Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..
Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60
Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75
Глава
2. Правовое регулирование
образования в России.
1. Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования.
В образовательном праве
В числе основных компонентов массива действующего законодательства выделяют пять относительно самостоятельных разделов:
1) о
дошкольном и общем
2) о
начальном профессиональном
3) о
среднем профессиональном
4) о
высшем и послевузовском
5) о дополнительном образовании62.
Юридическая закономерность, согласно
которой каждая отрасль права
имеет особый, присущий ей метод
правового регулирования, в
Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
В 2010 году прошла Всемирная Конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста в Москве, в ней принимали участие около тысячи человек из более чем 120 стран мира. Цель этой конференции была защита прав и интересов детей во всем мире, развитие политики в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, направленной на создание благоприятных стартовых возможностей в области развития и обучения для всех детей, в том числе из неблагополучной среды и социально незащищенных слоев общества. Обсуждались актуальные вопросы и научные исследования в таких областях как совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, развитие интеллектуального потенциала детей младшего возраста, роль государства и общества в создании благоприятных условий для развития дошкольников.
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя три ступени соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование63. Общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.), что предусмотрено Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 (в ред. от 10.03.2009 г. №216) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении».
Особая ценность общего
В Российской Федерации
Для характеристики правового
статуса в целом
В основе образовательно-правовых форм лежат различия, отражающие прежде всего образовательную направленность создаваемых процессов организаций, т.е. педагогические характеристики, связанные с целевым назначением образовательных учреждений (обучение и воспитание), уровнем и типом ( основные и дополнительные) реализуемых образовательных программ и соответственно образовательным уровнем и (цензом) выпускников, направленностью образовательного учреждения (экономическая, правовая, инженерно-техническая, естественно-научная и т.п.),педагогическим режимом, а также характером учредителя (государство, муниципальные образования; частные лица), иными признаками педагогического, научного, социокультурного характера. Названные признаки, взятые в совокупности, лежат в основе установленной законом Российской Федерации об образовании классификации образовательным учреждениям на типы и виды, что влечет установление определенных образовательных прав обязанностей, ответственности образовательных учреждений. Тем самым правовое положение образовательных учреждений закрепляется в законодательно устанавливаемых образовательно-правовых формах.
В Российской Федерации
Начальное профессиональное образование устанавливается от 14 июля 2008 года № 521 Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования». В нем сказано, что настоящее типовое положение о начальном профессиональном образовании регулирует деятельность государственных учреждений, занимающихся образовательной деятельностью в системе начального профессионального образования в России. Негосударственные образовательные учреждения данное положение о начальном профессиональном образовании принимают в качестве рекомендуемого. Типовое положение о начальном профессиональном образовании рассматривает порядок лицензирования учреждения начального профессионального образования. В этом положении о начальном профессиональном образовании приводятся подразделения образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере начального профессионального образования. Такими подразделениями (видами) начального профессионального образования являются профессиональные училища, реализующие основные образовательные программы в системе начального профессионального образования; лицеи узкой профессиональной направленности – как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы начального профессионального образования на более высоком, чем училища, уровне квалификации. При этом в положении о начальном профессиональном образовании сказано, что наименование учреждения устанавливается при его формировании и может быть изменено в установленном законом порядке.
Типовое положение о начальном профессиональном образовании дает образовательным учреждениям самостоятельность в формировании свое структуры. При этом образовательное учреждение начального профессионального образования должно иметь достаточную материально-техническую базу для создания в своих стенах учебных кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских, а также включать в свою структуру общежития и учебно-производственные хозяйства. Положение о начальном профессиональном образовании определяет основные задачи, стоящие перед системой начального профессионального образования. Таковыми являются: 1) всестороннее удовлетворение потребностей личности в получении профессионального образования, а также культурном и нравственном ее развитии; 2) гарантия обществу в подготовке квалифицированных работников; 3) прививание лицам, получающим начальное профессиональное образование гражданской позиции, трудолюбия и самостоятельности в творчестве.
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; 2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Однако новый законопроект «Об образовании», введет новации и в общеобразовательных учреждениях, в которых теперь колледжи будут носить полноценный статус вуза: в колледжах будут готовить бакалавров по прикладным, техническим специальностям.
Пересмотр системы начального профессионального и среднего профессионального образования (отсутствие в системе уровней образования начального профессионального образования как самостоятельного уровня образования, включение части программ НПО (научно-программное обеспечение) в программы СПО (свободное программное обеспечение) первого уровня и перевод оставшихся программ НПО в программы профессиональной подготовки).
Исключение как
Передача функций подготовки
высококвалифицированных
В Комитете Госдумы по культуре считают, что в новом законе "Об образовании" отдельно должен быть прописан высокий статус художественного образования. В частности, школы искусств следует относить не к системе дополнительного образования, а к предпрофессиональному образованию. И в проект надо внести строку об этом уровне образования65.
Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы