе не являются (обзоры, ориентировки, материалы, совещаний,
конференций).
Инструкции и положения могут утверждаться приказом, если требуются
дополнительные предписания по их введению в действие, о признании
утратившими силу устаревших актов, о проведении организационных
мероприятий.
Документы иных видов:
- штаты
- перечни
- нормы
- табели положенности
Для придания им правового характера должны утверждаться приказами и
являться приложениями к ним.
IV. Порядок подготовки правовых актов ОФСБ.
Основную роль при
правовое управление, где ведётся тематический и хронологический учёт
нормативно-правового материала и осуществляется консультирование
сотрудников ФСБ по правовым вопросам. Этим же занимаются юридические
подразделения ОФСБ на местах.
Подготовительная работа предполагает:
- изучение относящегося
к конкретной теме
других ведомств и практики их применения
- создание совместных
комиссий по разработке
- разработка проекта (текста) НПА и придания ему необходимых
реквизитов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
I. Теоретические основы
II. Юридические гарантии соблюдения законности.
III. Способы обеспечения
I. Теоретические основы
Принцип законности закреплён в Конституции Российской Федерации. КРФ
предусматривает, что государственные органы, ОМСУ, должностные лица,
граждане, общественные объединения обязаны соблюдать КРФ и законы.
Большое количество законов и подзаконных актов являются важной задачей,
но не достаточной.
Категория законности
1. Наличие закона. Другие
формы правового
соответствовать требованиям закона.
2. Демократический характер закона. В центре внимания должно быть
обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
3. Деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению
соблюдения закона для всех.
В сфере административно-
организующую и правовую основу деятельности всех субъектов
административного права и органов государственной безопасности в целом.
Вместе с тем законность имеет ряд особенностей, которые необходимо
учитывать в практической деятельности:
- большое число субъектов в
сфере административно-
многие из которых наделены правотворческими полномочиями;
- значительное количество действующих законов и основанных на них
подзаконных актов, влечёт
за собой определённые
контролем за их исполнением;
- в связи с тем, что
исполнительно-
практически организующий характер, ей характерна особенность совершения
некоторых управленческих действий по усмотрению.
Соотношение законности и целесообразности в сфере исполнительной
власти выглядит следующим
образом: все законы и
и индивидуального характера целесообразны. В рамках, очерченных законом,
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"