Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..
Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60
Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75
d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
e) должно
активно проводиться развитие
сети школ всех ступеней, должна
быть установлена
Содержание российского
Очевидно, что только государство
способно создать систему, позволяющую
обеспечить все перечисленные гарантии
и сделать право на образование доступным
для каждого. При этом важно, чтобы система
образования не была исключительно государственной.
Для нормального и эффективного функционирования
любой системы образования необходимо,
чтобы «государственное и частное, государственное
и общественное начала находились в разумном
сочетании и оптимальном балансе». Только
в этом случае будут соблюдены требования
международного законодательства относительно
свободы образования, тесно связанной
с пониманием права на образование как
естественного права.
2.
Образовательное право:
цели, задачи, предмет,
метод.
В теории права выделяют два вида системных, целостных образований: отрасль законодательства и отрасль права.
Отрасль законодательства
Примерами комплексных
1)Имеет собственный предмет правового регулирования.
2)Характеризуется своеобразным юридическим режимом, который наиболее ярко воплощается в методе правового регулирования.
Имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. 3)Нормативные положения такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.
4)Имеет развитую систему источников права, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех, без какого-либо исключения, отношений, образующих содержание, предмета этой отрасли. Как правило, в своей основе источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий ее основополагающие, исходные нормы13.
Исследуя проблемы образовательного права, нельзя обойти вниманием вопрос – о месте образовательного права в общей правовой системе России.
По данной проблеме в научной
литературе высказано
Рассмотрение законодательства, регулирующего
образовательные отношения,
Выше говорилось о близости
образовательного
Если согласиться с той схемой взаимоотношений законодательства и права, которая приводится в трудах А.Ф. Шебаева и С.С. Алексеева, то следует признать, что обосновавшиеся образовательное законодательство состоит на пути своего формирования как отрасли права18.
Следует помнить, что влияние
законодательства и права
С другой стороны,
Поэтому совершенно
Цели как объекта правового регулирования образования определены конституционными положениями, провозглашающими человека, его права и свободы высшей ценностью, а Российскую Федерацию – демократическим федеративным правом, социальным, светским государством с республиканской формой правления.
Политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закон РФ «Об образовании» (ст.14)
прямо не определят целевую
направленность образования, а
лишь устанавливает общие
Для целей исследования
Существуют различные подходы к классификации задач образования – чаще всего они связаны с основными сферами жизнедеятельности людей. Обобщенно можно выделить такие задачи в области образования, как: а) защита и обеспечение конституционного права граждан РФ на образование; б) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования их правовое регулирование в данной области отношений; в) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; г) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.
Выделяют две основные группы
социальных задач образования
по воспроизводству
На основе этих задач можно определить фактическое положение личности в системе образования и выделить ряд показателей, которые характеризуют условие проявления правового статуса гражданина как субъекта сферы образования в настоящее время: 1) место, который занимает образование ценностной ориентации субъекта; 2) уровень возможностей для реализации образовательно-правового статуса; 3) степень доступности образования для всех граждан с различным уровнем финансовых возможностей; 4) степень и уровень образования на основе бюджетного финансирования; 5) качество обучения в образовательном учреждении на основе бюджетного финансирования; 6) создание инновационных муниципальных образовательных учреждений для реализации субъектом права выбора дополнительных образовательных программ, форм и методов обучения25.
Управление системой
Понятие задачи можно определить как обязанность, круг деятельности, роль. Задачи системы образования проявляются в правовом аспекте через систему прав и обязанностей личности. Г.В. Мальцев справедливо полагает, что ничего более важного в структуре права, кроме прав и обязанностей, нет. По его мнению, система прав и обязанностей представляет собой сердцевину, центр правовой сферы, в которой лежит ключ к решению основных юридических проблем27. Как отмечает известный ученый-правовед Е.А. Лукашева, в правах и обязанностях не только фиксируются образцы и стандарты поведения, которые государство признает обязательным, полезным, целесообразным для общества, но и раскрывает основные положения взаимоотношений государства и личности28.
Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы