Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
повышенная;
полная.
Билет №10
1. Понятие и виды органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти:
1) осуществляют
исполнительно-
2) наделены оперативной самостоятельностью;
3) как правило имеют постоянные штаты;
4) образуются вышестоящими органами;
5) подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;
6) их образование,
структура, порядок
Орган исполнительной
власти – это организационный
коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную
деятельность, наделённый оперативной
самостоятельностью, имеющий постоянный
штат, образующийся вышестоящим органом,
подотчётный и подконтрольный вышестоящему
органу исполнительной власти, образование,
структура и порядок
[Отличие органов
исполнительной власти от
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:
1) Целевого, включающего
нормы о целях, задачах,
2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:
а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;
б) его структуру;
в) его линейную и функциональную подчинённость.
3) Компетенции
как совокупности властных
Виды органов исполнительной власти (по различным критериям):
I В зависимости
от того, из какого бюджета
финансируются органы
1) Федеральные органы исполнительной власти.
2) Органы исполнительной власти субъектов федерации.
3) Местные органы исполнительной власти.
II По организационно-правовому
принципу организации и
1) правительство;
2) министерства;
3) комитеты;
4) надзоры и т. д.
III По характеру компетенции различают:
1) Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства других субъектов РФ – не только правительства!).
2) Отраслевой компетенции (Министерства).
3) Межотраслевой компетенции (Комитеты).
Å /дополнительно/ Специальной компетенции (Инспекции, службы).
IV По порядку разрешения дел различают:
1) Коллегиальные (Правительство).
2) Единоличные (Министр).
[Правительство
решает вопросы коллегиально
и принимает постановления;
2. Прохождение государственной службы.
В прохождении службы можно выделить обязательные и факультативные стадии.
Обязательные:
I.Поступление
(прием) на государственную
а)появление вакансии, информирование о ней;
б)подбор кандидатов;
в)решение о приеме;
г)вступление в должность. Правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям.
Претендующим надо иметь:
1)для высших и главных - высшее профессиональное образование по специализации или равноценное с дополнительным образованием по специализации;
2)для ведущих и старших - высшее по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;
3)для младших - среднее профессиональное по специализации гос. должностей или равноценное.
При поступлении гражданин представляет:
1)личное заявление;
2)документ, удостоверяющий личность;
3)трудовую книжку;
4)документы,
подтверждающие
5)справку из
органов налоговой службы о
предоставлении сведений об
6)медицинское
заключение о состоянии
Гражданин не может быть принят:
1)недееспособным или ограниченно дееспособным:
2)если он лишен права занимать гос. должности;
3)при наличии
заболевания, препятствующего
4)при отказе от оформления допуска к тайне;
5)в случае
близкого родства с гос.
6)при наличии
гражданства иностранного
7)при отказе от представления сведений об имущественном положении.
Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный - не более пяти лет - срок. Служба на должностях «Б» ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие должности «А». Для гражданина, впервые принятого на государственную должность, устанавливается испытание от трех до шести месяцев.
II. Аттестация
и повышение квалификации
Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени.
Персональные аттестации - где сотрудники имеют звания, классные чины, связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность, увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Руководителям рекомендовано установление соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и практического использования полученных знаний.
III. Присвоение
квалификационных разрядов - указывает
на соответствие требованиям.
Присваиваются по результатам
гос. квалификационного
Служащим могут быть присвоены следующие (15) разряды:
1.действительный
государственный советник 1, 2, 3 класса
(для высших государственных
2.государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных служащих замещающих главные должности);
3.советник РФ 1,2,3 класса (для служащих, замещающих ведущие должности);
4.советник государственной
службы 1, 2, 3, класса (для служащих
старших государственных
5.референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей).
IV.Прекращение государственной службы:
а)по личному заявлению государственного служащего;
б)по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа (правительства и др.);
в)по иным, установленным законом, основаниям.
Например, служащим на должностях категории «Б» в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории «А». Предельный возраст - 60 лет. Допускается продление занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности.
Увольнение может быть осуществлено по инициативе руководителя в случаях:
1)достижения им предельного возраста;
2)прекращения гражданства;
3)несоблюдения обязанностей и ограничений;
4)разглашения сведений;
5)возникновения
других обстоятельств (
Факультативные:
I.Перевод государственного
служащего на другую должность
допускается только с его
а)на вышестоящую должность;
б)на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа или даже в другом органе, ведомстве;
в)в другую местность в связи с передислокацией органа;
г)на нижестоящую должность - в порядке взыскания работник без его согласия.
II.Поощрение - за успешное и добросовестное исполнение обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности - различные поощрения. Виды устанавливаются ФЗ и законами субъектов. Поощрение должно быть обоснованным, своевременным, разнообразным, гласным. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным, а по содержанию моральным, материальным и смешанным.
III.Ответственность
государственных служащих. За невыполнение
могут привлекаться к
Уголовная ответственность - за совершение преступлений. В УК особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.
Материальная ответственность наступает за служебный поступок, причинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда.
Билет №11
1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
Статус Президента определяется Конституцией РФ (она такова, что Президент иногда выступает не только как глава государства, но и как глава исполнительной власти [ZB., когда он председательствует на заседаниях Правительства]), все его полномочия вытекают из нее. Президент:
- представляет
РФ внутри страны и в
- определяет
основные направления
- обеспечивает
согласованное