Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат

Описание

Россия с конца XX века испытывает коренные перемены социально-экономической, политической и культурной жизни. Быстрая ломка прежней советской идеологии, отмена единого мировоззрения привели к состоянию духовной неопределенности. В результате распространение получили не самые лучшие образцы западной культуры, выросшие на потребительстве, социальном равнодушии, презрении к низшим слоям.

Содержание

Вступление ………………………………………………………………… 2
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля….. 4
Глава II. «Университеты». Рождение научного метода………………… 8
Глава III. «Голгофа». Испытания судьбы……………………………….. 13
Глава IV. Пассионарная теория этногенеза …………………………….. 16
Глава V. Уроки Льва Гумилева ………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИНА.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

     Насколько Лев Николаевич был провидцем, свидетельствуют его следующие рассуждения: «Сколько можно твердить о татаро-монгольском иге, оскорблять татар и монгол. Монголы наши верные союзники. Граница с Монголией – самый спокойный участок наших обширных границ. И если Монголия отвернется от России, туда придут американцы, потому, что монголам нужен сильный союзник для защиты от Китая».45 Мы упустили тот момент, как постепенно в большинстве бывших советских азиатских республик оказались военные базы, советники и даже марионеточные правительства американского происхождения. А это серьезно осложняет международное положение России.

     Лев Николаевич упорно заявлял совершенно не популярную в 90-е годы вещь: «… дружба народов – лучшее, что придумано в этом вопросе за тысячелетие».46  Что быть вместе народам Евразии -  это их историческая судьба. Даже не смотря на различные противоречия, даже войны, братские чувства между народами даже бывшего Советского Союза существовали всегда, и должны существовать впредь.

      Будучи гонимый властью Гумилев, тем не менее, выступал как бы ее союзником в деле сохранения Союза от распада. В его высказываниях звучала и другая цель – призыв к необходимости существования сильного государства. В моменты слабости государство переживает распад, вплоть до полного исчезновения. Поэтому необходимо создание сильного государства, способного противостоять внешней агрессии.

    Наша великая  страна была создана не по  капризу удачливого завоевателя, а в результате этнографического единства, определенной евразийской территории.

     «Если бы  наши политики – писал один  из учеников Гумилева, - хоть в  какой-то степени понимали историю!  Вот с такой же широтой видели  ее как процесс, идущий от  прошлого к будущему, отдавали себе отчет в том, что прошлое нельзя ни переделать, ни отменить и что, скажем, придя на Кавказ двести лет тому назад, мы не можем сделать вид, будто бы этого не было, не имеем права снять с себя долг высшего арбитра в непростых межнациональных конфликтах этой сокровищницы разнообразных народов, рас и культур, отказаться от миротворческой миссии Русского государства. <…>  Между тем во всякой национальной политике надобно отдавать себе отчет: с чем мы имеем дело? На какой стадии этнического развития находится данный народ? <…> при этом надо еще учитывать и всю прошлую историю нации, уровень и характер культуры, особенно религии, характер суперэтнических связей данного народа… И только тогда и возможно не «наломать дров» в этом непростом процессе межнациональных общений».47

                                           Заключение

 

  

    

     Лев Николаевич Гумилёв прожил удивительную жизнь, соединив в себе ослепительный гений своих родителей и тяготы их крёстного пути.

     Он заплатил за свое право писать и говорить то, что  думает, непомерную цену. Человек глубоко искренний и порядочный, он в отношении со всеми окружающими руководствовался нормами поведения русского дворянина.  Л.Н.Гумилев - человек непростой судьбы, дважды отбывавший заключение в лагерях, но не озлобившийся на государство, никогда не ругавший власть.

     Л.Н. Гумилев один из тех ученых, который работал «на стыке» наук и не мыслил своего научного творчества вне междисциплинарности. Напротив, всеми своими публикациями он убедительно доказывал необходимость и важность именно такого подхода при осмыслении целого ряда научных проблем, как в гуманитарных, так и в естественнонаучных сферах. В ряду прочих наук география и история были, пожалуй, самыми сильными гумилевскими увлечениями. Дополняя друг друга, они помогли Л.Н. Гумилеву выйти на новый до него неведомый уровень понимания взаимоотношений природы и общества, взаимодействия народов и наций, их этнической истории и др.

     Гумилёв предлагал отказаться от слепого следования источникам. Он считал возможным добиться понимания истинного характера эпохи, оперируя фактами, отделёнными от литературных текстов и подвергнутыми сравнительно – исторической критике. 
      Как говорят некоторые ученые уникальность теории этногенеза Гумилева в том, что даже ее опровержение «можно только предположить», но не доказать опытным методом. Потому, что «пассионарность» и «комплементарность» – одна из попыток объяснить необъяснимое. Заслуга учёного скорее в разрушении старых схем: европоценристского взгляда на историю человечества. Сами ошибки Гумилёва заставляли возражать ему, а значит, побуждали работать мысль историков в определённом направлении. «Идеи – это огни, манящие ученых к новым свершениям, а не вериги, сковывающие движение и творчество» - сказал когда-то Лев Николаевич.

      Наконец, он предоставил истории возможность говорить человеческим языком. Выбирая стиль изложения, автор сознательно предпочитал принятому академическому канону живой язык повествования, который не снижает научной достоверности, но повышает степень доходчивости и лёгкости восприятия. «...Его труды существенно подняли уровень представления человечества о самом себе. Он был ярким представителем евразийской школы исторической науки, активно выступал за единую и неделимую Россию. Его гигантский труд ещё предстоит осмыслить живущим и грядущим поколениям русских людей. Может, это осмысление поможет всем нам выйти из тяжелейшей Смуты, ощутить историческое место России в духовном развитии человечества»48   

     Он не ограничился прошлым, он думал о будущем, призывал учиться у истории и предостерегал от бездумных попыток «войти в круг цивилизованных народов», т.е. в чужой суперэтнос. Его мысли и гипотезы сегодня дают базу для определения путей будущего нашей страны, поиска союзников и партнеров.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы

                     

                               Работы Л.Н. Гумилева

1. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. /Предисл.         

     В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994

2. Гумилев Л.Н. Этногенез  и биосфера Земли. – М.: Рольф, 2001

3. Гумилев Л.Н., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. – Л.:

    Советский писатель. Ленинградское отделение, 1990

4. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993

5. Гумилев Л.Н. Струна истории. Лекции по этнологии / Л.Н. Гумилев; сост. предисл. коммент. О.Г. Новиковой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2008

6. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / Предисл. С.Б. Лаврова – М.: Прогресс. Фирма «Панагея»: Центр экологического просвещения и развития «Экопрос», 1993

7. Гумилёв Л.Н.  Древняя Русь и Великая степь / Предисловие Д. С. Лихачева / - М.: Мысль, 1989

8. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории – М.: Алгоритм, 2007

9. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению / Лев Гумилев – М.: Айрис-пресс, 2004

10. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., наука, 1970

11. Гумилев Л.Н. «Повода для ареста не давал» / Беседа с ученым-историком Л.Н. Гумилевым / Записал Л.Э Варустин // Аврора, 1990, № 11, с. 3-30

 

                    

                            Литература о Гумилеве Л.Н.

12. Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003

13. Воспоминания о Л.Н. Гумилеве – М.: Айрис-пресс, 2003

14. Законы времени / Беседа с историком и этнологом Л.Н. Гумилевым/ Записал Е. Канчуков // Литературное обозрение, 1990, № 3

15. Балашов Д. Памяти учителя: Воспоминания о встречах с ученым-историком Л.Н. Гумилевым // Наш современник, 1993, № 8

16. Крылов А.А., Коваленко М.И. Проблемы этнической психологии в свете теории-этногенеза Л.Н. Гумилева // Вестник С-Пб. Ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право, 1993, Вып. 4

17. Чемерисская М.И. Лев Николаевич Гумилев и его научное наследие: Памяти историка и этнографа // Восток: Афр. – азиат. о-ва: история и современность, 1993, № 3

18. Гумилева Н.В. «Пассионарии не обязательно бывают»: Памяти Л.Н.

Гумилева / Беседа с Н.В. Гумилевой // Московский журнал, 1994, № 12

19. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

20. Кожинов В. История Руси и русского слова //Наш современник, N 6, 1991

21. Панченко А.М. Идеи Л.Н. Гумилева и Россия XX века. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., Танаис, 1994

22. Лев Клейн Горькие мысли ”привередливого рецензента” об учении Л. Н. Гумилева. // Нева, 1992, № 4

23. Новикова О.Г. «Я — русский солдат». Рядовой Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.

24. Рыбаков Б.А. О преодолении самообмана // Вопросы истории. 1970, №

25. Некролог друзей, учеников и почитателей Л. Н. Гумилёва // Cоветская Россия. –1992.- 18 июня). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Словарь терминов 

 

 

Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово Голгофа – употребляется как синоним мученичества и страдания.

 

Биосфера – взаимосвязь живых организмов и их среды обитания на Земле, образующих целостную динамическую систему.

 

Императив – общезначимое, обязательное  правило, безусловный принцип поведения.

Номадистика- наука о кочевниках

 

Этногенез – происхождение народов, процесс развития народов.

 

Этноцентризм – уверенность в превосходстве собственной культуры, пренебрежительное отношение к другим культурам, как к низким, неправильным.

 

Пассионарность (страсть – фр.) – внутренняя энергия, повышенная активность, которая проявляется у людей под влиянием космического излучения (пассионарные толчки).

 

Пассионарные  толчки -

 

Комплементарность - содружество

 

«Черная легенда» - так Гумилев назвал ложное представление о кочевых народах Азиатских степей как о диких, жестоких племенах, сложившееся в Западной Европейское культуре. Он заставил всех пересмотреть отношение к кочевым народам Великой степи.

 

 

Евразийство – историко-философское направление, возникшее во 2-ой половине XX века, которое отстаивало особый путь России связанный с ее географическим положением между Европой и Азией.

 

 

 

 

 

 

 

                                         РЕЧУГА

     Мне не пришлось долго выбирать тему реферата. Я сразу решила, что буду писать об историке Льве Гумилеве, хотя понимала, что будет трудно.

Дело в том, что в прошлом году  я с родителями ездила в Петербург и во время экскурсии в Александро-Невскую лавру я на кладбище среди других могильных плит увидела простой белый крест с надписью Лев Николаевич Гумилев, а рядом был такой же крест поменьше. Мама мне сказала, что это знаменитый ученый-историк, сын известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Когда мы приехали домой я попыталась почитать одну из его книг «От Руси к России», где история нашей страны выглядела совсем по-другому, не как в учебниках.

     Работа над рефератом помогла мне понять каким умным и интересным человеком был Лев Николаевич и что его идеи очень актуальны сегодня.

    Мировой кризис заставляет многих снова задумываться о выборе пути развития. Что лучше взять за основу: пример западных, цивилизованных стран или лучше опираться на свою национальную культуру, традиции? Именно в этом вопросе и пытался когда-то разобраться Гумилев, занимаясь проблемой этногенеза - происхождения, становления народов. Во многом Гумилев проявлял новаторство, что вызывало  неоднозначную оценку: от восхищения до беспощадной критики.

     Целью моего реферата было стремление проследить жизненный путь известного историка, формирование его научных идей и роль его взглядов в современной российской истории.

     Лев Гумилев  прожил сложную, подчас трагическую жизнь, и события этой жизни, как мне кажется, повлияли на его научные взгляды, позволили ему по-новому взглянуть на историю своей страны и других народов.  

     Первая глава посвящена детству Льва Николаевича, которое во многом сформировало особый, необычный стиль написания научных работ. Он рано лишился отца, мало общался с мамой, жил у бабушки, в провинции, в Бежицке. Ему явно не хватало общения, которое заменялось книгами. Он признавался, что запоем читал о приключениях, странствиях, желая, отправится в дальние страны. Эти юношеские впечатления отразились потом на его научном языке. Он предпочитал писать и рассказывать, даже о самых сложных вещах занятно, красочно, с юмором. Так, что даже непрофессионалу было понятно и интересно. Его памяти и эрудиции стоит только позавидовать. Другие ученые не решались с ним открыто спорить, столько он знал исторических фактов. Гумилев писал и прекрасные стихи, мне кажется не хуже родителей. Одно из них я привожу в реферате.

   Во второй главе моего реферата говориться о периоде учебы в Университете и многочисленных экспедициях, которые очень много дали  Гумилеву как ученому. Он предложил нестандартный метод исследования. После окончания школы его не приняли сразу в Университет. Чтобы выжить  ему пришлось работать  в экспедициях в Средней Азии.  Здесь он познакомился с теми народами, их культурой, о которых потом напишет много книг.  Эти экспедиции и помогли Гумилеву создать новый подход к изучению истории. Он работал на грани самых разных наук как гуманитарных, так и естественных.  И считал, что данные исторических источников нужно перепроверять, например, данными географических, биосферных исследований и др. Опираясь на свой метод, Гумилев стал совершенно по-другому оценивать знакомые  по учебникам события истории, например, монголо-татарское нашествие. Вполне убедительно он доказывал, что русско-монгольские отношения носили характер содружества. Наоборот, монголы помогли спасти молодую Русь от поглощения агрессивной Европой.    Третья глава посвящена самым тяжелым временам в жизни ученого. Это и сталинские лагеря (в которых в целом провел 14 лет), это участие в Великой Отечественной войне (он дошел до Берлина), это и долгие десятилетия замалчивания его научной деятельности. Но вопреки всем обстоятельствам Гумилев не только не прекращал заниматься любимым делом, но и рисковал отстаивать свое мнение. Это был как личный, так и научный подвиг.

Информация о работе Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории