Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

допуск к  государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной  тайне и засекречиванию:

1) о чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) о фактах нарушения  прав и свобод человека и  гражданина;

5) о размерах золотого  запаса и государственных валютных  резервах Российской Федерации;

6) о состоянии здоровья  высших должностных лиц Российской  Федерации;

7) о фактах нарушения  законности органами государственной  власти и их должностными лицами.

Степени секретности  сведений и грифы секретности  носителей этих сведений

Устанавливаются три  степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

 

 

 

60. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.

1. Содержание управления  в области внутренних дел

Ст. 1. Закона о милиции  определяет, что милиция – это  система органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Две главные функции – борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Первая функция – смежное правовое регулирование осуществляют нормы УПК РФ и УК РФ. Вторая функция – административная деятельность ОВД. Регулируется Законом о милиции и нормами КоАП РФ.

Характеристика объекта деятельности органов внутренних дел, т.е., тех видов общественных отношений, которые охраняются этими органами.

Общественный  порядок – определенная система отношений, формирование и развитие которых способствует поддержанию общественного и личного спокойствия граждан, согласованности и ритмичности общественной жизни по обеспечению во взаимном общении людей им личной и имущественной неприкосновенности, чести и достоинства, благоприятных условий для осуществления гражданами их прав и обязанностей, для общественно-полезной деятельности и отдыха.

Общественная  безопасность – система общественных отношений, связанных с предотвращением и устранением явлений и опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей, имуществу организаций и граждан.

Виды безопасности:

а) безопасность дорожного движения (ФЗ  от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения»);

б) пожарная безопасность (ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»);

в) информационная безопасность, экологическая безопасность и т.п. регулируются специальными законами;

г) обеспечению безопасности использования источников повышенной опасности служит разрешительная система, обеспечивающая предварительный и последующий контроль органов внутренних дел за использованием средств повышенной опасности, как это определено ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (во взаимодействии с МЧС и ГО), ФЗ «Об оружии» и др.

Например, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Специальный вид безопасности – государственная безопасность является предметом специального регулирования, охраняется специальной системой органов государственной безопасности – ФСБ.

В целом, наряду с другими  органами ОВД осуществляют охрану правопорядка, который и складывается, в том числе, из охраняемых указанных общественных отношений. Правопорядок – наиболее широкая категория, предполагающая охрану правовых норм от нарушения, поддержание порядка в правовых отношениях. Эти категории отражены в названии структурных подразделений органов внутренних дел – Департамент обеспечения правопорядка в ЗАТО, Департамент обеспечения правопорядка на транспорте, Департамент охраны общественного порядка.

Таким образом, можно  выделить три главных блока охраняемых ОВД отношений – правопорядок, общественный порядок, общественная безопасность.

Общественный порядок  понимается в широком и узком  смысле, в широком – порядок в обществе, во всех общественных отношениях, в узком, специальном – порядок в общественных местах (понятие общественного места  характеризуется в теме «Административная ответственность»).

С общественным порядком тесно связаны общественное благоустройство, охрана экономических отношений и порядок в организациях (например, на крупных заводах).

Особенности управления внутренними делами как отрасли государственного управления:

1) четко выраженная  правоохранительная направленность;

2) обусловленная спецификой  этой среды возможность и необходимость использования государственно-властных полномочий (издание юридически обязательных актов управления, установление административного надзора за соблюдением установленных правил, запрещение и приостановление определенных действий и др.);

3) исполнительно-распорядительный  характер деятельности, с одной  стороны, это исполнение законов, с другой – распорядительная деятельность, осуществляемая путем издания актов правоприменительного характера;

4) это организационная  деятельность, а не просто правоохранительная  или юрисдикционная, ее особенности:  состоит в том, что она осуществляется в целях предупреждения правонарушений, поэтому большое место занимает профилактическая работа;

5) особенности внутриорганизационной  деятельности – более высокая  степень централизации управления  и дисциплины, управленческие решения  носят форму приказов, действия  исполнителей строго регламентированы, предъявляются высокие и особенные требования при подборе кадров – по физическим, деловым, моральным качествам, специальной подготовке и т.д.;

6) особый вид государственно  службы – правоохранительная  служба.

Организационно-правовые формы деятельности ОВД:

1. Административная деятельность, в том числе, паспортно-визовая  и лицензионно-разрешительная;

2. Оперативно-розыскная;

3. Уголовно-процессуальная.

Ранее к ведению ОВД  относились уголовно-исполнительная деятельность и госпожнадзор (переданы соответственно в ведение Министерства юстиции и МЧС и ГО).

2. Система органов  внутренних дел

 

Историческая  справка. В первые годы Советской власти органы внутренних дел в отличие от органов иностранных дел занимались всеми внутренними делами – организацией работы местных органов власти, осуществляли контроль за исполнением законов и распоряжений центральных органов власти, руководство местными предприятиями, благоустройством, землепользованием, дорогами, транспортом и др. Со временем функции отделялись вместе с органами. НКВД превратился в «государство в государстве». До 1956 г. НКВД не находился в двойном подчинении, а наоборот, контролировал местную власть. С 1956 г. после осуждения культа личности и периода репрессий введено двойное подчинение.

В 1962 г. было переименовано  в МООП – министерство органы охраны общественного порядка. Но это название было слишком узким для характеристики выполняемых функций, и в 1968 было возвращено прежнее название.

Современная система МВД. Возглавляет отраслевую систему Министерство внутренних дел РФ. Положение о МВД России утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка  общей стратегии государственной  политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование  нормативно-правового регулирования  в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение  в пределах своих полномочий  защиты прав и свобод человека  и гражданина;

4) организация  в пределах своих полномочий  предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение  охраны общественного порядка;

6) обеспечение  безопасности дорожного движения;

7) организация  и осуществление государственного  контроля за оборотом оружия;

8) организация  в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление  органами внутренних дел РФ  и внутренними войсками МВД,  организация их деятельности.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно  и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, иные организации и подразделения.

Особое место занимает Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ, а также Бюро Интерпола.

Министр возглавляет  министерство, решает в установленном  законодательством порядке вопросы о назначении на должность и освобождении от должности министров внутренних дел, начальников главных управлений, управлений по субъектам Федерации, отменяет противоречащие законодательству РФ приказы и распоряжения этих начальников.

Перечень  основных подразделений МВД РФ:

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте;

Департамент обеспечения  правопорядка на закрытых территориях  и режимных объектах;

Департамент безопасности дорожного движения;

Департамент государственной  защиты имущества;

Департамент экономической  безопасности;

Департамент охраны общественного порядка;

Департамент собственной  безопасности;

Главное командование внутренних войск.

Кроме этих подразделений  существуют департаменты, организующие деятельность по борьбе с преступлениями, например, Департамент уголовного розыска, Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Это подразделения, осуществляющие основные функции. Есть и подразделения, осуществляющие обеспечивающие функции: оперативное, техническое, организационное, информационное, аналитическое, кадровое, финансовое, материально-техническое, медицинское обслуживание.

Акты министерства: приказы, инструкции, указания, приказами вводятся наставления, уставы, положения, правила. Нормативные акты носят общеобязательный характер.

В составе МВД образуется коллегия, члены коллегии, кроме входящих по должности, утверждаются Президентом РФ.

Главное управление МВД по федеральному округу в качестве основных задач выполняет координацию, контроль и анализ деятельности ОВД в округах, организацию деятельности по борьбе с преступностью (РУБОПы в субъектах РФ реорганизованы и подчиняются подразделениям в округах, как и криминальная милиция в целом).

УВД по краю, области подчиняются Главному управлению по федеральному округу и, соответственно, далее – МВД РФ. Возглавляет начальник, назначаемый Президентом РФ. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УВД задач и функций, а также за работу нижестоящих органов внутренних дел. Приказы – акты начальника. Создается  коллегия УВД.

Штабные функции осуществляет штаб УВД. Как и вышестоящие штабы, он обеспечивает последовательность решений и действий, их скоординированность, анализ, прогнозирование, информационное обеспечение. Специальные подразделения – подразделения криминальной милиции (не ниже краевого, областного уровня).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"