Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..
Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60
Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75
Программы профессионального
Основное направление развитых
демократических, правовых
Корректировки образовательное
законодательство потребует и
при решении проблемы
В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.
Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Введение «третьего» уровня высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура). Отнесение к этому уровню высшего образования ординатуры и ассистентуры-стажировки. Отсутствие в структуре уровней образования докторантуры.
Введение «третьего» уровня высшего образования – подготовка научно- педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура) – логически обосновано.
Подготовка научно-
- учебная
деятельность в соответствии
с федеральными
- научная
деятельность, которая предполагает
активную работу аспиранта,
- рефлексивную
деятельность для снятия
Из этого следует обязательное
отнесение «третьего» уровня
к высшему образованию.
Также к проекту
Предполагаемая в проекте закона система уровневого высшего образования и видов образовательных организаций имеет смысл при условии четкого указания критериев классификации. При этом:
- в законе
должны быть прописаны
- в законе
должен найти отражение тот
факт, что результатом образования
является не только трансляция
существующего культурного
- в заключительном
слове на конференции
а) действительно
включать колледжи в категорию образовательных
организаций высшего
б) предлагаемый в проекте закона термин «колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата противоречит п.3 статьи 112 проекта закона «Об образовании». Высшее образование, поскольку она не предполагает квалификации «прикладной бакалавр»;
в) утверждение, «что сегодня в высшей школе только 16% занимающихся наукой» вступает в противоречие с фактом, что в высшей школе более 50% или занимающихся наукой, или занимавшихся до развала системы, основанной на интеграции в высшей школе образования и науки. Поэтому задача состоит не в закрытии вузов со слабо развитой научной инфраструктурой, а в обеспечении на федеральном уровне развития вузовской науки;
г) в
соответствии с вышеизложенным предлагаемая
в проекте закона классификация
видов образовательных
Предлагается установить два вида образовательных организаций высшего образования – «институт» и «университет», предусмотрев для института выполнение научных исследований, и исключить из проекта закона «Об образовании» п.4 ст.113. Закрепление равноправия государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций различных видов на доступ к финансированию за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как было:
Вузы: институт - академия - университет.
Профобразование: начальное, среднее, высшее.
Вне конкурса зачислялись олимпийцы, олимпиадники и 150 категорий льготников. И как будет:
Вузы: колледж - институт - университет.
Профобразование: среднее, высшее. Вместо учреждений НПО (научно-программное обеспечение) - центры профессиональных квалификаций.
Вне конкурса будут зачисляться только олимпийцы и олимпиадники.
Конкурсное распределение контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от результатов ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения.
Конкурсное распределение
- региональные организации высшего образования окажутся в неравном положении с центральными из-за оттока абитуриентов с высокими баллами;
- отток
абитуриентов с высокими
- при
сокращении контрольных цифр
приема региональные вузы не
смогут обеспечивать
Авторы законопроекта предлагают отменить большую часть льгот при поступлении в вузы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право на льготу. Теперь "преимущественное право зачисления" на бюджетные места будут иметь не больше десятка категорий граждан: сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, "чернобыльцы" и некоторые другие. Причем они смогут воспользоваться льготой только при условии "успешного прохождения вступительных испытаний", то есть не провалив экзамены. Взамен Министерство образования науки предлагает право сокращенным льготникам бесплатно заниматься на подготовительных отделениях при вузах70.
Новый закон призван заменить законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятые еще в начале девяностых. Как говорится в концепции, документ должен устранить "проблемы и противоречия" действующего законодательства, которое обросло избыточным количеством подзаконных актов71.
Итак,
можно сделать вывод, что развитие
системы образования Российской
Федерации напрямую связано с
проводимой социальной политикой в
соответствии с «Основными направлениями
социально-экономической
«Опора
на образованность общества, на качество
человеческого капитала позволит России
сохранить свое место в ряду государств,
способных оказывать влияние на мировые
процессы. Образование должно помочь России
ответить на вызовы, стоящие перед ней
в социальной и экономической сферах,
в обеспечении национальной безопасности
и укреплении институтов государства.
Именно "социальный заказ" общества
и государства будет определять направления
развития и изменения системы образования
России в первом десятилетии 21 века»72.
Вопросы модернизации, обусловлены ходом кардинальной модернизации Российского общества которое объективно вызывает структурные, неоднозначно выраженные по содержанию и направленности функциональные изменения всех видов отношений в жизнедеятельности человека и социума. Под воздействием социальных трансформаций в стране, а также процесса глобализации наиболее противоречиво изменяются духовные основы образа жизни людей, направленность их духовной мотивации в поведении и деятельности.
Современная трансформация духовной жизни в особой мере усложняет решение задач воспитания и обучения кадров в ходе их профессиональной подготовки73.Это во многом объясняется тем, что в общественном и индивидуальном сознании расширяются идеи и чувства свободы и творчества, личностной мотивации к самосознанию и самореализации в профессиональной деятельности.
Таким образом, в философских и практических аспектах возрастает необходимость выявления и изучения закономерностей и тенденций функционирования духовных процессов во всех сферах жизнедеятельности. В этой связи возрастает значение исследования особенностей реализации духовного в решении задач профессионального воспитания, и обучения кадров на уровне современных требований74.
Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы