В 2002 году Министерство образования
РФ инициирует эксперимент по
введению системы зачетных единиц
в вузах. 2 июля 2003 года Министерство
издает приказ № 2847 «О проведении
эксперимента по использованию зачетных
единиц в учебном процессе», согласно
которому в целях совершенствования планирования
и организации учебного процесса, увеличения
роли самостоятельной работы студента
и оптимизации учебной нагрузки педагогических
работников в ВУЗах России в 2003 – 2005 годах
проводится эксперимент по применению
системы зачетных единиц и кредитов в
рамках преподавания отдельных специальностей.
В список экспериментальных вузов были
включены 22 учебных заведения России.
В приложении к приказу Министерство образования
РФ № 215 от 29.07.2005 г. «Об инновационной деятельности
высших учебных заведений по переходу
на систему зачётных единиц» было названо
39 вузов, участвующих в эксперименте. Головным
вузом по изучению и введению системы
зачетных единиц (ESTS), призванным осуществлять
систематический анализ и обобщение инновационной
деятельности назначается Российский
государственный университет дружбы народов80.
В том же году была разработана и направлена
во все вузы России «Методика расчета
трудоемкости основных образовательных
программ высшего профессионального образования
в зачетных единицах» (Письмо Минобразования
России от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988 ин\13)81.
Эта Методика учитывала особенности российской
системы образования и рекомендовала
вузам определенный порядок расчета зачетных
единиц, совместимый с ECTS.
Особое внимание должно быть
обращено на проблему присоединения
России к Болонской декларации
1999 года. Исходя из вышесказанного,
Санкт-Петербургский государственный
университет выступил с инициативой
активного включения нашей страны в Болонский
процесс. По инициативе Санкт-Петербургского
университета в декабре 2002 г. Министерство
образования РФ провело Первый Международный
семинар «Интеграция российской высшей
школы в общеевропейскую систему высшего
образования: проблемы и перспективы».
В работе семинара приняли участие эксперты
Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных
организаций, представители законодательных
и исполнительных органов власти Российской
Федерации, ректоры и проректоры вузов
России, представители общественных организаций82.
На семинаре обсуждались следующие основные
вопросы: 1) цели, задачи и механизмы создания
общеевропейской системы высшего образования;
2) условия и критерии, определяющие готовность
вхождения национальных систем высшего
образования в Болонский процесс, возможность
гибкого подхода к этим условиям и критериям;
3) степень готовности России к присоединению
к Болонской декларации с учетом исторических
традиций и особенностей отечественной
высшей школы; 4) роль классических российских
университетов в интеграции России в общеевропейскую
систему высшего образования; 5) механизмы
реализации в РФ Лиссабонской конвенции;
6) программа законодательных, организационных
и научно-методических мероприятий, направленных
на присоединение России к Болонской декларации
и реализации ее основных принципов.
Участники семинара отметили, что в Российской
Федерации уже созданы предпосылки для
вхождения системы высшего профессионального
образования в Болонский процесс, такие
как: а) действующее законодательство
предусматривает возможность реализации
многоступенчатой структуры высшего профессионального
образования, более того в ряде вузов уже
функционирует многоступенчатая структура
основных образовательных программ; б)
на территории России проводятся эксперименты
по организации образовательного процесса
в вузах на основе зачетных единиц; в) в
России активно совершенствуется государственная
система оценки качества высшего профессионального
образования, а также формируются внутривузовские
системы управления качеством образования.
Итогом работы семинара стала выработка
целой серии рекомендаций, адресованных
Минобразованию России: при реализации
программы модернизации отечественной
системы высшего профессионального образования
учитывать перспективы вступления Российской
Федерации во Всемирную Торговую Организацию,
а также положения Болонской декларации
и сопровождающих ее документов; 1) обеспечить
доступность для граждан и студентов зарубежных
стран информации о российской системе
образования, о структуре квалификаций,
дипломов и о процессах модернизации высшего
профессионального образования в России;
2) разработать предложения по оптимизации
состава и структуры Перечня направлений
подготовки и специальностей высшего
профессионального образования с учетом
необходимости интеграции России в общеевропейское
и мировое образовательное пространство;
3) активизировать взаимодействие с министерствами
(ведомствами) Российской Федерации по
расширению практического признания квалификации
(степени) "бакалавр" на предприятиях,
в учреждениях и организациях конкретных
отраслей; 4) разработать методологию модульного
построения образовательных программ
высшего профессионального образования;
5) разработать рекомендации по формированию
государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования
следующего поколения с использованием
зачетных единиц; 6) разработать систему
выпускных документов, совместимых с общеевропейским
«Приложением к диплому» (Diploma Supplement); 7)
ускорить принятие решений по инициированию
подключения Российской Федерации к Болонскому
процессу.
Таким образом, Первый международный
семинар очертил основные направления
движения России в сторону
Болонского процесса с учетом
уже имеющихся достижений и
обращением внимания на специфические
черты российской образовательной системы
в ее экономической и социальной практике.
Документом, уточняющим и конкретизирующим
направления деятельности в рамках Болонского
процесса стал приказ Министерство образования
науки РФ от 15 февраля 2005 года «О реализации
положений Болонской декларации в системе
высшего профессионального образования
Российской Федерации» и «План мероприятий
по реализации положений Болонской декларации
на 2005 – 2010 гг.». В этих документах сформулированы
следующие задачи83.
Задача
1: Развитие системы высшего профессионального
образования (ВПО) на двух основных уровнях
– бакалавриат и магистратура. Для достижения
этой цели запланированы следующие мероприятия:
- в течение
2005 года внести в Правительство РФ проект
федерального закона «О внесении изменений
в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный
закон "О высшем и послевузовском образовании"»
в части установления двух уровней ВПО;
- в течение
2005 года внести в Правительство РФ проект
федерального закона «О внесении изменений
в законодательные акты РФ» в части предоставления
права представителям объединений работодателей
участвовать в государственном прогнозировании
и мониторинге рынка труда, формировании
перечней направлений подготовки (специальностей),
разработке государственных образовательных
стандартов профессионального образования
и процедурах контроля качества профессионального
образования;
- в 2005 – 2006
гг. Министерство образования науки должно
разработать модели подготовки бакалавров
и магистров с учётом особенностей профилей
подготовки в ВПО, а также перечень направлений
подготовки (специальностей) ВПО с учётом
российских и мировых потребностей рынка
труда;
- на 2007 – 2008
гг. запланированы разработка, утверждение
и введение в действие ГОС ВПО третьего
поколения, сформированных на основе компетентностного
подхода и системы зачётных единиц.
Задача
2: Изучение и введение системы зачётных
единиц (ECTS), для чего необходимо:
- в течение
2005 – 2010 гг. подготовить информационные
материалы для вузов по практике применения
зачётных единиц и ходу эксперимента по
использованию зачётных единиц в учебном
процессе, проводимого в соответствии
с приказом Министерства образования
России от 2 июля 2003 года; сюда входят: анализ
опыта, накопленного вузами уже перешедшими
на систему кредитов, обобщение результатов
эксперимента по использованию системы
зачѐтных единиц в российских вузах, расширение
инновационной деятельности вузов по
переходу на систему зачѐтных единиц,
внедрение модульных технологий построения
образовательных программ ВПО и переход
на асинхронную организацию образовательного
процесса.
- в 2005 – 2006
гг. сформировать методическую базу накопительной
системы зачѐтных единиц (кредитов) в ВПО
России;
- в 2008 году
запланирован всеобщий переход на систему
зачѐтных единиц.
Задача
3. Введение приложения к диплому о ВПО,
совместимого с общеевропейским приложением
к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement).
Для решения этой задачи необходимо:
- разработать
образец приложения к диплому на основе
единой системы классификации образовательных
программ профессионального образования
РФ, методических рекомендаций по заполнению
приложения к диплому;
- необходим
также перевод на английский язык дисциплин
федеральных компонентов ГОС ВПО (государственные
образовательные стандарты высшего профессионального
образования) и их публикация;
Задача
4: Создание и обеспечение деятельности
сопоставимой системы признания иностранных
документов об образовании в РФ и российских
документов в государствах-участниках
Болонской декларации. В свете этого актуальным
является:
- решение вопросов
признания иностранных документов об
образовании в государствах-участниках
Болонской декларации на основе разработки
методических рекомендаций по академическому
и профессиональному признанию российских
документов об образовании в государствах-участниках
Болонской декларации, а также совершенствования
систему признания иностранных документов
об образовании на территории РФ;
- создание
системы подготовки переподготовки кадров
по вопросам признания на территории РФ
иностранных документов об образовании.
Задача
5: Проблема качества образования и разработки
сопоставимых методологий и критериев
оценки качества образования. В этом направлении
запланировано следующее:
- к 2006 году
– создание системы сопоставимых критериев,
методик и технологии оценки качества
образования с целью обеспечения гармонизации
российской системы оценки качества образования
с европейскими системами;
- разработка
технологии государственной аккредитации
отдельных образовательных программ ВПО;
- создание
инфраструктуры признания российской
системы оценки качества образования
другими странами-участницами Болонского
процесса, создание банка данных образовательных
программ российских и зарубежных вузов,
лицензированных в РФ, и результатов их
оценивания при аккредитации;
- привлечение
зарубежных экспертов к работе экспертных
комиссий по оценки качества образования;
- участие в
работе международных организаций (сетей);
- содействие
вхождению России в европейскую сеть агентств
по обеспечению качества образования
(ENQA);
- организация
и проведение рабочих семинаров Международной
сети агентств по гарантии качества высшего
образования INQAAHE (2008 г.) и Сети аккредитационных
агентств стран Центральной и Восточной
Европы CEENET (2007 г.) в России;
- создание
Евразийской сети органов по оценке качества
образования (страны СНГ и Балтии) и обеспечение
совместной деятельности.
Задача
6: Содействие развитию академической
мобильности студентов и преподавателей
вузов. Для этого необходимы:
- нормативно-правовая
поддержка осуществления академической
мобильности студентов и преподавателей;
- создание
системы предоставления институциональных
и индивидуальных грантов для обеспечения
внутрироссийской и европейской мобильности
российских студентов и преподавателей.
В 2004 году сформировалась правовая база
системы оценки качества образования
в Российской Федерации, которая включала
Закон Российской Федерации «Об образовании»
(от 10 июля 1992 года № 3266-1 с последующими
изменениями и дополнениями) и Федеральный
закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ),
а также постановления Правительства
Российской Федерации «О государственной
аккредитации высшего учебного заведения»
(от 2 декабря 1999г. № 1323) и «О лицензировании
образовательной деятельности» (от 18 октября
2000г. № 796).
Одним из направлений, по которым
оцениваются социальные эффекты,
получаемые в процессе и по
результатам реализации Программы,
является интеграция в европейское
образовательное пространство, повышение
мобильности профессионального образования,
рост экспорта образовательных услуг,
в том числе расширение сотрудничества
с европейскими странами в области обеспечения
качества образования (увеличение количества
вузов, прошедших институциональную и
специализированную аккредитацию и внедривших
системы управления качеством на основе
международного стандарта); введение системы,
обеспечивающей сопоставимость дипломов,
путем внедрения легко сравнимых степеней,
Болонских студенческих документов (Европейский
табель курсов, приложения к диплому (Diploma
Supplement), кредитов ECTS в накопительно-переводном
«формате» (увеличение количества вузов,
использующих эти инструменты); увеличение
количества вузов, соответствующих международным
требованиям (имеющих валидизацию);
рост академической мобильности студентов,
академического и административного персонала
(увеличение количества выданных ссуд
и грантов для финансового обеспечения
академической мобильности студентов
и преподавателей, увеличение числа граждан
Российской Федерации в возрасте до 30
лет, участвующих в международных обменах);
рост экспорта образовательных услуг (увеличение
числа граждан других государств, обучающихся
в учреждениях профессионального образования
Российской Федерации).