Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Ответственность делится на:
1.Ответственность
физических лиц.
2.Ответственность
организаций, на сей счет на
данный момент нет отдельного
акта. Ответственность организаций
наступает на основании
Основанием адм.
ответственности является административное
правонарушение (ст. 10 КоАП), он же проступок,
которым признается посягательство
на государственный или
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства
1)Управление промышленностью
По ст.71 к ведению РФ относятся:
федеральная гос. собственность;
установление основ фед. политики и экономического развития;
установление основ единого рынка;
фед. энергетические системы;
оборонное производство.
Совместное ведение — разграничение гос. собственности.
ФОИВ:
Министерство по атомной энергии (Положение 1995)
Министерство топлива и энергетики (Положение 1996)
Министерство экономики (Положение 5 апреля 1997)
Горный и промышленный надзор
Надзор по ядерной и радиационной безопасности
2)Управление С/Х
Министерство с/х и продовольствия (Положение 11 сентября 1998)
Этот ФОИВ осуществляет
управление в агропромышленном комплексе
и продовольственном
Его задачи:
-разработка
и реализация мер по гос.
-содействие
формированию в
-проведение аграрных преобразований;
-проведение гос.политики, управления, контроля по охране животного мира;
проведение гос.политики
в области обеспечения
обеспечения связей с ЗС и т.д.
Министерство с/х осуществляет свои полномочия в связи с другими ФОИВ и местного самоуправления.
3)Управление транспортом
В Ведении РФ — федеральный транспорт, пути сообщения и связь.
Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти.
Закон “о федеральном и ж/д транспорте”
МПС
Положение об МПС — Положение от 18 июля 1996 года.
МПС — ФОИВ, на
который возложено проведение государственной
политики в сфере железнодорожного
транспорта, а также регулирования
в соответствии с законодательством
РФ, хоз. деятельности ж/д, других предприятий
и учреждений федерального ж/д транспорта
в области организации и
Управление перевозками производится централизованно и относится к исключительной компетенции МПС РФ.
МПС и МинАтом
— отвечают за обеспечение безопасности
в своих отраслях. 2 министерства
непосредственно прямо
Задачи:
1)проведение
политики в области ж/д
2)создание условий для устойчивой работы ж/д;
3)организация
работы по обеспечению
4)эксплуатация транспортных средств;
5)создание сферы услуг;
6)разработка
предложений по подготовке фед.
7)разработка стандартов и норм, определяющих работу ж/д транспорта;.
8)разработка
предложений и реализация
Минтранс (Положение 1997).
4) Управление связью
ФЗ “о связи” - закрепляются принципы гос.управления в области связи.
Билет №23
1. Система административного права.
АП – целостная
система правовых норм и институтов.
Их объединяет предмет, цели, принципы,
метод регулирования. Они должны
быть согласованы друг с другом,
опираться на единые определения, использовать
единую терминологию. Внутри отрасли
существует субординация норм разной
юридической силы, общих и специальных.
А в целом отрасль создает
специфический –
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):
1) регулирующих
административно-правовые
2) регулирующих
основы организации и
3) регулирующих
административно-правовой
4) обеспечивающих
законность деятельности
5) регулирующих
принуждение по
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:
1) регулирующие
обеспечение безопасности
2) регулирующие
организационно-хозяйственную
3) регулирующие
ее социально-культурную
4) регулирующие
деятельность государственной
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-политической деятельности
Общая компетенция
Политическая сфера - сфера исключительной компетенции АП
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления
в сфере административно-
1)Гос.управление обороной
ФЗ “об обороне”
Совет обороны ликвидирован; Главная военная инспекция влилась в Совет безопасности
Положение о Минобороны и Генштабе (утверждено УПРФ от 11 ноября 1998)
Минобороны - ФОИВ,
который проводит гос.политику по осуществлению
гос.управления в области обороны
и обладает функцией координации
всех остальных структур по вопросам
обороны. Министерство состоит из главных
управлений, (просто) управлений и иных
подразделений. Этим министерством
непосредственно руководит
Задачи:
разработка и принятие мер по подготовке к военной защите РФ;
обеспечение боевой и мобилизационной готовности;
координация федеральных министерств и иных органов ИВ в области обороны;
военное строительство;
работа с кадрами;
соц.защита военнослужащих;
укрепление организованности и дисциплины;
международное сотрудничество.
Генштаб - центральный орган военного управления, основной орган оперативного управления. Обладает координационной функцией над всеми подразделениями в виде воинских подразделений. Состоит из главных управлений, (просто) управлений и иных подразделений.
Задачи:
стратегическое планирование вооруженных сил;
оперативная и мобилизационная подготовка;
мероприятия, связанные с боевой готовностью;
призыв;
военный учет;
разведывательная деятельность;
мероприятия, связанные с гос.тайной;
обеспечение безопасности военнослужащих;
проведение научных исследований.
Возглавляет Генштаб начальник, который подчиняется министру обороны и является его 1ым замом. Акты начальника Генштаба: приказы, директивы, указания (+проведение в жизнь всех этих актов).
2)Гос.управление безопасностью
Закон “о безопасности”
ФЗ “об органах фед.службы безопасности в РФ”
ФЗ “о внешней разведке”
ФЗ “о гос.охране”
ФЗ “о гос.границе”
Положение о ФСБ (принято 06 июля 1998)
3)Гос.управление внутренними делами
Закон “о милиции” (1991)
Закон “о противопожарной безопасности”
Закон “о внутренних войсках”
Из МВД в
МинЮст переводится вся уголовно-
ГАИ переименовывается в ГИБДД. Указ от 15 июня 1998 “о дополнительных мерах по обеспечению БДД”
Положение о МВД
4)Гос.управление юстицией
МинЮст - старое Положение. Министерство переподчинено президенту.
Билет №24
1. Принципы административного права
в настоящее время коренным образом изменился подход к принципам и задачам АП. Отправной пункт в данном преобразовании - ст.2 КРФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Здесь появляется определенный дуализм целевых установок АП - Эффективность деятельности ИВ с одной стороны, и реализация, защита прав и свобод - с другой. Основные цели (принципы) АП:
1)создание условий для эффективной деятельности ИВ как инструмента обеспечения безопасности граждан, общества, гос.аппарата, страны;
2)обеспечение
демократической организации