Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

Действие нормы  во времени

Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования и вступления в силу фед. законов, актов палат  ФС” 14 июня 1994 г.): зак. акты вступают в  силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не оговорено. Указ ПРФ  с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке опубликования и вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов ФОИВ”):  подлежат  обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме гос. тайны. Указы ПРФ вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента подписания. Нормативы, затрагивающие права граждан вступают в силу после 7 дней. Акты, устанавливающие статус органов, проходят регистрацию в Минюсте. Действие нормы -  немедленно, т. е. норма распространяется на вновь возникшие и на ранее возникшие правоотношения с момента вступления нормы в силу. С обратной силой - на  возникшие правоотношения до вступления нормы в силу . Перспективное действие нормы - отношения, возникшие после вступления нормы в силу.

Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую. Истечение срока - срочная  норма. Пределы прекращения действия старой нормы:

1.Переживание  нормы, старая норма продолжает  регулировать отношения, которые  возникли на ее основе и  после вступления в силу новой  нормы; 

2.Немедленное  прекращение - немедленно прекращает  действия на все отношения  ей регулируемые с даты утраты  ею юридической силы;

3.досрочное прекращение  - прекращает действия на правоотношения, впоследствии регулируемые нормой  с обратной силы.

2. Производство  по делам об административных  правонарушениях:

понятие, доказательства, участники, сроки.

Административный  процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:

АП направлен  на решение определенных управленческих дел. 

АП урегулирован нормами административного права.

В зависимости  от содержания делится на: 

Процесс административного  правотворчества.

Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая деятельность.

Административно-юрисдикционный процесс.

Каждую из частей процесса можно разделить на производство; административное производство отличается содержанием решаемых проблем. Также  можно отметить стадийность. Под  стадией следует понимать сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами  имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.

Общими для  административного правонарушения  являются следующие стадии:

1.Условная - анализ  ситуации, адм. расследование, проверка  жалобы, обсуждение правового акта.

2.Стадия принятия  решения - фиксируется воля субъекта  власти (приказ и .т.д.).

3.Исполнение  решения. 

Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра постановлений.

В зависимости  от сложности можно выделить:

Ускоренное;

Обычное;

Усложненное производство.

Кодифицировать  административный процесс очень  сложно, он регулируется множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе есть как  материальные, так и процессуальные нормы.

Административный  юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:

1.По делам  об административных правонарушениях  (важнейший);

2.По применению  мер адм. пресечения и восстановления;

3.По применению  мер дисциплинарного принуждения  на основе норм административного  права. 

Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП содержит основу. Производство по делам об административных правонарушениях  тесно связан с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении  к адм. ответственности рассматривает  по ГПК.

Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях  являются фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются  основания дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они  получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят  на прямые и косвенные, обвинительные  и оправдательные и т.д.

Для административного  процесса делят док-ва в зависимости  от источника сведений:

1.показания или  объяснения различных лиц, чаще  участников производства.

2.Вещественные  док-ва и документы - материальные  носители информации;

3.Непосредственные  наблюдения лиц, уполномоченных  расследовать административные  проступки (исключительно для  административного процесса).

Участники производства по делам об адм. правонарушениях:

1.компетентные  органы и должностные лица, наделенные  правом принимать властные акты, составлять правовые документы,  определяющие движение и судьбу  дела;

2.субъекты, имеющие  личный интерес в деле (потерпевший,  привлекаемый к ответственности);

3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и т.д.).

Сроки производства об административных правонарушениях. Для административного процесса:

1.размер срока  - в КоАП, в большинстве случаев  четко устанавливается сроки  (час, сутки, неделя), иногда встречаются  неопределенные сроки (ст. 238).

2.С какого  момента течет срок. Часто - начало  течения срока связано с каким-нибудь  юридическим фактом (получение повестки  и т.д). Когда срок исчисляется  днями и больше, его течение  начинается с 00.00. Административный  арест начинается с того часа, когда виновный помещен под  стражу.

3.Правила определения  окончания сроков - сроки определяют  время, в которое должны быть  совершены определенные действия. Срок прекращается тогда, когда  завершено действие. Если действие  не завершено, в порядке исключения  восстанавливают сроки (ст. 268).

Общие и специальные  сроки  (ст. 257 КоАП). Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на:

1.процессуальные - когда уполномоченные органы  обязаны совершить определенные  процессуальные действия.

2.давностные  сроки — привлечение к ответственности,  исполнение постановления, погашение  наложенного взыскания. Если давность  истекает, дело прекращают.

3.Принудительные  сроки — время осуществления  отдельных мер административного  принуждения. Устанавливаются законом  или иным правоприменительным  актом. 

Подведомственность  дел по АП. Различают:

общую  подведомственность; 

специальную подведомственность;

кроме этого: видовую  подведомственность — вид органа, который рассматривает дело (инспекция  и т.д.);

территориальная подведомственность — какой конкретно  орган данного вида будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту  совершения правонарушения, граждане обращаются по месту жительства).

Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен заниматься  этим делом.

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных производствах  все стадии “сливаются” в один процесс.

Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при  местных администрациях; главами  поселковых и сельских администраций; районными, городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам несовершеннолетних; районными  городскими судами; ОВД; органами государственных  инспекций.

Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении  делопроизводства. Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и содержать  реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт, время и место  принятия, данные о нарушителе, время, место и сущность нарушения, норма  права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания).

Билет №5

1. Административно-правовые  отношения.

Обычно их определяют как отношения, возникающие в  сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу выполнения её задач  и функций, а также некоторые  внутриорганизационные отношения  в других органах, урегулированные  нормами административного права.

Для административно-правовых отношений характерно следующее: все  правовые отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего административно-правовые отношения, также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и  обязанности субъектов правоотношений, которые должны быть взаимокорреспондированны что вовсе не означает, что у  одной стороны должны быть только права, а у другой – лишь обязанности.

Признаки административно-правовых отношений.

1) Административно-правовые  отношения – это властеотношения  [хотя есть и те, которые к  таким причислены быть не могут, ZB., отношения между двумя министерствами].

2) Административно-правовые  отношения отличаются публично-правовым  характером (государство и его  органы выступают органами публичной  власти).

3) Один из  субъектов административно-правовых  отношений является органом исполнительной  власти [хотя во внутриорганизационных  отношениях, ZB., прокурора со своим  секретарём присутствия органа  исполнительной власти не наблюдается].

4) Административно-правовые  отношения всегда являются организационными  отношениями (т.к. на органы  исполнительной власти возложена  функция реализации закона и  т.д. [хотя в наших органах отношения  скорее дезорганизационные Þ  акцент здесь надо делать на  внешне-, а не внутриорганизационные  отношения]).

5) Административно-правовые  отношения могут возникать, как  правило, по велению одной из  сторон, согласие второй стороны  необязательно (ZB., при правонарушении) [хотя и не всегда: есть отношения,  когда вторая сторона будет  противником таких отношений  и они не состоятся, ZB., Минздрав  субъекта федерации обратился  к Минздраву РФ с просьбой  соответствующим образом разделить  полномочия, а тот отказался Þ  отношения не состоялись].

6) В административно-правовых  отношениях ответственность наступает  не перед другой стороной, как, ZB., в гражданском праве, а перед  государством в целом [хотя  необходимо иметь в виду ст. 52 К РФ – об ответственности  государства перед гражданами: «Каждый  имеет право на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц». Å  есть ответственность органа  перед органом].

ÞЖизнь богаче любых классификаций.

Виды административных правоотношений.

Административно-правовые отношения можно разделить на виды по нескольким критериям.

Во-первых, по субъектам  отношений их подразделяют на отношения  вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом исполнительной власти, отношения  между органами исполнительной власти и негосударственными объединениями [партии и т.д.], отношения между органами исполнительной власти и другими органами государства [прокуратура, законодательные органы и т.д.] и отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву