Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка
1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Городские, районные управления внутренних дел – основное звено милиции общественной безопасности.
Эти управления (отделы) осуществляют охрану общественного порядка, общественной безопасности и т.д. на соответствующей территории. К ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы осуществления охраны общественного порядка, которые обеспечиваются милицией общественной безопасности (местной милицией). Местная милиция входит в систему МВД, подчиняется соответствующему органу внутренних дел и органу местного самоуправления. В компетенцию местного самоуправления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за их деятельностью. Был проведен эксперимент по созданию муниципальной милиции (2000 г.).
В соответствии с основными направлениями деятельности в системе МВД выделяются:
- милиция, которая делится на криминальную и общественной безопасности;
- внутренние войска;
- подведомственная МВД
Федеральная миграционная служб
Закон о милиции от 18 апреля 1991 г., Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции, утв. Указом Президента от 12 февраля 1993 г.)
Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Первая – подчиняется МВД, вторая – по ряду вопросов и органам местного самоуправления.
Милиция в соответствии со ст.1 Закона о милиции – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и т.д., имеющих право применять меры принуждения. Ст.3 устанавливает принципы деятельности милиции - это принципы законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Ст. 5 запрещает прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство. Сотрудники милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязаны разъяснить ему основание и повод такого ограничения, права и обязанности.
Структура милиции общественной безопасности: подразделения ППС, дежурные части, ГИБДД (ГАИ), подразделения охраны объектов по договорам, ИВС, участковые уполномоченные милиции, специальные учебные заведения. Специализированные структуры – специальные помещения или учреждения для содержания лиц, арестованных в административном порядке, ЦВИНПы (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), специальные подразделения для контроля за частной детективной деятельностью, лицензионно-разрешительные, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Отряды милиции особого назначения (ОМОН). Это разновидность подразделений ППС, с ярко выраженной специализацией – они работают во время массовых мероприятий, их сотрудникам необходимы физическая подготовка, исключительное знание действующего законодательства, техническое оснащение (бронежилеты, пластиковые щиты, резиновые палки).
Криминальная милиция – уголовный розыск осуществляет свои функции путем проведения оперативно-розыскной деятельности в целях раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших. Аппарат уголовного розыска является самостоятельным подразделением.
Подразделения, основная задача которых – полное, всестороннее и своевременное объективное расследование уголовных дел, занимают особое положение. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Следователи независимы при проведении следствия.
Кроме дознания, следствия
и оперативно-розыскной
Виды (формы):
1) административный надзор в сфере охраны общественного порядка (меры предупреждения, меры пресечения, начальники (заместители) применяют меры административной ответственности);
2) административный надзор
за безопасностью дорожного
3) надзор за разрешительной и лицензионной системой (оружие, частная детективная деятельность, боеприпасы, ядовитые вещества и др.);
4) надзор за лицами,
освободившимися из мест
5) санитарный надзор (совместно с санэпидемслужбой);
6) экологический надзор (совместно с органами экологического контроля).
Права сотрудников милиции: право требовать прекращения противоправного поведения, доставление, задержание, составление протокола, изъятие, отстранение от управления транспортным средством, начальники – административные наказания, право входить в помещения, требовать предъявления документов, применять оружие, спец. средства, физическую силу.
Нормативные акты:
1. Положение о службе
в органах внутренних дел утвер
2. Раздел 5 Закона о милиции.
Служебные обязанности выполняются в соответствии с должностью, но независимо от выполнения служебных обязанностей, места и времени нахождения сотрудники милиции должны оказывать помощь пострадавшим, беспомощным и др. людям, принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
При получении незаконных (явно) приказов следует руководствоваться законом.
Провозглашен принцип аполитичности службы в милиции. Запрет на совместительство (кроме разрешенного и в органах МВД) и предпринимательскую деятельность.
Закреплено право на обжалование в суд, право на объединение в профсоюзы. Ранее эти права не были предоставлены.
Поступление на службу осуществляется по индивидуальным контрактам. Увольнение – по окончании контракта, по другим основаниям, возможно увольнение по собственному желанию (ранее не было предусмотрено такого основания)
Специальные звания – сотрудники следственного аппарата от старшего лейтенанта и выше – считать лейтенантами и т.д. юстиции. Остальные – лейтенанты и т.д. милиции. Т.е., специальные звания - это воинское звание плюс указание на 1 из 3 категорий – милиция, внутренняя служба или юстиция (например, мл. лейтенант милиции, или юстиции, или внутренней службы).
Сотрудниками ОВД являются
граждане РФ, состоящие в должности
рядового или начальствующего состава ил
Ст. 4 регулирует служебные права и обязанности. При исполнении обязанностей служащие органов внутренних дел находятся под защитой государства.
При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник обязан принять меры к исполнению закона.
61.
Административные полномочия
Правовой статус сотрудника органов внутренних дел, как и многих иных субъектов административного права, сложный, это надлежит учитывать и при правовом регулировании, и в практической реализации сотрудником возложенных на него полномочий.
Правовой основой службы в органах внутренних дел и определения правового статуса сотрудника внутренних дел являются Конституция РФ, законы и иные правовые акты субъектов Федерации, нормативные акты МВД России. Сотрудник ОВД обладает статусом личности и гражданина РФ, имеет статус служащего, находящегося на гос-ой службе, является гос-ым служащим. Сотрудник ОВД имеет дополнительные обязанности и полномочия.
Правовой статус сотрудника ОВД
характеризуется тремя
1)гражданин РФ несет службу
в системе Министерства
2)сотрудник состоит в
3)особенности должностного положения сотрудника ОВД должны быть обозначены специальными званиями, поскольку служба в системе ОВД организована на воинских началах.
Положением о службе в ОВД РФ определено, что гражданам РФ, назначенным на должности рядового или начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются следующие специальные звания:
а)рядовой состав (рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции);
б)младший начальствующий состав (младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции и т.д.);
в)средний начальствующий состав (младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции и т.д.);
г)старший начальствующий состав (майор милиции, майор внутренней службы, майор юстиции и т.д.);
д)высший начальствующий состав (генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы и т.д.).
Система МВД России объединяет большое количество структур с различными в рамках внутренних дел полномочиями. К правам и обязанностям общего для всех сотрудников внутренних дел характера относятся:
1)выполнение своих служебных полномочий в пределах компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей сотрудник ОВД несет ответственность в соответствии с действующим законодательством;
2)при исполнении служебных полномочий сотрудник ОВД находится под защитой гос-ва. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность;
3)при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник ОВД обязан применить меры к исполнению закона;
4)отмена или изменение
Правовой статус сотрудника ОВД
продолжается и конкретизируется в
правовых нормах о прохождении им
службы – от поступления на службу
до прекращения служебной
Служба в ОВД и милиции – особый вид гос-ой службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в ОВД РФ. Особенности в поступлении на службу и увольнении со службы сотрудников ОВД РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в ОВД и предъявляемых при этом повышенных требованиях. На службу в ОВД принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 лет и не старше 40 лет, а на службу в милицию – не старше 35 лет, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Особенности прохождения службы в ОВД заключается в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава. А главная особенность – повышенные требования к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников также являются особенностью службы в ОВД по сравнению с гражданскими гос-ми служащими. При исполнении служебных обязанностей сотрудник ОВД находится под защитой гос-ва.
Административные полномочия
сотрудников милиции и военнослужащих
внутренних войск в процессе осуществления
служебной деятельности. Сотрудники имеют
право на применение необходимых административно-
За нарушение служебной
1)замечание;
2)выговор;
3)строгий выговор;
4)предупреждение о неполном служебном соответствии;
5)понижение в должности;
6)снижение в специальном
7)увольнение из ОВД.
62. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.
С понятием «юстиция» традиционно связывают как суды, так и другие имеющие отношение к правосудию органы и учреждения, на которые возлагают функции административного обеспечения деятельности судов (кадры, финансирование, материально-техническое оснащение, статистика и т.д.), а также функции организации исполнения судебных решений, включая и исполнение уголовных наказаний, функции организации судебно-экспертной ,адвокатской, нотариальной и иной деятельности.
Перечисленные функции являются управленческими функциями, а не правосудием и потому самим судам как органам судебной власти не свойственны. С другой стороны, принципы независимости правосудия требуют гарантий ограждения судей даже от косвенного воздействия на них при выполнении кадровых, финансовых и других функций организационного обеспечения правосудия. Процессуальная и другая профессиональная деятельность экспертных, адвокатских, нотариальных организаций также требует защиты, как от административного вмешательства, так и от влияния судов.
Судебное управление является по своей природе внутриорганизационным управлением в системе судов и к исполнительной власти не относится, хотя возникающие в процессе внутрисудебного управления отношения – административно-правовые. Его сущность характеризуются деятельностью Судебного департамента при Верховном Суде РФ – специального федерального гос-го органа судебной власти, на который возложено организационное обеспечение судов общей юрисдикции, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества. В систему Судебного департамента входят его управления в субъектах РФ.