Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
По характеру полномочий президентская власть тяготеет к исполнительной, но есть сферы деятельности, которыми Президент руководит непосредственно в силу своих полномочий. Нельзя утверждать, что Президент относится к исп. власти, но на этот счет не существует единого мнения.
Взаимоотношения Президента с исполнительной властью:
1.П. назначает с согласия ГД председателя Правительства.
2.Имеет право
председательствовать на
3.Принимает решения об отставке правительства.
4. По предложению
председателя Правительства
Взаимоотношения с законодат властью.
1.П. вносит законопроекты в ГД.
2.Он имеет
полномочия подписывать и
Сфера обороны и безпасности - непосредственное руководство Президентом:
1.Формирует и
возглавляет Совет
2.Утверждает военную доктрину РФ.
3.Является Верховным Главнокомандующим ВС РФ.
4.В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом в СФ и ГД.
5.Вводит на
территории РФ или в
6.Назначает и
освобождает высшее
7. Присваивает высшие воинские звания.
Сфера внешних
сношений (подведомственна
1.Осуществляет руководство внешней политикой РФ.
2.Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.
3.Подписывает ратификационные грамоты.
4.Принимает верительные
и отзывные грамоты
5.Назначает и
отзывает после консультации
с комиссиями палат ФС
Полномочия по формированию аппарата:
1.Назначает и
освобождает полномочных
2.Формирует Администрацию Президента РФ.
Иные полномочия:
1. Представляет ГД кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности председателя ЦБ.
2.Решает вопросы
гражданства, награждает
3.Назначение выборов, роспуск ГД. Проведение референдума.
4. Представление кандидатуры Ген.прокурора.
Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
2. Понятие и виды методов управления.
Метод - это средства,
способы, приемы достижения цели. В
АП метод управления - это средство
практического осуществления
Методы управления
выступают как особая связь людей,
проявляющаяся как способы
Методы условно можно подразделить на:
демократические - диктаторские;
гибкие - жесткие;
государственные - общественные;
научные - ненаучные;
творческие - шаблонные;
косвенного воздействия - прямого воздействия.
Методы прямого
воздействия. Осуществляется прямое воздействие
на волю управляемого. Имеют директивный
приказной характер. Отсутствует
возможность выбора вариантов решений
для исполнителей. Использование
таких методов влечет создание большого
числа нормативных и
Косвенные методы: воздействие через создание ситуации, через потребности, интересы исполнителей. Ситуация стимулирует нужное направление деятельности. При этом основной формой становятся управленческие акты, которые управомачивают на определенные действия. У управляемых существует возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения. Механизм стимулирования либо закреплен в нормативных актах, либо существует как обычай, но используется для всех одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При косвенных методах воздействия как необходимая составная часть является наличие развитой системы правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных интересов граждан.
Также выделяют стимулирующий метод (особенно часто в экономической сфере - это различные налоговые, таможенные и другие льготы).
Деление на:
а)убеждение - использование различных разъяснительных, воспитательных и организационных мер. Направлено на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя;
б)принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.
В литературе также различают :
-административные (приказные) методы;
-экономические (стимулирующие методы.
В качестве метода деятельности органов исполнительной власти можно выделить регулирование (причём, подзаконное – УПРФ, акты правительства и так дальше, вниз по ступеням иерархической лестницы подзаконных актов).
Сущность этого метода заключается в подзаконном регламентировании общественных отношений в части порядка, процедур, формы исполнения требований законов.
Форма: акт-регламентатор /правила, положения и т.д. – в любой сфере/.
Учёт и регистрация
Сущность этого
метода заключается в государственном
учёте и регистрации некоторых
сторон деятельности субъектов административно-
Форма: акты-констаторы /различные отчётности, акты регистрации и т.д./
Выдача различного рода разрешений
Суть: выдача разрешений на владение, использование, хранение и т.д. различного рода специальных средств /оружия, наркотических веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых условий.
Форма: периодические инспекции /эффективность этой системы сейчас сведена к нулю/.
Квотирование (в хозяйственной сфере – особенно в области внешней торговли).
Сущность: устанавливаются квоты на ввоз определённой продукции (для поддержки отечественного производителя).
Форма: специальные акты о квоте.
Лицензирование
Сущность: органы исполнительной власти выдают лицензии – суть разрешения – на занятие определённым видом деятельности (а не на использование определённых средств, как в случае с разрешениями), либо на использование определённых особых технологий, либо на подготовку, либо на занятие деятельностью, связанною с обеспечением общественной безопасности.
Форма: лицензионные акты (о выдаче лицензий).
По прежнему
имеют значение методы контроля и
надзора. В действительности в российском
законодательстве между надзором и
контролем не проводится различия,
хотя (сущность:) контроль предполагает
не только наблюдение за соблюдением
законности, но и применение определённых
мер взыскания за её нарушение, в
то время как при надзоре
Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры (методы):
-меры пресечения;
-принуждения;
-применения взыскания (Þ акты пресечения, принуждения и юрисдикционные).
Такой подход к методам и формам имеет несомненное преимущество. Особенно важно говорить о конкретных методах, т.к. многие из них впервые используются, скажем, в воздействии на хозяйственную жизнь страны.
Наконец, они накрепко увязываются с формами деятельности органов исполнительной власти. А в этом-то и заключается суть юридической науки.
Билет №12
1. Система федеральных органов исполнительной власти.
Орган исполнительной
власти – это организационный
коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную
деятельность, наделённый оперативной
самостоятельностью, имеющий постоянный
штат, образующийся вышестоящим органом,
подотчётный и подконтрольный вышестоящему
органу исполнительной власти, образование,
структура и порядок
В ст. 110 К РФ прямо
устанавливается, что исполнительную
власть РФ осуществляет Правительство
РФ. Кроме того, Президент РФ, формально
не входя ни в одну из трёх властей,
по существу, имея ряд конституционных
полномочий в области исполнительной
власти, в неё входит. Более того,
Президент РФ назначает (с согласия
ГДФСРФ) и смещает Председателя Правительства
РФ и руководителей других федеральных
органов государственной
Анализ полномочий
Президента РФ и Правительства РФ
даёт все основания считать главой
исполнительной власти РФ именно Президента
РФ, а не Председателя Правительства
РФ или Правительство РФ в целом.
Поэтому, когда утверждают, что Правительство
РФ является высшим органом исполнительной
власти, то необходимо принимать во
внимание известную условность такого
утверждения. Оно может рассматриваться
как высший орган исполнительной
власти в том смысле, что является
единственным коллегиальным органом,
имеющим конституционную
К РФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные (ФСРФ – СФ и ГД) и судебные (КСРФ, ВСРФ, ВАСРФ, другие федеральные суды – ZB., окружные арбитражные суды), а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счётная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академии наук). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти. К этому следует добавить определённые органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 К РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной власти исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что, естественно, предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФСРФ законов, УПРФ и его распоряжений, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов органами исполнительной власти РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).
К РФ не предусматривает
закрепления системы