Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..

Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60

Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

        Российская система образования в течение почти 20 лет находится в условиях постоянного реформирования, а такая социальная группа, как студенты, подвергшись двойному воздействию модернизации – и как часть общества, и как часть системы образования.

      Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования, а именно:

    - ускорение  темпов развития общества, расширение  возможностей политического и  социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

    - возникновение  и рост глобальных проблем,  которые могут быть решены  лишь в результате сотрудничества  в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

    - динамичное  развитие экономики, рост конкуренции,  сокращение сферы неквалифицированного  и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности75.

       Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

        Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения.

       Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи76.

       В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

        Меры государственной поддержки образования, должны сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместного с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

       Главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

       Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

       Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

      Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р «О Концепции модернизации российского образования до 2010 года» называются первоочередные и взаимосвязанные задачи77:

    - обеспечение  государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

    - достижение  нового современного качества  дошкольного, общего и профессионального  образования;

    - формирование  нового современного качества  дошкольного, общего и профессионального  образования;

    - повышение  социального статуса и профессионализма  работников образования, усиление  их государственной и общественной  поддержки;

    - развитие  образование как открытой государственно-общественной  системы на основе распределения  ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

       Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

       Значительное внимание уделяется современным проблемам управления развития образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.  В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

         Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования - модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего - образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

       Таким образом, просматривая основные тенденции модернизации, которые состоят в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

       Система образования строилась и закладывалась временем и его требованиями. Современный этап реформирования образования позволит улучшить структурирование органов управления, расширить их полномочия, обновить функции, определяя приоритетность области и государственного правового регулирования. Предстоит существенная модернизация и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, обороны, государственной службы и др.

       В процессе модернизации управления образование предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход, от патерналистской модели управления к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

       Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальным механизмам действенного общественного участия в развитии образования. 
 
 

  1. Правовые  аспекты интеграции Российской Федерации  в европейское образовательное пространство.
 

          На сегодняшний день российская  система образования в очередной  раз оказалась на пороге грядущих  изменений. Какими бы ни были  эти изменения, но ясно одно, что их целесообразность можно  принять лишь в том случае, если они направлены на повышение качества образования, развитие и укрепление национальной образовательной системы. Необходимо, прежде всего, как можно точнее определить социальную нишу, которую должно занимать образование, и в частности, высшее профессиональное образование в новых экономических условиях78.

      Главный постулат Болонского  процесса: необходимо выполнить  действия для лучшего взаимного  понимания диверсифицированных  систем образования стран участниц  Болонского процесса с сохранением  национальных особенностей и достижений каждой из систем.

       Основная цель Болонского процесса – установить к 2010 году единое Европейское пространство высшего образования. Выполнение этой ключевой задачи отражено в 10 известных позициях, которые определены основными документами Болонского процесса.

       С начала XXI века число стран, признавших/подписавших Болонскую декларацию неуклонно росло. На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 45 стран. 29 декабря 2001 года Распоряжением Правительства РФ № 1756-р после общественного обсуждения и рассмотрения на заседаниях Государственного Совета и Правительства была одобрена и введена в действие подготовленная Министерством образованием России Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года79.

        В Концепции модернизации, закрепляющей направления государственной политики в области образования, однако, нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах Болонского процесса. Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах Болонского процесса, то нетрудно заметить определенную схожесть между ними.

         В первую очередь необходимо отметить признание важности образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества. Признавая за российской системой образования способность конкурировать с системами образования передовых стран, Концепция указывает на необходимость широкой поддержки со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства образовательной сфере, глубокой и всесторонней модернизации образования.

      Россия присоединилась к Болонскому  процессу 19 сентября 2003 года в Берлине  на встрече министров, отвечающих  за высшее образование в 33 странах, где министр образования РФ В.М. Филиппов заявил, что Россия готова стать участником общеевропейского проекта. Однако, подготовка к участию России в Болонском процессе началась значительно раньше. Так, в 2002 и 2003 гг. в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета прошли Международные семинары "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы"; в этот же период на базе Российского университета дружбы народов состоялись два Всероссийских совещания "Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании". В 2003 г. в Санкт-Петербурге состоялось совещание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса. В России первые прямые обращения к документам Болонского процесса произошли только в первые годы XXI века, то есть, по сути, тогда, когда уже были сформулированы основные принципы, создана система сотрудничества и механизмы контроля над ходом процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской. Для этого, по мысли государственных деятелей и представителей вузовских корпораций, было необходимо создать условия и найти пути для признания российских документов об образовании в европейских государствах. Первая рабочая группа была собрана в марте 2001 года по инициативе и под руководством заместителя министра образования В.Д. Шадрикова. Основной интерес в работе этой группы вызвал вопрос о введении двухуровневой системы образования как способе занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг и проблема взаимного признания документов о высшем образовании.

Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы