Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Городские, районные управления внутренних дел – основное звено милиции общественной безопасности.

Эти управления (отделы) осуществляют охрану общественного  порядка, общественной безопасности и т.д. на соответствующей территории. К ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы осуществления  охраны общественного порядка, которые обеспечиваются милицией общественной безопасности (местной милицией). Местная милиция входит в систему МВД, подчиняется соответствующему органу внутренних дел и органу местного самоуправления. В компетенцию местного самоуправления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за их деятельностью. Был проведен эксперимент по созданию муниципальной милиции (2000 г.).

В соответствии с основными  направлениями деятельности в системе  МВД выделяются:

- милиция, которая  делится на криминальную и  общественной безопасности;

- внутренние войска;

- подведомственная МВД  Федеральная миграционная служба (ФМС).

3. Организация милиции

 

Закон о милиции от 18 апреля 1991 г., Положение о милиции  общественной безопасности (местной милиции, утв. Указом Президента от 12 февраля 1993 г.)

Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Первая – подчиняется МВД, вторая – по ряду вопросов и органам местного самоуправления.

Милиция в соответствии со ст.1 Закона о милиции – это  система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и т.д., имеющих право применять меры принуждения. Ст.3 устанавливает принципы деятельности милиции - это принципы законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Ст. 5 запрещает прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство. Сотрудники милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязаны разъяснить ему основание и повод такого ограничения, права и обязанности.

Структура милиции общественной безопасности: подразделения ППС, дежурные части, ГИБДД (ГАИ), подразделения охраны объектов по договорам, ИВС, участковые уполномоченные милиции, специальные учебные заведения. Специализированные структуры – специальные помещения или учреждения для содержания лиц, арестованных в административном порядке, ЦВИНПы (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), специальные подразделения для контроля за частной детективной деятельностью, лицензионно-разрешительные, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Отряды милиции особого  назначения (ОМОН). Это разновидность  подразделений ППС, с ярко выраженной специализацией – они работают во время массовых мероприятий, их сотрудникам  необходимы физическая подготовка, исключительное знание действующего законодательства, техническое оснащение (бронежилеты, пластиковые щиты, резиновые палки).

Криминальная милиция  – уголовный розыск осуществляет свои функции путем проведения оперативно-розыскной деятельности в целях раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших. Аппарат уголовного розыска является самостоятельным подразделением.

Подразделения, основная задача которых – полное, всестороннее и своевременное  объективное  расследование уголовных дел, занимают особое положение. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Следователи независимы при проведении следствия.

Кроме дознания, следствия  и оперативно-розыскной деятельности милиция занимается административной деятельностью.

Виды (формы):

1) административный надзор  в сфере охраны общественного порядка (меры предупреждения, меры пресечения, начальники (заместители) применяют меры административной ответственности);

2) административный надзор  за безопасностью дорожного движения (ГИБДД);

3) надзор за разрешительной  и лицензионной системой (оружие, частная детективная деятельность, боеприпасы, ядовитые вещества и др.);

4) надзор за лицами, освободившимися из мест лишения  свободы (обновляется законодательство);

5) санитарный надзор (совместно  с санэпидемслужбой);

6) экологический надзор (совместно с органами экологического контроля).

Права сотрудников милиции: право требовать прекращения  противоправного поведения, доставление, задержание, составление протокола, изъятие, отстранение от управления транспортным средством, начальники – административные наказания, право входить в помещения, требовать предъявления документов, применять оружие, спец. средства, физическую силу.

4. Особенности прохождения  службы в органах внутренних  дел

 

Нормативные акты:

1. Положение о службе  в органах внутренних дел утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями).

2. Раздел 5 Закона о  милиции.

Служебные обязанности  выполняются в соответствии с  должностью, но независимо от выполнения служебных обязанностей, места и  времени нахождения сотрудники милиции должны оказывать помощь пострадавшим, беспомощным и др. людям, принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

При получении незаконных (явно) приказов следует руководствоваться законом.

Провозглашен принцип  аполитичности службы в милиции. Запрет на совместительство (кроме  разрешенного и в органах МВД) и предпринимательскую деятельность.

Закреплено право на обжалование в суд, право на объединение в профсоюзы. Ранее эти права не были предоставлены.

Поступление на службу осуществляется по индивидуальным контрактам. Увольнение – по окончании контракта, по другим основаниям, возможно увольнение по собственному желанию (ранее не было предусмотрено такого основания)

Специальные звания – сотрудники следственного аппарата от старшего лейтенанта и выше – считать лейтенантами и т.д. юстиции. Остальные – лейтенанты и т.д. милиции. Т.е., специальные звания - это воинское звание плюс указание на 1 из 3 категорий – милиция, внутренняя служба или юстиция (например, мл. лейтенант милиции, или юстиции, или внутренней службы).

Сотрудниками ОВД являются граждане РФ, состоящие в должности  рядового или начальствующего состава или в кадрах МВД, которым присвоены специальные звания.

Ст. 4 регулирует служебные  права и обязанности. При исполнении обязанностей служащие органов внутренних дел находятся под защитой государства.

При получении приказа  или указания, явно противоречащего закону, сотрудник обязан принять меры к исполнению закона.

 

 

61. Административные полномочия сотрудников  органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.

 

Правовой статус сотрудника органов  внутренних дел, как и многих иных субъектов административного права, сложный, это надлежит учитывать и при правовом регулировании, и  в практической реализации сотрудником возложенных на него полномочий.

Правовой основой службы в органах  внутренних дел и определения  правового статуса сотрудника внутренних дел являются Конституция РФ, законы и иные правовые акты субъектов Федерации, нормативные акты МВД России. Сотрудник ОВД обладает статусом личности и гражданина РФ, имеет статус служащего, находящегося на гос-ой службе, является гос-ым служащим. Сотрудник ОВД имеет дополнительные обязанности и полномочия.

Правовой статус сотрудника ОВД  характеризуется тремя признаками:

1)гражданин РФ несет службу  в системе Министерства внутренних  дел как в отрасли гос-го  управления;

2)сотрудник состоит в должности  рядового или начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, не замещая должности, но имея специальное звание рядового или начальствующего состава органов внутренних дел;

3)особенности должностного положения сотрудника ОВД должны быть обозначены специальными званиями, поскольку служба в системе ОВД организована на воинских началах.

Положением о службе в ОВД  РФ определено, что гражданам РФ, назначенным на должности рядового или начальствующего состава  в органах внутренних дел, присваиваются  следующие специальные звания:

а)рядовой состав (рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой  юстиции);

б)младший начальствующий состав (младший  сержант милиции, младший сержант  внутренней службы, младший сержант  юстиции и т.д.);

в)средний начальствующий состав (младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции и т.д.);

г)старший начальствующий состав (майор  милиции, майор внутренней службы, майор  юстиции и т.д.);

д)высший начальствующий состав (генерал-майор  милиции, генерал-майор внутренней службы и т.д.).

Система МВД России объединяет большое  количество структур с различными в  рамках внутренних дел полномочиями. К правам и обязанностям общего для  всех сотрудников внутренних дел  характера относятся:

1)выполнение своих служебных полномочий в пределах компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей сотрудник ОВД несет ответственность в соответствии с действующим законодательством;

2)при исполнении служебных полномочий сотрудник ОВД находится под защитой гос-ва. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность;

3)при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник ОВД обязан применить меры к исполнению закона;

4)отмена или изменение решения,  принятого сотрудником ОВД при  осуществлении служебных полномочий, сами по себе не влекут его  к ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Правовой статус сотрудника ОВД  продолжается и конкретизируется в  правовых нормах о прохождении им службы – от поступления на службу до прекращения служебной деятельности. Это вопросы приема на службу в органы, принятие присяги, перемещение по службе, аттестация и т.д.

 

 

 

Служба в ОВД и  милиции – особый вид гос-ой службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в ОВД РФ. Особенности в поступлении на службу и увольнении со службы сотрудников ОВД РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в ОВД и предъявляемых при этом повышенных требованиях. На службу в ОВД принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 лет и не старше 40 лет, а на службу в милицию – не старше 35 лет, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Особенности прохождения службы в ОВД заключается в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава. А главная особенность – повышенные требования к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников также являются особенностью службы в ОВД по сравнению с гражданскими гос-ми служащими. При исполнении служебных обязанностей сотрудник ОВД находится под защитой гос-ва.

 

Административные полномочия сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности. Сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-предупредительных мер, участие в реализации административно-восстановительных мер, применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений. Служебная дисциплина в ОВД означает соблюдение сотрудниками ОВД порядка и правил (при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий), установленных законодательством РФ, присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников ОВД могут быть наложены взыскания:

1)замечание;

2)выговор;

3)строгий выговор;

4)предупреждение о неполном  служебном соответствии;

5)понижение в должности;

6)снижение в специальном звании  на одну ступень;

7)увольнение из ОВД.

 

62. Управление в области юстиции:  система органов, особенности  их компетенции.

 

С понятием «юстиция» традиционно  связывают как суды, так и другие имеющие отношение к правосудию органы и учреждения, на которые возлагают функции административного обеспечения деятельности судов (кадры, финансирование, материально-техническое оснащение, статистика и т.д.), а также функции организации исполнения судебных решений, включая и исполнение уголовных наказаний, функции организации судебно-экспертной ,адвокатской, нотариальной и иной деятельности.

Перечисленные функции являются управленческими  функциями, а не правосудием и  потому самим судам как органам судебной власти не свойственны. С другой стороны, принципы независимости правосудия требуют гарантий ограждения судей даже от косвенного воздействия на них при выполнении кадровых, финансовых и других функций организационного обеспечения правосудия. Процессуальная и другая профессиональная деятельность экспертных, адвокатских, нотариальных организаций также требует защиты, как от административного вмешательства, так и от влияния судов.

Судебное управление является по своей  природе внутриорганизационным  управлением в системе судов и к исполнительной власти не относится, хотя возникающие в процессе внутрисудебного управления отношения – административно-правовые. Его сущность характеризуются деятельностью Судебного департамента при Верховном Суде РФ – специального федерального гос-го органа судебной власти, на который возложено организационное обеспечение судов общей юрисдикции, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества. В систему Судебного департамента входят его управления в субъектах РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"