Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..

Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60

Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, Россия сделала конкретные шаги к усовершенствованию и модернизации конституционного права на высшее образование, подписав Болонскую Декларацию, однако это обязывает за короткий промежуток времени решить много разных задач в сфере образования. Например, одной из основных составляющих Болонского процесса является проблема механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Очевидно, что разрешение проблем, препятствующих оптимальному финансированию сферы образования, является первостепенной задачей в деле обеспечения качества российского образования. Существуют проблемы, касающиеся несоответствия российской системы высшего образования европейской системе, слаба конкурентоспособность российского образования. Поэтому участие России в Болонской Конвенции должно быть при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования, формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования следующего поколения с использованием зачетных единиц. Размышляя о 2010 годе и последующем периоде министры констатировали, что продолжая свое развитие, Европейское пространство высшего образования будет и далее отвечать на вызовы глобализации, в связи с чем потребность в сотрудничестве будет существовать и после 2010 года.  

Заключение.

       В ходе написания дипломной работы был проведен анализ законодательства в области регулирования образования, касающихся международных договоров, участником которых является Российская Федерация, Конституции Российской Федерации 1993г., федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

      В изучении материала стало  очевидно, что в настоящее время  имеются недоработки в законодательстве и применения ее на практике.

      Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах жизни, в деятельности всех социальных институтов. Естественно, что в стороне от этих изменений не может оставаться такой важный социальный институт, как образование. Демократизация общественных процессов, социально-экономическое реформирование, переход к рынку в начале 90-х годов XX века, привели к росту образовательных потребностей и, как следствие, к увеличению спроса на количество и качество образовательных услуг со стороны различных слоев населения.

       Основная идея государственно-общественного  управления образованием состоит  в том, чтобы объединить усилия  государства и общества в решении  проблем образования, предоставить субъектам  образовательных отношений (родителям, учащимся, образовательным учреждениям) больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов в организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

       Государство способно создать систему, позволяющую обеспечить все перечисленные гарантии и сделать право на образование доступным для каждого. При этом важно, чтобы система образования не была исключительно государственной. Для нормального и эффективного функционирования любой системы образования необходимо, чтобы «государственное и частное, государственное и общественное начала находились в разумном сочетании и оптимальном балансе». Только в этом случае будут соблюдены требования международного законодательства относительно свободы образования, тесно связанной с пониманием права на образование как естественного права.

      Образовательные отношения формируются с учетом специфики образовательной  сферы и представляют собой самостоятельный вид правоотношений, который существенно отличается от правоотношений, образующих предмет гражданского, трудового, административного и остальных отраслей права. Образовательное право обладает необходимым признаком отрасли права – имеет собственный и оригинальный предмет правового регулирования, характеризуется своеобразным юридическим режимом, который наиболее ярко воплощается в методике правового регулирования, имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения; нормативные положения такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права, имеет развитую систему источников права, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех, без какого-либо исключения, отношений, образующих содержание предмета этой отрасли; как правило в своей основе источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий основополагающие, исходные нормы.

        Проблемы ответственности в области  образования обусловлены, в первую  очередь, ее законодательной неурегулированностью,  размытостью, неэффективностью норм  и связанны именно с установлением  в законе оснований ответственности, а также с явной недостаточностью и непродуманностью правовых санкций в законодательстве об образовании. Это, в свою очередь, приводит к большим сложностям в формировании средств правовой защиты участников сферы образования, в то время как введение механизма ответственности обуславливает основания правовой защиты участников в области образования.

    Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

    Новый законопроект будет призван заменить законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятые еще в начале девяностых. Как говорится в концепции, документ должен устранить "проблемы и противоречия" действующего законодательства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.

      Предстоит существенная модернизация  и структуры образования в  соответствии с требованиями  основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, обороны,  государственной службы и др. В процессе модернизации управления образование предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход, от патерналистской модели управления к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

       Необходимо расширить участие  общества в выработке, принятии  и реализации правовых и управленческих  решений в образовании. Этот  процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальным механизмам действенного общественного участия в развитии образования.

       Итак, Россия сделала конкретные шаги к усовершенствованию и модернизации конституционного права на высшее образование, подписав Болонскую Декларацию, однако это обязывает за короткий промежуток времени решить много разных задач в сфере образования. Например, одной из основных составляющих Болонского процесса является проблема механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Очевидно, что разрешение проблем, препятствующих оптимальному финансированию сферы образования, является первостепенной задачей в деле обеспечения качества российского образования. Существуют проблемы, касающиеся несоответствия российской системы высшего образования европейской системе, слаба конкурентоспособность российского образования. Поэтому участие России в Болонской Конвенции должно быть при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования, формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования следующего поколения с использованием зачетных единиц.

        Существует ряд причин, препятствующих  восприятию широкой научной общественностью образовательного права как новой отрасли права. К основным причинам относятся: консерватизм мышления и отсутствие основополагающего законодательных актов, имеющих своим предметом образовательные отношения в чистом виде, свободном от связей с другими отраслями права.

        Проблема правового регулирования  образовательных отношений относятся  к числу фундаментальных проблем  в российской юридической науке.  Насущной потребностью для развития  механизма правового регулирования  образования в стране является принятие Кодекса Российской Федерации об образовании.

        Исходя из содержания дипломной  работы, можно сделать следующий  вывод: цели и задачи, поставленные  во введение, можно считать достигнутыми, так как проанализировав нормативно-правовую базу и научные источники, удалось выявить ряд пробелов в существующем законодательстве. Однако, представляется, что полностью разрешить существующие вопросы регулирования образования в России в рамках дипломной работы невозможно, т.к. проблематика исследуемой области как в Российском, так и международном образовательном праве имеет, по сути, неисчерпаемый характер. 
 

Список  использованной литературы 

Нормативные правовые документы 

1. Всеобщая  декларация прав человека. Принята  Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. // Система «Консультант». 2011.

2. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования> (Болонская декларация) (Принята в г. Болонье 19.06.1999). // Система «Консультант». 2011.

2. Конвенции  о правах ребенка. Принята 20.11.1989 года Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблей ООН.  // Система «Консультант». 2011.

3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993). // Система «Консультант». 2011.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека (утв. ФСИН РФ) (1952 г.) // Система «Консультант». 2011.

5. Международный пакт от 16.12.1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах». // Система «Консультант». 2011.

6. Конституция Российской Федерации. М.: Рольф, 2009.

7. Федеральный закон от 22.07.1992. № 3266-1 «Об образовании» (в ред.от от 17.12.2009 N 313-ФЗ). // Система «Консультант».2011.

8. Федеральный закон от 22.08.1996. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Система «Консультант». 2011.

9. Федеральный закон от 18 октября 2000 г. №796 «О лицензировании образовательной деятельности». // Система «Консультант». 2011.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «Об утверждении Национальной доктрины образования в Российской Федерации». // Система «Консультант». 2011.

11. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277(в ред. от 24.09.2010 №749) «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности». // Система «Консультант». 2011.

12. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении». // Система «Консультант».2011.

13. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 (в ред. от 10.03.2009 г. №216) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении». // Система «Консультант». 2011.

14. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №142 «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». // Система «Консультант». 2011.

15. Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 года №164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» (вместе с «Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования»). // Система «Консультант». 2011.

16. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751 «Об утверждении Национальной доктрины образования в Российской Федерации». // Система «Консультант». 2011.

17. Постановление Правительства от 11 марта 2011 года №165 «О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях». // Система «Консультант». 2011.

18. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 11.03.2011) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы». // Система «Консультант». 2011.

19. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 утверждена Федеральная целевая "программа" развития образования на 2011 - 2015 годы. // Система «Консультант». 2011. 

Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы