Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Судебный департамент и
Отраслевое управление органами и учреждениями юстиции представляет собой отрасль гос-го управления, возглавляемую Министерством юстиции РФ (Минюст России). В соответствии с законодательством, а также Указом Президента его органы и учреждения выполняют следующие функции: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности гос-ых органов РФ и ее субъектов; гос-ая регистрация ведомственных нормативных актов; гос-ая регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; гос-ая регистрация юридических лиц; регулирование правового обслуживания организаций и населения по линии нотариата и адвокатуры; обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов и др.
В систему Минюста России входят
главные управления и управления
по федеральным округам и
Для выполнения возложенных функций
в структуре Минюста России действуют
Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральная регистрационная
Полномочия органов юстиции
Полномочия органов юстиции по правовому обеспечению нормотворческой деятельности остаются в числе ведущих. Минюст России координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, разрабатывает предложения по отмене и приостановлению их актов и по совершенствованию законодательства, участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства РФ и подготовке свода законов РФ.
Минюст России проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Президента и Правительства РФ, а также юридическую экспертизу на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам правовых актов субъектов РФ. В случае незаконности этих актов Минюст России представляет в соответствующие федеральные гос-ые органы и орган гос-ой власти субъекта РФ, принявший данный акт, свое мотивированное заключение. Среди новых полномочий Минюста России следует отметить подготовку ежегодных докладов Президенту РФ о соблюдении законности органами гос-ой власти и должностными лицами при принятии ими нормативных актов.
Компетенция органов юстиции по гос-ой регистрации ведомственных нормативных актов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие гос-ую тайну или конфиденциальные сведения, в пятидневный срок со дня их подписания представляются в Минюст России для гос-ой регистрации.
Гос-ая регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена на специальные учреждения юстиции, на территории регионального округа по месту нахождения данного имущества.
Гос-ая регистрация указанных прав является юридическим актом признания и подтверждения гос-ом возникновения ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Учреждения юстиции по регистрации прав проверяют действительность поданных документов, наличие соответствующих прав заявителей, а также наличие ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; производят гос-ую регистрацию прав с выдачей соответствующих документов и т.д.
Минюст России и его территориальные органы также включены в административные процедуры гос-ой регистрации отдельных юридических лиц: они принимают решения о регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, торгово-промышленных палат и иных некоммерческих организаций. Органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением такими организациями законодательства о гос-ой регистрации (за своевременным представлением сведений, необходимых для внесения в Единый гос-ый реестр), и наделены правом обращения в суд с требованием о признании виновной организации, прекратившей свою деятельность, а также правом возбуждения производства (составления протоколов) по соответствующим составам административных правонарушений.
Минюст России осуществляет в соответствии с ФЗ «О гос-ой судебно-экспертной деятельности в РФ» организационное и методическое руководство центральными лабораториями судебной экспертизы и лабораториями судебной экспертизы. Судебно-экспертные учреждения системы Минюста России производят экспертизы в основном для судов, органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенных и налоговых органов.
Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим гос-ую политику в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Основными задачами Минюста России являются:
1)реализация гос-ой политики в сфере юстиции;
2)обеспечение прав и законных интересов личности и гос-ва;
3)обеспечение правовой защиты
интеллектуальной
4)обеспечение исполнения
5)обеспечение исполнения
В систему Минюста входят:
1)Федеральная служба судебных приставов;
2)Федеральная служба
3)Федеральная регистрационная служба.
Одним из приоритетных направлений деятельности Минюста России является его участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, в том числе законодательном процессе.
Законопроектная деятельность Минюста России осуществляется на основе планов законопроектной деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
Министерство юстиции РФ проводит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов РФ, а также их нормативных правовых актов на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам; организует проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ территориальными органами Минюста России; разрабатывает методические материалы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ и правовому обеспечению ведения их федерального регистра, а также осуществляет контроль над проведением этой работы территориальными органами Минюста России и ряд других функций.
Главное управление Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ является территориальным органом Министерства юстиции РФ, действующим на территории субъекта РФ. Основные задачи Главного управления аналогичны задачам и основным направлениям деятельности Министерства юстиции РФ по реализации гос-ой политики и обеспечению единства правового пространства РФ на территории субъекта РФ.
Главное управление вправе:
1)направлять в орган,
2)представлять (в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ и федеральному законодательству) экспертное заключение в орган гос-ой власти субъекта РФ, принявший данный акт и др.
63. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.
Под режимом принято понимать распорядок дел, действий (например, режим экономии, режим отдыха).
Правовой режим – это система норм права, которая регулирует, отношения между людьми по поводу определенных объектов.
При этом можно различать юридическую сторону режима (систему правил) и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).
Правовой режим – очень
Понятие правового режима почти
совпадает с понятием системы
права, если она рассматривается
с точки зрения отношений граждан,
организаций в связи с
Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и на одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать режимы властеотношений, договорные, смешанные.
Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы: административно-правовой, гражданско-правовой, финансово-правовой, гражданско-процессуальный и т.д.
Чтобы лучше усвоить понятие правового режима, полезно сравнить его с понятием правового статуса. Статус – это совокупность прав и обязанностей определенного субъекта права относительно разных объектов, а значит, система правовых норм, регулирующих его правовое положение. А правовой режим – это система норм, регулирующих определенную деятельность разных субъектов, их отношения по поводу определенного объекта.
Очевидно, что правовые режимы определенных видов деятельности могут изменяться. Так, в России административное распределение продукции по карточкам решениями сверху заменено гражданско-правовым режимом купли-продажи, обмена продукции. Визовый режим пересечения границы РФ и других гос-тв может быть заменен безвизовым, и наоборот.
Административно-правовой режим регулирует деятельность органов и должностных лиц публичной исполнительной власти при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между собой при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регулировании ими различных социальных объектов и процессов. Он может быть обозначен как общий режим деятельности публичной администрации и рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации.
Общий административно-правовой режим в России состоит из ряда обособленных частей. Это режимы законности, паспортный, автодорожный, санитарно-эпидемиологический, гос-ой службы и др., которые являются институтами административного права, регулирующими взаимоотношения публичной администрации с невластными субъектами в нормальных обстоятельствах.
Между тем существует большое число
особых обстоятельств, требующих, чтобы
отношения публичной
В этом главная особенность
Режимы могут быть постоянными и временными.
Временные, чрезвычайные обстоятельства влекут возникновение чрезвычайных ситуаций. В результате появляются нормы о таких специальных режимах, как карантин, чрезвычайное положение, режим контртеррористической операции, военное положение. Эти режимы имеют потенциальный характер. Их нормы, хотя и вступили в силу, фактически не действуют. Чтобы соответствующий специальный режим стал реальным, нужно, чтобы:
-возникла чрезвычайная
-компетентный орган издал акт
о введении такого режима, его
норм в действие, уточнил место,
время, вопросы механизма
Наличие особых постоянно действующих
факторов, влияющих на административную
деятельность, обусловливает появление
постоянных специальных режимов. Среди
них можно различать режимы, для которых
наиболее существенным является признак
территории, на которой совершаются действия,
возникают отношения. Территориальными
считаются режимы пограничной зоны, закрытого
административно-