Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
В континентальной системе этот подход также имел место. Но это был предыдущий этап до конца 19 века. По мере развития государства этот подход подвергался критике. Большая часть деятельности администрации весьма позитивна и не заканчивается конфликтами с гражданами. Поэтому наука стала изучать и «позитивную» сферу государственного управления. Французский ученый Вейль сказал: «настала пора, прежде чем исследовать патологию, основательно изучить анатомию» публичной администрации. Современное административное право имеет целью не только защиту индивида от неправомерных действий администрации, но и повышение эффективности государственного управления, а также расширение участия общества в процессе принятия административных решений. Например, в Германии развивается регулирование такой формы государственного управления как массовые процедуры.
Предмет административного права.
В странах континентальной системы предмет определен четко – это создание, структура, функции, организация деятельности органов государственного управления, формы деятельности – административные акты, договоры, административные процедуры, контроль за государственным управлением, административные суды, административное судопроизводство. Административное право делится на Общую и Особенную часть. Особенная часть – это служебное право, муниципальное право, строительное, дорожное, образовательное, экологическое, социальное право и т.д.
Англосаксонская система предполагает, что предмет административного права составляет деятельность исполнительной власти, а также контроль за ней. Наиболее развернуто исследованы формы, методы и средства судебного контроля. Как молодая отрасль в Англии изучается в рамках конституционного права. Нет деления на общую и особенную части. В США особенности – все вопросы, связанные с разделением властей, изучаются в рамках конституционного права. Административное право изучает административное нормотворчество, административную квазисудебную деятельность (трибуналы для разрешения административных споров), контроль судов за административными учреждениями.
Влияние Европейского права. В Европе под действием права Европейского Сообщества находится английское право, приобретает некоторые черты континентальной системы, а европейские страны тоже испытывают влияние, например, возрастает роль судебного прецедента.
Принцип законности является основополагающим принципом не только административного права, но и правового государства. В англосаксонской системе выглядит как принцип господства права («государство располагает соответствующими гарантиями, защищающими разумные интересы индивида»). В соответствии с этим принципом все действия администрации относительно гражданина должны быть урегулированы или предписаны законом.
В континентальной системе принцип законности конкретизируется через ряд принципов – принцип верховенства закона, принцип основанности на законе или принцип оговорки (в смысле оговоренности) в законе.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип устанавливает не только границы действия норм административного права, но и цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.
Некоторыми учеными
выдвигается как отдельный прин
Принцип недискриминации или равенства граждан в отношениях с исполнительной властью.
Принцип правовой стабильности (принцип правомерности и принцип правовой определенности). Правовое регулирование должно быть стабильным, не изменяться постоянно, должны учитываться все действующие нормативные предписания. Администрация также не может отказаться от установленной ею правовой практики. Изменения должны быть обоснованными.
Принцип разумности и необходимости обосновывается самой природой деятельности исполнительной власти как деятельности управленческой.
1 См.: Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. С. 115.
2 высшая группа: действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; главная группа: государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; ведущая группа: советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; старшая группа: референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса; младшая группа должностей: секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.
3 Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и публичными интересами или законными интересами граждан, организаций.
4 Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
5 Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.
6 Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.
7 Допускается сочетание различных форм получения образования.
8 Утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ.
9 Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством РФ.
10 Maurer H. Указ. раб., с.15.