Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

г) по объему, общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату, вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного  исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру  и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и  принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному  выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в  силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайною или военного положения;

к) по отношению  к другим субъектам государственной  власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные либо предписывающие.

2. Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в государственной  деятельности. Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е.  в результате односторонней властной деятельности. АПМ не связаны с совершением правонарушения, они предотвращают его совершения и поэтому предшествуют применению иных мер принуждения. Они многообразны и используются различными субъектами, имеющими компетенцию контрольно-надзорного характера.

АПМ:

-контрольно-надзорные  проверки;

-досмотр вещей  и личный досмотр; 

-проверка документов;

-административное  задержание;

-введение карантина; 

-прекращение  движения транспорта и пешеходов  при угрозе аварии;

-освидетельствование  медицинского состояния лиц; 

-освидетельствование  санитарного состояние предприятий  общепита;

-закрытие участков  госграницы и т.д.

Билет №21

1. Виды правовых  актов управления.

Понятие правового  акта управления - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление  субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.

Виды правовых актов управления:

По юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные. Всегда содержат общие правила, не имеющие  конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, и рассчитаны на многократное применение.

По кругу лиц:

1.акты общего  значения: межведомственные акты  и внутриведомственные; 

2.индивидуальные  правоприменительные акты - решения  субъектов административной власти  по конкретным вопросам, обращенные  к конкретным лицам. В основном  эти акты порождают, изменяют  и прекращают конкретные правоотношения. Индивидуальные акты могут быть:

а) правонаделительные,

б) оперативно-распорядительные,

в) правоохранительные или юрисдикционные.

По этому же критерию некоторые авторы выделяют еще 2 вида актов:

в) общие акты, которые содержат общие кратковременные  предписания либо общие требования (акт о переносе выходного дня);

г) смешанные  акты, которые одновременно содержат нормы права и правоприменительные  решения.

По субъектам, принимающих акты:

1.органов исполнительной  власти и должностных лиц (все  субъекты ИВ);

2.акты субъектов,  которые не находятся в составе  исполнительной власти (Указы и  распоряжения ПРФ, постановления  судей по делам об административных  правонарушениях, приказы председателей  судов и прокуроров, имеющих внутриаппаратное  значение);

3. акты общественных  организаций, которым делегированы  властные полномочия.

Деление актов  по форме:

1.письменные;

2.устные - приказы  в военизированных организациях;

3.иногда конклюдентные  действия - знаки дорожного движения, свисток мента, светофоры (большинство  авторов их не выделяет).

Деление актов  по функциональной роли:

1.финансовые;

2.методические;

3.кадровые и  т.д.

Деление актов  в зависимости от объема полномочий субъекта власти:

1.Акты, которые  принимаются на основе дискреционных  полномочий (на усмотрение субъекта  власти). Такая свобода предоставляет  субъекту выбрать один вариант  из нескольких.

2.Акты принимаемые  на основе альтернативных полномочий, в основном связаны с вопросом  адм. ответственности, применяются  тогда, когда субъекту предлагается  выбрать один из нескольких  ограниченных вариантов. 

3. Акты которые  принимаемые при отсутствии возможности  выбора (назначение пенсии).

Различаются акты, принимаемые в зависимости от срока полномочий субъекта:

1.постоянные  полномочия;

2.принимаемые  на основе временных; 

3.делегированных  полномочий.

В зависимости  от даты начала действия:

1.после официального  опубликования; 

2.с даты, указанной  в самом акте;

3.после государственной  регистрации.

2. Административный  проступок.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (ст. 10 КоАП), он же проступок, которым признается посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за которое  законодательством предусмотрена  ответственность.

Характерные черты:

1.Проступком  признается акт волевого поведения:  действие (активное нарушение), бездействие  (пассивное невыполнение обязанностей).

2.Проступок антиобщественен  - нарушение прав граждан, интересов  общества и государства. 

3.Противоправен  - заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права (норма  может быть не только административная). Важно то, что соответствующая  материальная норма охраняется  административным законодательством.  Деяние не являющееся противоправным  не может быть правонарушением. 

4.Виновность - деяние  совершено умышленно или по  неосторожности. Наличие вины - обязательный  признак АП, в том числе его  формальной противоправности (справедливо  только тогда, когда объект - физическое  лицо, организации часто отвечают  вне зависимости от вины: объективное  вменение - ответственность без вины, применяется только к организациям. От ответственности за неисполнение  обязанности освобождают только  действия непреодолимой силы.  Иногда, в установленных случаях, для признания деяния адм. правонарушения необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).

Юридический состав адм. правонарушения. В законодательстве термина “состав АП” нет, но присутствуют все элементы.

Объектом выступают  общественные отношения, урегулированные  нормой права, и охраняемые мерами адм. ответственности.

Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенных  административным правом. Для характеристики имеет значение место, способ, системность  и др., кроме того, в содержание могут включаться:

неоднократность, должны выделяться однородные действия;

повторность, совершение одним и тем же лицом однородного  правонарушения в течение года, за которое оно уже подвергалась взысканием (выступает как отягчающее вину обстоятельство);

длящееся правонарушение, действия или бездействия, сопряженные  с последующим невыполнением  обязанностей, возложенных на виновного  законом под угрозой административной ответственности.

Субъект админ. проступка - физические лица:

1.административная  ответственность граждан; 

2.категории лиц,  признаваемые субъектами административного  правонарушения, с учетом особенности  их правого положения, проф. функций,  состояния здоровья и т.д. Для  разных категорий ответственность  м.б. более жесткой или более  мягкой;

3.более жесткая  ответственность - для должностных  лиц, водителей транспортных средств,  работников торговли. По общему  правилу субъектом м.б. вменяемые  лица, достигшие к моменту совершения  правонарушения 16-летнего возраста.

Субективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо, совершившее  его осознает противоправность (ст. 11 КоАП); деяние м.б. совершено неосторожно - лицо совершившее не предвидело возможность  вредных последствий, хотя могло  и должно было их предвидеть (ст. 12).

Форма вины чаще всего не обозначается. Большинство  АП может быть совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными  признаками м.б. факультативные признаки: мотив; цель и т.д.

Билет №22

1. Понятие и особенности  административной  ответственности.

Административная  ответственность - вид юридической  ответственности, которая выражается в применении должностным лицом  административного взыскания к  лицу, совершившему правонарушение.

Адм. ответственность  обладает рядом характерных черт и особенностей:

1.имеет собственную  нормативно-правовую основу. Нормы  административной ответственности  составляют самостоятельный институт  АП;

2.основанием  возникновения  является адм. правонарушение (проступок);

3.субъектом адм.  ответственности м.б. как физические  лица, так и коллективные образования; 

4.за административное  правонарушения предусмотрены административные  взыскания;

5.взыскания применяются  широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц; 

6.взыскания налагаются  органами и должностными лицами  на неподчиненных им правонарушителей;

7.адм. взыскание  не влечет судимости или увольнения  с работы;

8.лицо, к которому  применяется административное взыскание,  считается имеющим такое взыскание  в течение установленного срока; 

9.меры административной  ответственности применяются в  соответствии с законодательством,  регламентирующим производство  по делам об административных  правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности. Конституция относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному  ведению РФ и субъектов.  Значит, что законы и иные акты принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить.  В случае противоречия действует  федеральный закон.

Ответственность за административные правонарушения наступает  на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Далее действует  общее правило: акты, смягчающие или  отменяющие ответственность имеют  обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву