Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная
власть должна быть подзаконной. Её главное
предназначение – исполнение законов,
их реализация. В подчинении исполнительной
власти находится большая сила –
чиновничий аппарат, силовые министерства
и ведомства. [Всё это составляет
объективную основу для возможной
узурпации всей полноты государственной
власти как раз органами исполнительной
власти] Поэтому в демократическом
государстве формирование и порядок
деятельности административной (исполнительной)
ветви государственной власти должны
быть чётко урегулированы
В законодательстве
и юридической литературе как
очень близкие используются понятия:
исполнительная власть, государственное
управление, государственная администрация,
административная власть. Эти понятия
связаны с властной деятельностью,
которая осуществляется под руководством
более высокой власти (парламента,
монарха и т.д.). Но их смысл не
совпадает полностью. Управление –
это деятельность, администрация
– основной субъект этой деятельности,
власть – главный способ её (деятельности)
осуществления. Понятие «государственное
управление» прежде всего раскрывает
содержание властной деятельности, понятие
«государственная администрация» связано
с её субъектом. Понятия «административная
власть» и «исполнительная
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией
следует понимать такую сравнительно
самостоятельную часть
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)
возбуждение дела;
установление фактических обстоятельств;
процессуальное оформление результатов расследования;
направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)
подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
принятие постановления;
доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления:
(проделанная работа
обжалование, опротестовывание решения;
проверка законности постановления;
вынесение решения;
реализация решения.
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)
обращение постановления к исполнению;
фактическое исполнение;
окончание исполнения (дела).
Билет №2
1. Предмет и метод административного права.
АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать – неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге в институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно, что отрасли права определённым образом отличаются друг от друга.
В советское
время право
Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права на отрасли – по предмету и методу.
Предмет данной
отрасли права – это
Признаки управленческих отношений:
1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных.
2) Управление
обеспечивает взаимодействие
3) Наличие 2-х
элементов – субъекта и
4) Управление
может быть как
5) Властные полномочия
субъекта управления. [В советской
науке они считались
6) Наличие специального
субъекта – органа государства,
Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует управленческую деятельность, как это было принято в советское t. Важно тж. учитывать:
1) Новую организацию власти в РФ.
2) Новые отношения
государства и граждан (
3) Новые экономические основы государства.
1) В СССР государство
вмешивалось во все стороны
жизни общества, и не было органов
власти – только органы
2) Изменились
отношения между властью и
гражданами (если в советское
время основным приоритетом
3) Изменились
экономические отношения,
Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А, значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в значительной корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:
АП – отрасль
права, регулирующая отношения, возникающие
в сфере деятельности органов
исполнительной власти по поводу реализации
их задач и функций, а также
внутриорганизационные
Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).
Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Они появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранить.
Управление предполагает
доминирование, преобладание одной
воли над другой, а часто и подчинение
одного лица другому, юридически оформляется
неравенство, этим объясняются особенности
административно-правового
Главные признаки метода АП:
- юридическое
положение сторон: юридическое неравенство,
асимметрия субъектов
- юридические
факты: АП отношения чаще
- права и обязанности
субъектов административных
- защита прав
и интересов субъектов
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).