Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ВЭД
Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 - механизмы
ФОИВ:
Министерство торговли
Министерство по делам СНГ
Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997)
Билет №3
1. Система административного права.
АП – целостная
система правовых норм и институтов.
Их объединяет предмет, цели, принципы,
метод регулирования. Они должны
быть согласованы друг с другом,
опираться на единые определения, использовать
единую терминологию. Внутри отрасли
существует субординация норм разной
юридической силы, общих и специальных.
А в целом отрасль создает
специфический –
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):
1) регулирующих
административно-правовые
2) регулирующих
основы организации и
3) регулирующих
административно-правовой
4) обеспечивающих
законность деятельности
5) регулирующих
принуждение по
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:
1) регулирующие
обеспечение безопасности
2) регулирующие
организационно-хозяйственную
3) регулирующие
ее социально-культурную
4) регулирующие
деятельность государственной
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ИД
Положение о МИД (1995). МИД подчинен непосредственно Президенту
Положение о консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от 05 ноября 1998)
Билет №4
1. Нормы административного права.
Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций, а тж. внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности других органов.
Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения [кроме норм, к этим средствам относятся тж. нормативно-правовые акты, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и правосознание].
Функции административно-правовой нормы [применительно к России – функции, которые должна выполнять административно-правовая норма]:
1) А/П-я норма
обеспечивает организацию и
2) А/П-е нормы
определяют вариант должного
поведения субъекта
3) А/П-е нормы
предназначены для
4) А/П-е нормы
обеспечивают прочный правовой
режим в деятельности органов
исполнительной власти и,
5) А/П-е нормы
несут двойную нагрузку и
а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не законодательными органами;
б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими санкциями – КоАП.
Механизм реализации административно-правовых норм.
[Механизм этот
– забавная игрушка для
Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые критерии соотношения законов с различными подзаконными актами: можно, ZB., правительству делегировать определённый контроль за исполнением законов, но под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.
Виды административно-правовой нормы.
Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии из одной плоскости. Примеры:
1) В зависимости
от их функционального
2) В зависимости
от содержания их делят на
обязывающие, уполномочивающие, запрещающие,
стимулирующие и
3) В зависимости
от адресата их делят на
нормы, адресованные гражданам,
4) В зависимости
от территориальной
5) По характеру
регулирования различают общие,
[Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт]
Реализация административно-
Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).
1) Для сферы
деятельности исполнительной
3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для нарушителя нормы форма её реализации.
Структура Административно-правовой номы.
В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм других отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и санкции [условие, правило, мера государственного принуждения].
Уровень административно-правового регулирования с точки зрения структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет свои пределы, и лишь глупость безгранична [ZB., в одном из американских штатов была установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате которого один из его участников погиб, то другой обязан незамедлительно сообщить первому своё имя, адрес, номер водительского удостоверения и т.д. (это означает, что не только у нас так всё прекрасно с глупостью)].
Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья нормативного акта.
Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:
1) [наиболее эффективная] При установлении определённых норм в одной статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.
2) Санкция нескольких
правовых норм выделяется в
отдельную часть и относится
не к одной статье, а к нескольким
[такой порядок тж. допустим, т.к.
если правила однотипны, то
не имеет смысла загромождать
нормативный акт. Но здесь
3) [смешанно-выборочная]
В одном акте устанавливается
несколько правил, за нарушение
которых устанавливается
4) Санкция изложена
в другом нормативном акте [отсылочная
форма]: ZB., административно-правовые
нормы часто охраняются
Кодификация и систематезация административного права.
Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет собой единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга дополняют. У нас же – «законодательная вермишель».
Кодифицировать административное право в силу его разнообразия невозможно; ZB, какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы отдельных учреждений. [ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ кодифицировать АП: его не поняли] Можно лишь систематизировать отдельные его части, примером чего может явиться КоАП.