Курс лекций по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:03, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Административное право"

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по административному праву.docx

— 119.18 Кб (Скачать документ)

      I. Законодательные

1. Конституция  Российской  федерации

2. Федеральные Конституционные   законы

3. Федеральные  законы

4. Законы  РСФСР;  законы  Российской  Федерации;  законы  СССР

      II. Подзаконные

1. Указы  президента

2.  Постановления  правительства

3. Акты  министерств  и   ведомств

 

     Источники административного  права на уровне субъектов

      I. Законодательные

1. Конституции и уставы субъектов  Российской Федерации

2. Законодательство  субъектов

      II. Подзаконные

1. Президентские  акты, акты глав  администраций

2. Акты  правительств субъектов

3. Акты  министерств и ведомств  субъектов

 

     Источники административного права на уровне местного самоуправления  (в

случае   наделения    органами    местного    самоуправления    необходимыми

государственными полномочиями)

1. Акты представительных органов   самоуправления

2. Акты исполнительных органов  самоуправления

 

Источники административного права  на межгосударственном уровне

 

Межгосударственные  соглашения

 

 

Источники административного права  внутриорганизационного характера

Акты  руководителей  государственных  предприятий,  организаций,  учреждений

(или акты их коллективных  органов).

 

 

 

                 Формы и методы государственного  управления.

 

                                    ПЛАН:

                    I.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

                   II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

I.Формы государственного управления

Государственное управление выражается в совершении определённых действий,

которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в

определённых формах.

Формы государственного управления –  внешне выраженное действие О.И.В и его

должностных лиц.

 

                                               Признаки:

    . 1.выражают сущность  деятельности органов и должностных  лиц, которые

      осуществляют государственное   управление.

    . 2.практически реализуют  задачи и функции управления.

    . 3.обеспечение наиболее  целесообразного достижения целей  с наименьшими

      затратами.

    . 4.вызывают наступление  каких-либо последствий.

 

Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать

как:

    . Формы государственно-управленческой  деятельности.

    . Формы реализации исполнительной  власти.

 

Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.

                                 Выбор формы зависит от:

 

    .  Характера компетенции  О.И.В. (должностного лица)

    .  Особенности Объекта

    .  Характера вызываемых  последствий

 

                                              Виды Ф.Г.У:

   1. ПРАВОВЫЕ

         . четко  выраженные юридические последствия.

         .  издание  актов, которые влекут за собой  административные

           отношения  между субъектами.

В правовых формах отчётливо проявляется  государственно-властный,

исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и  их

должностных лиц.

    .  Издание нормативных  актов органами исполнительной  власти.

             Содержит административно правовые  нормы, которые регулируют

управленческие отношения.

           А)  Нормативного характера (Постановления  правительства РФ).

           Б)  Ненормативного характера (Распоряжения  правительства РФ).

    .  Издание индивидуальных  актов управления.

Это разновидность юридических  факторов(Пр: назначение в/служащего на

должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного

управления, т.к они влекут юридические последствия.

 

   2. НЕПРАВОВЫЕ

    . не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических

      действий.

    . не порождают, а прекращают  административные отношения.

    . Осуществление организационных  операций.

        А) Разработка  научно-обоснованных рекомендаций.

        Б) Подбор  кадров.

        В) Проведение  совещаний.

    . Материально-технические  операции.

        А) Работа  с информацией.

        Б) Ведение  делопроизводства.

        В) Проведение  исследований.

        Г) Подготовка  к изданию НПА.

 

Управленческие действия вызывают последствие юридического характера,

которое признано называть административно-правовыми формами.

Административно-правовое регулирование  может осуществляться в 2-х формах.

Административно-правовая форма может  быть представлена как своеобразная

система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать

основные действия органов и  должностных лиц (издание правовых актов) и

действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление

юридических последствий.

Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.

 

 

II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

Методы ГУ – это способ осуществления  его функций.

Сущность методов государственного управления определяется его социальной

природой. Знание методов говорит  о функционировании механизмов государства.

 

Методы ГУ – способы, средства практического  осуществления функций

государственного управления, достижение его целей.

 

Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель

управления обуславливает специфику  использованных методов, то правильный

выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

 

                            Характерные черты методов:

 

    . 1.Выражают связь субъекта  или объекта.

    . 2.Обеспечивает достижение  целей определённым способом  воздействия.

    . 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило

      поведения)

    . 4.Обладает временной  характеристикой (краткие и долгосрочные)

 

                                Виды методов:

     I. Убеждение – представляет  собой законопослушное поведение  всех

        субъектов,  способствует профилактики правонарушений.

 

                                    Меры:

      .  Разъяснение

      .  Обоснование

      .  Обсуждение

      .  Поощрение

                          По характеру воздействия:

 

    1.Прямое воздействие  – административные методы управления.

      . Одностороннее властное  воздействие субъекта управления  на поведение

        управляемых.

      . Обязательность  исполнения управленческой стороной  решений стороны

        управляющей.

      . Возможность наступления  правовой ответственности за  невыполнение

        управляемой  стороной законно – отданных  распоряжений.

    2.Косвенное воздействие.  Цели достигаются по средствам  воздействия на

   интересы управляемой стороны,  т.е создаются такие условия, когда

   управляемая сторона сама  без властного воздействия выбирает  вариант

   поведения.

   Социально психологические  методы управляющего воздействия:

   Все методы тесно взаимосвязаны,  и применяются косвенно.

    II. Принуждение – разновидности  государственного принуждения и  являются

        средствами  обеспечения правопорядка.

         . Вне судебное  применение предусмотренных законными либо

           подзаконными  административно - правовыми нормами  принудительных

           мер  административно – властного  органа.

         . Направленность  на выполнение общеобязательных  правил поведения в

           сфере  государственного управления.

 

                     Виды административного принуждения:

 

        1.Административное  предупреждение

        2.Меры административного  пресечения

        3.Меры административной  ответственности.

 

        1-Профилактический  характер, принудительный порядок  в виде

        ограничений  и запретов.

        2-Пресечение  правонарушений и наступления  вредных последствий.

   III. Правовые акты управления

   Это основная правовая  форма реализации задач органов  государственной

   власти.

         . Юридическая  природа

         . Государственно-властный  характер

         . Обязательность  исполнение адресатами

         . Односторонность  волеизъявления компетентного субъекта

         . Установление  обязательных правил поведения

      Правовой акт управления  – это официальное подзаконное  решение принятое

      ОИВ в одностороннем  властном порядке, и с соблюдением  определённых

      процедур по вопросу,  отнесённому к его компетенции,  имеющий

      определённую законом  форму и порождающий юридические последствия.

                       Виды правовых актов управления:

 

     1. По юридическим  свойствам

            . Нормативные. Содержат нормы  права, призванные урегулировать

              однотипные общественные отношения,  рассчитанные на длительный

              срок действия.

            . Индивидуальные. Акты применения  норм права.

     2. По сроку действия

            . Бессрочные

            . Срочные

     3. По территории

            . Акты, действующие в пределах  РФ.

            . Акты, действующие в пределах  субъекта РФ.

            . Акты, действующие в пределах  административно –

              территориальной единицы.

     4. По характеру компетенции

            . Общего

            . Отраслевого

            . Межотраслевого

     5. По органам, издающие  акты

            . Указа президента, распоряжения  президента.

            . Постановления распоряжения правительства.

            . Приказы, распоряжения, указания, инструкции  министров.

            . Постановления государственных  комитетов

            . Приказы, распоряжения руководителей  государственных

              комитетов, федеральных служб,  агентств, надзоров.

                        Основные требования к актам:

               . Издание полномочными на то  органами в пределах своей

                 компетенции.

               . Соблюдение порядка принятия

               . Издание по установленной форме  и подпись соответствующего

                 должностного лица.

               . Соблюдение порядка опубликования  и вступление в законную

                 силу актов.

 

 

Тема:       Ответственность  по Административному праву.

 

План:

   1. Правовые основы и виды  ответственности

   2. Понятие и особенности  административной ответственности

   а) Понятие и признаки  административного правонарушения

   б) Виды административных  взысканий

   в) Правила наложения  административных взысканий

   3. Дисциплинарная ответственность  и ее субъекты.

   4. Материальная ответственность  в административном порядке и  ее субъекты.

 

 

Правовые основы и виды ответственности  па административному праву.

   В отличие  от  Уголовного  права,  которое  регулирует  единственный  вид

юридической  ответственности  –  уголовную  (в  соответствии   с   УК   РФ),

Административное    право    три    вида    юридической     ответственности:

административную, дисциплинарную и  материальную.

 

Понятие и особенности административной ответственности.

   Основанием   административной   ответственности    является    совершение

физическим лицом административного  правонарушения (проступка)  –  статья  10

КоАП..

   Административный  проступок   –  это  посягающее  на  государственный или

общественный порядок, собственность, права и свободы человека и  гражданина,

на установленный порядок   управления  противоправное  виновное  (умышленное

или неосторожное) действие либо бездействие,  за  которое  законодательством

предусмотрена административная ответственность.

   Признаки административного  правонарушения:

Общественная вредность (посягательство)

Противоправность

Виновность

Вина – психическое отношение  лица к содеянному им и его последствиям.

Вина выражается:

умысел (прямой, косвенный) – ст. 11 КоАП

неосторожность – ст. 12 КоАП

4. Наказуемость

      Виды административных  взысканий перечислены в ст. 24 КоАП  (8  видов);

правила наложения административных взысканий гл. 4 КоАП.

 

3.  Дисциплинарная ответственность  и ее субъекты.

             Дисциплинарная   ответственность   наступает   при   совершении

должностным лицом  дисциплинарного  проступка.  Дисциплинарный  проступок  –

неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным  лицом  возложенных  на

него обязанностей.

      Виды дисциплинарных  взысканий:

Замечание (устное) – правовых последствий  не несет

Выговор

Строгий выговор

Предупреждение о неполном служебном  соответствии

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"