Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
г) по объему, общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;
д) по адресату, вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);
е) по характеру
и методам решения вопросов компетенции:
процедурные (например, подготовка и
принятие управленческого решения)
и процессуальные (например, в рамках
административного
ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры);
з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);
и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайною или военного положения;
к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;
л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);
м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные либо предписывающие.
2.
Административно-
Административно-
АПМ:
-контрольно-надзорные проверки;
-досмотр вещей и личный досмотр;
-проверка документов;
-административное задержание;
-введение карантина;
-прекращение
движения транспорта и
-освидетельствование медицинского состояния лиц;
-освидетельствование
санитарного состояние
-закрытие участков госграницы и т.д.
Билет №21
1. Виды правовых актов управления.
Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.
Виды правовых актов управления:
По юридическому
содержанию: нормативные или
По кругу лиц:
1.акты общего значения: межведомственные акты и внутриведомственные;
2.индивидуальные
правоприменительные акты - решения
субъектов административной
а) правонаделительные,
б) оперативно-распорядительные,
в) правоохранительные или юрисдикционные.
По этому же критерию некоторые авторы выделяют еще 2 вида актов:
в) общие акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие требования (акт о переносе выходного дня);
г) смешанные
акты, которые одновременно содержат
нормы права и
По субъектам, принимающих акты:
1.органов исполнительной власти и должностных лиц (все субъекты ИВ);
2.акты субъектов,
которые не находятся в
3. акты общественных
организаций, которым
Деление актов по форме:
1.письменные;
2.устные - приказы
в военизированных
3.иногда конклюдентные
действия - знаки дорожного движения,
свисток мента, светофоры (
Деление актов по функциональной роли:
1.финансовые;
2.методические;
3.кадровые и т.д.
Деление актов в зависимости от объема полномочий субъекта власти:
1.Акты, которые
принимаются на основе
2.Акты принимаемые
на основе альтернативных
3. Акты которые
принимаемые при отсутствии
Различаются акты, принимаемые в зависимости от срока полномочий субъекта:
1.постоянные полномочия;
2.принимаемые на основе временных;
3.делегированных полномочий.
В зависимости от даты начала действия:
1.после официального опубликования;
2.с даты, указанной в самом акте;
3.после государственной регистрации.
2. Административный проступок.
Основанием административной
ответственности является административное
правонарушение (ст. 10 КоАП), он же проступок,
которым признается посягательство
на государственный или
Характерные черты:
1.Проступком
признается акт волевого
2.Проступок антиобщественен
- нарушение прав граждан,
3.Противоправен
- заключается в совершении
4.Виновность - деяние
совершено умышленно или по
неосторожности. Наличие вины - обязательный
признак АП, в том числе его
формальной противоправности (справедливо
только тогда, когда объект - физическое
лицо, организации часто отвечают
вне зависимости от вины: объективное
вменение - ответственность без вины,
применяется только к
Юридический состав адм. правонарушения. В законодательстве термина “состав АП” нет, но присутствуют все элементы.
Объектом выступают общественные отношения, урегулированные нормой права, и охраняемые мерами адм. ответственности.
Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенных административным правом. Для характеристики имеет значение место, способ, системность и др., кроме того, в содержание могут включаться:
неоднократность, должны выделяться однородные действия;
повторность, совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за которое оно уже подвергалась взысканием (выступает как отягчающее вину обстоятельство);
длящееся правонарушение,
действия или бездействия, сопряженные
с последующим невыполнением
обязанностей, возложенных на виновного
законом под угрозой
Субъект админ. проступка - физические лица:
1.административная ответственность граждан;
2.категории лиц,
признаваемые субъектами
3.более жесткая
ответственность - для должностных
лиц, водителей транспортных
Субективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо, совершившее его осознает противоправность (ст. 11 КоАП); деяние м.б. совершено неосторожно - лицо совершившее не предвидело возможность вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст. 12).
Форма вины чаще всего не обозначается. Большинство АП может быть совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками м.б. факультативные признаки: мотив; цель и т.д.
Билет №22
1. Понятие и особенности административной ответственности.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Адм. ответственность обладает рядом характерных черт и особенностей:
1.имеет собственную
нормативно-правовую основу. Нормы
административной
2.основанием возникновения является адм. правонарушение (проступок);
3.субъектом адм.
ответственности м.б. как
4.за административное
правонарушения предусмотрены
5.взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;
6.взыскания налагаются
органами и должностными
7.адм. взыскание
не влечет судимости или
8.лицо, к которому
применяется административное
9.меры административной
ответственности применяются в
соответствии с
Законодательная
основа административной ответственности.
Конституция относит
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.