Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат
Россия с конца XX века испытывает коренные перемены социально-экономической, политической и культурной жизни. Быстрая ломка прежней советской идеологии, отмена единого мировоззрения привели к состоянию духовной неопределенности. В результате распространение получили не самые лучшие образцы западной культуры, выросшие на потребительстве, социальном равнодушии, презрении к низшим слоям.
Вступление ………………………………………………………………… 2
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля….. 4
Глава II. «Университеты». Рождение научного метода………………… 8
Глава III. «Голгофа». Испытания судьбы……………………………….. 13
Глава IV. Пассионарная теория этногенеза …………………………….. 16
Глава V. Уроки Льва Гумилева ………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….. 28
Областное государственное образовательное учреждение
«Ивановское областное училище культуры»
«Лев Николаевич Гумилев.
Историк в истории»
Оглавление
Вступление …………………………………………………
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля….. 4
Глава II. «Университеты». Рождение научного метода………………… 8
Глава III. «Голгофа». Испытания судьбы……………………………….. 13
Глава IV. Пассионарная теория этногенеза …………………………….. 16
Глава V. Уроки Льва Гумилева ………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….. 28
Введение
Весь мир, не только наша страна сейчас переживает не легкие времена. Сегодня люди все более осознают, что вопрос о выборе пути развития остается открытым.
Россия с конца XX века испытывает коренные перемены социально-экономической, политической и культурной жизни. Быстрая ломка прежней советской идеологии, отмена единого мировоззрения привели к состоянию духовной неопределенности. В результате распространение получили не самые лучшие образцы западной культуры, выросшие на потребительстве, социальном равнодушии, презрении к низшим слоям. Подрываются прежние ценностные, культурные, национальные принципы, ведущие свое начало из глубины веков и являвшие основу российского общества.
В начале третьего тысячелетия
Одним из самых известных и
интересных историков,
Взгляды Гумилева выходившие за рамки традиционных научных представлений, вызывают споры и острые дискуссии среди ученых и сегодня. Самой бурной и резкой критике и подвергалась теория пассионарных скачков как по поводу своей сущности, так и в адрес лично её автора, что часто случается с творениями неординарных людей.
В поддержку публикаций Гумилёва высказывались
академик Лихачёв Д. С., академик Панченко
АМ., член – корреспондент АН СССР Янин
В. Л. и другие.
С другой стороны его концепции
неоднократно подвергались критике академиком
Рыбаковым Б. А., Бромлеем Ю.В., и другими
видными учёными.
Гумилев писал работы в
период, когда децентрализованные процессы
в СССР достигли своего апогея и сразу
после распада Союза. Именно он был одним
из немногих, кто предупреждал об опасности
слепого копирования западного образа
жизни и культурных ценностей.
Масштаб деятельности любого человека может быть верно оценен лишь в контексте той общественной обстановки, в которой человек жил. Это куда как справедливо применительно к Гумилеву. Наверно не возможно назвать еще одного ученого, чьи научные взгляды и идеи так тесно переплетены с личной судьбой.
Целями данного реферата является стремление проследить жизненный путь Л.Н. Гумилева и формирование его научных взглядов, а также определить роль этого ученого в современной российской истории.
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля.
Родителями Льва Гумилева были известнейшие поэты Серебряного века Николай Гумилев и Анна Ахматова. "Рыжий львёныш с глазами зелёными страшное наследие тебе нести!" - пророчески предсказала Марина Цветаева в 1916 году, словно предчувствовала уже тогда трагические судьбы обоих родителей и их сына. Он родился в Царском Селе первого октября 1912 года. Отца маленький Лева мало знал: тот был расстрелян в 1921 году по сфабрикованному обвинению за участие в заговоре. Почти лишен был общения с матерью, которая жила отдельно, в Петрограде. Лев находился в г. Бежицке, Тверской губернии с бабушкой А.Г. Гумилевой и учился в средней школе до 1929 года. Редкие встречи с матерью (А. Ахматовой) и ее порой холодное обращение с ним наложило свой отпечаток на их дальнейшие отношения – очень непростые. Вероятно, отсюда стоический, самостоятельный характер, привычка не жаловаться, надеяться только на себя. Ему явно не хватало общения, которое заменялось книгами.
Уже в школе он оказался "белой вороной" - по своим знаниям и успехам выбивался из общего ряда. (И в будущем деятельность ученого из-за своей новизны, оригинальности поставит его в такое же положение). Он не раз говорил, что интерес к истории и географии проявился у него еще в детстве. К счастью для Левы, тогда в Бежецке была библиотека, полная сочинений Майн Рида, Купера, Жюля Верна, Уэллса, Джека Лондона и многих других увлекательных авторов, дающих обильную информацию. Там были хроники Шекспира, исторические романы Дюма, Конан Дойля, Вальтера Скотта, Стивенсона.
Чтение давало Льву первичный фактический материал и будило мысль. Так стали возникать первые исторические вопросы. Зачем Александр Македонский пошел на Индию? Почему Пунические войны сделали Рим «вечным городом», а коль скоро так, то почему готы и вандалы легко его разрушили? В школе тогда ничего не говорили ни о крестовых походах, ни о Столетней войне между Францией и Англией, ни о Реформации и Тридцатилетней войне, опустошившей Германию, а об открытии Америки и колониальных захватах можно было узнать только из беллетристики, т.к. не все учителя сами об этом имели представление. «Излишний интерес к истории, - как вспоминал Л.Н., - вызывал насмешки. Но было нечто более сильное, чем провинциальная очарованность. Это нечто находилось в старых учебниках, где события были изложены систематически, что позволяло их запоминать и сопоставлять. Тогда всемирная история и глобальная география превращались из калейдоскопа занятых новелл в стройную картину окружающего нас Мира»1
Едва научившись читать, маленький Лев с жадностью прочитывал те книги из домашней библиотеки, в которых описывалась экзотическая природа далеких стран и диковинные нравы их обитателей. Наверное, в этом предпочтении сыграл пример отца – знаменитого путешественника, подлинного поэта романтических странствий. Лев Николаевич отца обожал, знал почти все его стихи наизусть и отца не предал. И хотя он был далек от поэтического романтизма, его детские пристрастия определили практически весь характер его интеллектуальных исканий и трудов.
Интерес к географии подогревался еще и присланным Анной Андреевной атласом на немецком языке. Немецким Лев не владел, но поиск на карте с латинским шрифтом – полезное дело; не случайно Л.Н. потом блестяще знал географическую терминологию.
Всю жизнь Л. Н. Гумилёв был в основном самоучкой, начиная с тихой школы в Бежецке. Возможно, в процессе самообразования у него вызрел особый, гумилёвский стиль научных работ. «Любую сложную проблему можно изложить живым и ясным языком, не снижая научной значимости», - говорил Л.Н. Гумилев. Именно эта неординарная форма изложения им научных взглядов будет вызывать в последствии особенное недовольство всех его оппонентов. Лев Николаевич, человек недюжинных литературных способностей и тонкого вкуса, сознательно избегал использования сухого академического стиля даже при изложении самых сложных научных сюжетов, предпочитая писать «забавным русским слогом». Последнее обстоятельство часто ставилось ему в вину, и совершенно напрасно, ибо именно благодаря выработанной Гумилевым увлекательной форме изложения его сложные, во многом парадоксальные идеи стали достоянием широкого круга читателей. Балашов Д.М.(ученик Гумилева Л.Н.) будет отмечать « … книги Гумилева попросту интересно читать, хотя и огорошивает масса неведомых нам имен и названий. Кто знает, к примеру, географию Китая, Тибета и Средней Азии? Но все равно читаются его научные труды, как захватывающие романы. Да, ученый-гуманитарий должен быть и писателем тоже! И, кстати, это вот – интересное изложение – было в традициях русской науки, истории и этнографии конца позапрошлого – начала прошлого столетия и сменилось тяжелым наукообразным, условно говоря, «немецким» неудобь-читаемым типом изложения только в советское время.» 2
Жена Гумилева, рассказывая о своей первой встрече с будущим мужем, заметила: «И вот какая особенность меня тогда поразила: Лев Николаевич говорил понятно и уважительно с любым слушателем, даже с самым некомпетентным, и о сложных вещах рассказывал так, что все было понятно». Не случайно, когда историку разрешили читать лекции (уже в конце жизни), на них ломились толпами. Читал Л.Н. Гумилев… блестяще, читал так, что само чтение, точнее – рассказ, уже становилось художественным произведением. Читал, естественно, без всяких бумажек и справочников, тут же цитируя тибетских, арабских, китайских или персидских поэтов, давая меткие характеристики деятелям древних веков, вскрывая дипломатические тайны тысячелетней давности, завораживая слушателей не только мыслью, но и формою изложения, не только глубиною, но и юмором, подчас достаточно раскованным, но и тут же смягченным лукавою улыбкой…»3 Освобождающее чувство причастности к векам и тысячелетиям человеческой культуры «появлялось всегда после его лекций, в которых воскресали люди, жившие в безмерных далях времен и пространств, а летопись бед и страстей человеческих начинала приобретать смысл и стройность, неведомые доселе».4
Гумилев обладал феноменальной памятью и поражал слушателей способностью во время доклада позволять отступления, «которые, заводя поначалу, Бог знает в какие дали, вдруг волшебно выстраивались в стальную цепь доказательной аргументации…» Он знал, что происходило в определенный исторический период одновременно в Перу и в Японии, в Скандинавии и в Южной Америке. Его необычайная эрудиция останавливала многих вступать с ним в открытый научный диспут. Один из будущих его критиков академик Ю.В. Бромлей однажды принародно заявит: «Я не могу дискутировать с Гумилевым, потому что не знаю так историю. А Гумилев ходит по всемирной истории, как по своей квартире!». Жена Гумилев в своих воспоминаниях подчеркивала: «Всемирную историю Лев знал досконально, голова у него была пропитана всем этим. Плюс к этому он ведь и языки знал. Не скажу, чтобы блестяще, но с французского он мог свободно переводить и разговаривать; знал немецкий, совсем неплохо – персидский и таджикский, а казахский понимал.5
К прочим своим талантам Лев Гумилев присоединял и талант поэтический. Он никогда не афишировал своих чисто литературных способностей, хотя техникой и музыкой русского стихосложения владел в совершенстве. Но он понимал, что его непременно будут сравнивать с родителями-поэтами и видеть их влияние в его творчестве. Когда у него спрашивали о его собственных стихах и переводах поэзии Востока, Лев Николаевич отшучивался. «У всякой науки должна быть какая-то отдушина, - говорил он и добавлял: - А вообще-то когда со мной не хотят спорить как с ученым, обычно говорят: «Ну, зачем спорить с поэтом». Между тем, Многие переводы с восточных языков, изданные под именем Анны Ахматовой, выполнял ее сын.6
Одно из таких умных и глубоких стихотворений о связи времен хочется привести полностью:
История
В чужих словах скрываются пространства
Чужих грехов и подвигов чреда.
Измены и глухое постоянство
Упрямых предков, нами никогда
Невиданное. Маятник столетий,
Как сердце, бьется в сердце у меня.
Чужие жизни и чужие смерти
Живут в чужих словах чужого дня.
Они живут, не возвратясь обратно
Туда, где смерть нашла их и взяла,
Хоть в книгах полустерты и невнятны
Их гневные, их страшные дела.
Они живут, туманя древней кровью,
Пролитой и истлевшею давно,
Доверчивых потомков изголовья.
Нас всех прядет судьбы веретено
В один узор; но разговор столетий
Звучит, как сердце, в сердце у меня.
Так я, двусердный, я на встречу смерти,
Живя в чужих словах чужого дня.
Глава 2. «Университеты». Рождение научного метода.
Информация о работе Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории