Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Во-вторых, по сфере
действия их подразделяют на внутри- и
внешнеорганизационные
Кроме того, по выполняемым функциям эти отношения могут быть классифицированы на материальные и процессуальные.
А также, исходя
из положения субъектов
Основаниями возникновения административных правоотношений являются юридические факты – действия [результат нашего волеизъявления] и события [независимо от нашей воли].
Состав административно-
Обычно говорят о трёх элементах административных правоотношений:
1) субъектах
(сторонах) [государственных органах,
коммерческих структурах, органах
местного самоуправления; тж., к субъектам
относятся и физические лица,
граждане, чей правовой статус
определяется, прежде всего, К
РФ, и, само собой разумеется, что
их администативно-правовой
2) содержании [правах и обязанностях сторон];
3) и объектах
[право не воздействует на
2. Понятие и виды государственных служащих.
Государственным
служащим является гражданин РФ, исполняющий
в порядке, установленном законом,
обязанности по государственной
должности государственной
Признаки госслужащего:
1.гражданин РФ;
2.замещает государственную должность в государственном органе (служба в гос. предприятиях не является государственной);
3.замещает в
таком органе должность
4.выполняет обязанности,
определяемые данной
5.получает за
их выполнение денежное
Существует несколько классификаций государственных служащих. Ключевым является деление в зависимости от характера полномочий.
1. Должностные
лица - государственные служащие, имеющие
право совершать в пределах
своей компетенции властные
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
а) Представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например,, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
б) Особую группу
должностных лиц составляют граждане,
не состоящие на государственной
службе, но уполномоченные совершать
действия, влекущие юридические последствия.
Согласно Основам законодательства
РФ о нотариате, нотариальной деятельностью
может заниматься гражданин Российской
Федерации, получивший на ее осуществление
лицензию. При осуществлении нотариальных
действий нотариусы обладают равными
правами независимо от того, работают
ли они в государственной
2. Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты, государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.
К должностным
лицам по рассматриваемому признаку
относятся государственные
Оперативный состав
служебного аппарата необходимо отличать
от аналогичных категорий
3. Вспомогательный
состав - государственные служащие,
служебная деятельность
Билет №6
1. Источники административного права.
Источники АП –
акты государственных органов, в
которых содержатся административно-правовые
нормы. Существует значительное количество
чисто административно-правовых источников.
Но много и смешанных, многоотраслевых
актов, которые одновременно содержат
нормы разных отраслей права (например,
административного и
Источники административного права можно поделить на несколько типов:
I. Российские акты.
А. Акты федеральных органов:
Законы PФ:
1. Конституция
(Основной закон) РФ - Определяет
основы формирования и дает
понятие об административно-
2. Акты ФС (Верховного Совета) РФ:
а) федеральные конституционные законы;
б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др, «Об основах государственной службы РФ» 12 Авг. 1995 г.);
Å) декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ.
Подзаконные федеральные акты:
1. Указы, распоряжения
Президента РФ. В частности, современными
указами сформирована
2. Постановления,
распоряжения Правительства РФ.
Нормативные постановления
3. Приказы, постановления
министерств и других
4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.
Б. Акты субъектов Федерации.
Законы субъектов Федерации:
1. Конституции, уставы субъектов Федерации;
2. Законы.
Подзаконные акты субъектов Федерации:
1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
2. Постановления,
распоряжения правительств
3. Приказы, постановления
министерств субъектов
4. Приказы, постановления
иных органов субъектов
В. Акты местного самоуправления.
II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР):
1. Законы СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.);
2. Указы Президиума
Верховного Совета СССР («О порядке
рассмотрения предложений,
3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
4. Приказы, постановления,
инструкции министерств,
III. Международные
акты: в соответствии со ст. 15 К
РФ «Общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры
2. Понятие государственной службы (?).
Государственная
служба - центровой для
В РФ правовой основой государственной службы является:
1.Указ Президента
РФ от 22 дек 1993г. №2267 “Об утверждении
положения о федеральной
2.Фед закон “Об основах государственной службы РФ” от 5 июля 1995г.
3.Указ ПРФ
“ О государственных
4.Указ Президента
РФ № 33 “О реестре государственных
должностей федеральных
6.КЗоТ.
7.Закон от 11 февраля
1993г “ О воинской
8.Закон РФ от 22 января 1993г “О статусе военнослужащих”.
9. Закон РФ от 24 июня 1994г “О федеральных органах налоговой полиции”.
Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):
1.принцип федерализма - вся государственная служба делится на:
-а) федеральную государственную службу (КРФ ст. 71);