Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат

Описание

Россия с конца XX века испытывает коренные перемены социально-экономической, политической и культурной жизни. Быстрая ломка прежней советской идеологии, отмена единого мировоззрения привели к состоянию духовной неопределенности. В результате распространение получили не самые лучшие образцы западной культуры, выросшие на потребительстве, социальном равнодушии, презрении к низшим слоям.

Содержание

Вступление ………………………………………………………………… 2
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля….. 4
Глава II. «Университеты». Рождение научного метода………………… 8
Глава III. «Голгофа». Испытания судьбы……………………………….. 13
Глава IV. Пассионарная теория этногенеза …………………………….. 16
Глава V. Уроки Льва Гумилева ………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИНА.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

↑ О. Г. Новикова. «Я — русский солдат». Рядовой Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.

 

Из истории Евразии. Издательство «Искусство», Москва 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Превратности судьбы не отпускали этого незаурядного человека и после освобождения: когда  он с блеском защитил вторую докторскую диссертацию, уже по географии, последовал окрик "сверху", и научную степень  не утвердили. Труд всей жизни Гумилева - "Этногенез и биосфера Земли" - продавали на "черном рынке", автор же не мог читать лекции, но считал себя счастливым человеком: "Я всегда писал то, что думал, а они - то, что им велели". Опалу сняли только в середине 80-х, а к началу 90-х страна взахлеб читала дерзкого ученого и ждала выхода в свет все новых книг.

 

.

 

Глава 2. Научные теории историка Л.Н.Гумилева

                      

 

                           

   

 

  

 

 

(этногенез,  теория «пассионарности»; новое  прочтение русской истории).

А) Формирование взглядов: популярные в первой половине 20 в. идеи биосферы (Вернадского) и космического влияния на социум (Чижевский); идеи «евразийства»( Гумилев называл себя последним евразийцем России)

Б) За и против.

В) Мое  отношение

     Он выдвинул идею о биоэнергетической доминанте этногенеза и о "новом параметре этнической истории", который назвал пассионарностью. Этот термин подразумевает "двигатель" исторического прогресса, образующий в этносе группу людей с "повышенной тягой к действию - пассионариев". Основной труд Гумилева - "Этногенез и биосфера Земли" - долго не публиковался, но стал в научном мире легендарным.

Сам Гумилев считал, что  к мысли о подсознательной  биологической способности человека к сверхнапряжениям его подтолкнули "труды великого соотечественника академика Владимира Вернадского", открывшего "биохимическую энергию живого вещества биосферы". Ее носители устремлялись в океан вслед за Колумбом и покоряли просторы Сибири; по Гумилеву, к пассионариям принадлежали Суворов и Наполеон, а их антиподы - "человек в футляре" и прочие чеховские персонажи. Стремление к поискам отвлеченного идеала, к достижению далекой цели, пусть и жертвой многих жизней, формировало целые народы и меняло ход истории. Широта кругозора ученого позволила связать эту теорию с понятием "кормящий ландшафт", побуждая читателя осмысливать не только "дела давно минувших дней", но и будущее. Увлекательные книги Гумилева "География этноса в исторический период", "Степная трилогия", "Ритмы Евразии", "От Руси к России" приоткрывают тайны исторических воссоединений и современных противостояний (например, шиитов и суннитов), корни которых - в далеком прошлом.

 

      Основной термин созданной Гумилёвым теории – «пассионарность», не совсем понятное, новое слово. «Это слово с его внутренним и многообещающим содержанием в марте 1939 года проникло в мозг... как удар молнии, - писал Л. Н. Гумилёв. – Откуда оно взялось – неизвестно, но для чего оно, как им пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно». Изобретённый учёным термин указывает на стремление и способность человека изменять окружающий мир. Пассионарность может усиливаться и ослабевать, что лежит в основе универсального развития любого этноса. 
     Пассионарность в буквальном переводе на русский язык означает «страстность» или «одержимость страстями». Очевидно, что это не то, что понимается под страстями в быту. По введённому автором понятию, сами пассионарии, носители пассионарной энергии, - это отдельные индивиды, способные аккумулировать колоссальное количество психической энергии и через особое (хотя и гипотетическое поле) передавать её своим ближним, вдохновив их либо на жертвенный подвиг (таковы Александр Невский, Жанна д'Арк), либо на великое общее дело (Ганнибал, Готфрид Бульонский и первые крестоносцы), либо на удовлетворение безмерного честолюбия (Корнелий Сулла, Наполеон), либо, наконец, на разбойничье завоевание и грабежи (викинги, испанские конквистадоры).  
 
Нужно лишь, чтобы в этносе было достаточно особей, готовых вдохновляться идеей, подверженных некой «пассоинарной болезни», если, восприняв терминологию Гумилёва, чуть расширить созданный им понятийный аппарат.  
 
«Этногенез, - по приведённому учёным определению, - это инерционный процесс, где первичный заряд энергии ... расходуются вследствие сопротивления среды, что ведёт к гомеостазу... Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодейст- вие между общественной и природной формами матери» (Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО «Мишель и Ко», стр. 335). Итак, этногенез обусловлен «пассионарным толчком», то есть накоплением в населении, занимающем некий ландшафт, пассионарных личностей. При этом автор теории подробно говорит о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов. Причём «этнос», как пишет Л. Н. Гумилёв, - не нация, не конфессия, не класс и не государство. Это та общность, которая на уровне самоощущения определяет противопоставление «наши – не наши»; с другой стороны, этнос есть неотъемлемая часть породившего ландшафта, и то, что называется «менталитет», формируется средой обитания этноса; таким образом, есть этносы равнинные, есть городские, есть островные (хотя создаётся такое ощущение, что в этом тезисе немного более чем следовало бы, ставится ударение на географический фактор расположения этносов, потому как можно сделать вывод о том, что все «равнинные» или, например, «островные» этносы Земли имеют схожий менталитет, располагаясь в противоположных частях планеты, в зонах иных климатов и географических широт, в окружении носителей разных культур, что не может сформировать схожее мироощущение этноса, а также всё то, что входит в понятие «менталитет». Итак, если ничего не помешает, этнос проходит различные стадии, зависящие именно от уровня пассионарности. Они, по мнению автора, у всех народов одинаковы и весь цикл занимает примерно одинаковое время: 1200-1500 лет. За этот период история любого этноса характеризуется сменой его энергетических состояний: толчок (вспышка пассионарной энергии) – подъём – перегрев – упадок - затухание (рассеяние энергии), адекватно отвечающим фазам этногенеза в собственном историческом времени этноса: рождение – взлёт (акматическая фаза) – спад (резкий надлом) – инерционная или мемориальная фаза (происходит всплеск науки и культуры) – обскурация – смерть ( вовсе не значит, что умирают все носители этноса – одни могут стать частью соседнего, набирающего пассионарность, этноса (здесь Гумилёв делает попытку выяснения закономерных взаимоотношений между различными этносами; приняв этнические единицы за замкнутые системы, можно предположить различные формы взаимоотношения – от конфликтов до сосуществования на основе разделения труда), другие же живут в гармонии с окружающей средой - это будет гомеостаз. Важным моральным критерием для оценки деятельности этносов Л. Н. Гумилёв считал взаимодействие человека и природы, или, по его терминологии, этноса и ландшафта. Завоевание этносом энергетической ниши в биосфере происходит иногда с большими потерями для природы, иногда – органично. Утвердив как аксиому положение «У народов есть родины!», Л.Н. Гумилёв делает логичный вывод, что даже в случае крупной миграции этносы выбирают условия, близкие к тем, которые они покинули.  

      «Фазы жизни» народа, подобные обозначенным Гумилёвым, до него называл Тойнби, о смертности этносов писал Данилевский и Шпенглер, но никто не назвал движущую силу этногенеза. По мнению Л. Н. Гумилёва, движение этносов определяет пассионарный толчок. Возникает закономерный вопрос: откуда же берётся этот пассионарный толчок? В своей работе «Этногенез и биосфера Земли» учёный утверждает, что время от времени «Ближний Космос» посылает в биосферу Земли очистительные пассионарные толчки. Хотя надо отметить, что в последних своих работах Гумилёв не уделяет особого внимания этому самому «Ближнему Космосу». Важно то, что цепь причинно – следственных явлений обрывается Гумилёвым именно в том месте, где она уходит за пределы Земного шара. Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания. Причина возникновения этносов вынесена Гумилёвым в Космос. Это равнозначно признанию, что теория не претендует на познание, поскольку условия, создающие в Космосе причину пассионарных толчков, невоспроизводимы. Не случайно «космос» - не научное понятие. Для учёного нашего времени создать научную теорию, но не поддающуюся научному обоснованному доказательству, основанную почти лишь только на авторской эрудиции и интуиции, было неслыханной дерзостью. Хотя Колумб, открывший новый континент, вообще не понял, что же он открыл, Гумилёв же, гениально угадав, что этногенный фактор – энергетический, так и не понял, что такое значит энергия его пассионарных толчков. 

 

 

По Гумилеву, русский  этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Поэтому, как мы ни старались воспроизвести европейские формы жизни, мы не сможем добиться благосостояния и нравов, характерных для Запада, который находится сейчас в инерционной фазе и принадлежит к иному суперэтносу. Можно сделать попытку войти в его состав, но тогда платой будет полный отказ от отечественной традиции и последующая ассимиляция. Согласно Гумилеву, Россия – особый культурно-исторический мир, судьбы которого связаны не с Западом, а с входящими в нее и участвующими в ее историческом формировании народами (Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000, с. 270).

 

 

 

 

И всё же действительно  ли Л. Н. Гумилёв создал всеобъемлющую  теорию, объясняющую законы исторического  развития? Его теория обнаруживает существующую космическую пассионарную энергию, действующую на определённых, избранных особей этноса, каким-то образом определяя предрасположенность их личности к способности воздействовать на судьбу данного этноса (а может быть, эта энергия направлялась на всех представителей этноса, но не все могли её уловить?..). Можно даже предположить наличие некой высшей силы, специально посылающей на Землю пассионарную энергию, направленную на «перетусовку» этносов, дабы они не засиживались в одном регионе, контактировали с соседями, исчезали, образовывались- во избежание (по скромному предположению) статичного этнического расположения на планете. Опять же «можно предположить», но не доказать опытным методом. Думается, что пассионарность и комплементарность – одна из попыток объяснить необъяснимое. Заслуга учёного скорее в разрушении старых схем: европоценристского взгляда на историю человечества, распространение в России и на Западе марксистского метода. Сами ошибки Гумилёва заставляли возражать ему, а значит, побуждали работать мысль историков в определённом направлении. Наконец, он предоставил истории возможность говорить человеческим языком. Выбирая стиль изложения, автор сознательно предпочитает принятому академическому канону живой язык повествования, который не снижает научной достоверности, но повышает степень доходчивости и лёгкости восприятия. «...Его труды существенно подняли уровень представления человечества о самом себе. Он был ярким представителем евразийской школы исторической науки, активно выступал за единую и неделимую Россию. Его гигантский труд ещё предстоит осмыслить живущим и грядущим поколениям русских людей. Может, это осмысление поможет всем нам выйти из тяжелейшей Смуты, ощутить историческое место России в духовном развитии человечества» (Из некролога друзей, учеников и почитателей Л. Н. Гумилёва // Cоветская Россия. –1992.- 18 июня). 
 
Автор работы: С.А.Пресняков 

 

 

 

 

 

 

Главные труды Л.Н.Гумилёва

  • История народа Хунну (1960)
  • Открытие Хазарии (1966)
  • Древние тюрки (1967)
  • Поиски вымышленного царства (1970)
  • Хунну в Китае (1974)
  • Этногенез и биосфера Земли (1979)
  • Древняя Русь и Великая степь (1989)
  • Тысячелетие вокруг Каспия (1990)
  • От Руси к России (1992)
  • Конец и вновь начало (1992)
  • Чёрная легенда
  • Синхрония. Опыт описания исторического времени

Л.Н. Гумилёв. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? (Опубликовано // Рус. литература. - 1972. - N 1. - С. 73-82.)

    1. Лорен Грэхем «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
  • Статьи
    1. Яков Лурье Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилева
    2. Лев Клейн Горькие мысли ”привередливого рецензента” об учении Л. Н. Гумилева. // Нева, 1992, № 4, с. 228-246
    3. Борис Рыбаков О преодолении самообмана
    4. Александр Янов Учение Льва Гумилёва
    5. А.Г.Кузьмин. Пропеллер пассионарности
    6. Юлиан Бромлей «По поводу одного “автонекролога”»
    7. Бонифатий Кедров, Иосиф Григулевич, Иосиф Крывелёв По поводу статьи Ю. М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда»
  • ↑ О. Г. Новикова. «Я — русский солдат». Рядовой Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.

При составлении биографии использовался  материал «Лев Николаевич Гумилев. Библиографический указатель» (предисловие, составление, редакция А.Г. Каримуллина, ответственный редактор Р.И. Валиев, дополнен О.Г. Новиковой).

 

Из истории Евразии. Издательство «Искусство», Москва 1993

Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследовательского багажа составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

В собственно исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей близких евразийству. Например, масштабы монголо-татарского ига он считал сильно преувеличенными. По его мнению, для русско-монгольских отношений был характерен, скорее, симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV в.) и современных русских он считает разными этносами.

 

- является стремление определить роль Л.Н. Гумилева в исторической науке 20 века и влияние его работ на формирование современных взглядов на русскую историю?

 

Лев Николаевич Гумилёв прожил удивительную жизнь, соединив в себе ослепительный гений  своих родителей и тяготы их крёстного  пути. Он родился в Царском Селе 1 октября 1912 года, детство провёл в городе Бежецке Тверской губернии. Мало знал отца, расстрелянного в 1921 году за то, что русский офицер Николай Гумилёв не выдал тайну заговора своих товарищей. О матери говорил как о ровеснице, как о равной. 
 
Всю жизнь Л. Н. Гумилёв был в основном самоучкой, начиная с тихой школы в Бежецке. В процессе самообразования у него вызрел особый, гумилйвский стиль отношения к историческим источникам - полное уважение сочеталось с полным недоверием

Учёбу в университете приходилось прерывать  неоднократно по причине исключений и арестов. Гумилёв учил восточные языки в азиатских экспедициях и от товарищей по несчастью в сталинских лагерях, которые использовал как небывалую лабораторию этнографа и этнолога. Как-то Л. Н. Гумилёва спросили: «Есть ли такие народы, представителей которых вы там не наблюдали?». Неуверенно ответил: «Разве что индусы. А прочие все были – англичане, американцы, турки, персы, корейцы, китайцы... И среди русских – баптисты, казаки, власовцы, коммунисты...» Вся этносфера Земли, можно сказать, под боком, и никто не скрывает свои душевные порывы. Вот и стал Гумилёв основателем двух ветвей на вековом древе истории – пассионарной теории этногенеза и средневековой номадистики, науки о кочевниках (пристрастие к последней Л. Н. Гумилёв объяснял просто: как многие мальчишки в детстве он увлекался книгами об индейцах, а потом заметил, что в России есть множество «своих индейцев», которых толком никто не изучал).  
 
 
Самую бурную и резкую критику вызывает теория пассионарных этногенетических скачков как по поводу своей сущности, так и адрес лично её автора, что часто случается с творениями неординарных людей. 
 
Основной термин созданной Гумилёвым теории – «ПАССИОНАРНОСТЬ», не совсем понятное, новое слово. «Это слово с его внутренним и многообещающим содержанием в марте 1939 года проникло в мозг... как удар молнии, - писал Л. Н. Гумилёв. – Откуда оно взялось – неизвестно, но для чего оно, как им пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно». Изобретённый учёным термин указывает на стремление и способность человека изменять окружающий мир. Пассионарность может усиливаться и ослабевать, что лежит в основе универсального развития любого этноса. 
 
Пассионарность в буквальном переводе на русский язык означает «страстность» или «одержимость страстями». Очевидно, что это не то, что понимается под страстями в быту. По введённому автором понятию, сами пассионарии, носители пассионарной энергии, - это отдельные индивиды, способные аккумулировать колоссальное количество психической энергии и через особое (хотя и гипотетическое поле) передавать её своим ближним, вдохновив их либо на жертвенный подвиг (таковы Александр Невский, Жанна д'Арк), либо на великое общее дело (Ганнибал, Готфрид Бульонский и первые крестоносцы), либо на удовлетворение безмерного честолюбия (Корнелий Сулла, Наполеон), либо, наконец, на разбойничье завоевание и грабежи (викинги, испанские конквистадоры).  
 
Нужно лишь, чтобы в этносе было достаточно особей, готовых вдохновляться идеей, подверженных некой «пассоинарной болезни», если, восприняв терминологию Гумилёва, чуть расширить созданный им понятийный аппарат.  
 
«Этногенез, - по приведённому учёным определению, - это инерционный процесс, где первичный заряд энергии ... расходуются вследствие сопротивления среды, что ведёт к гомеостазу... Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодейст- вие между общественной и природной формами матери» (Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО «Мишель и Ко», стр. 335). Итак, этногенез обусловлен «пассионарным толчком», то есть накоплением в населении, занимающем некий ландшафт, пассионарных личностей. При этом автор теории подробно говорит о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов. Причём «этнос», как пишет Л. Н. Гумилёв, - не нация, не конфессия, не класс и не государство. Это та общность, которая на уровне самоощущения определяет противопоставление «наши – не наши»; с другой стороны, этнос есть неотъемлемая часть породившего ландшафта, и то, что называется «менталитет», формируется средой обитания этноса; таким образом, есть этносы равнинные, есть городские, есть островные (хотя создаётся такое ощущение, что в этом тезисе немного более чем следовало бы, ставится ударение на географический фактор расположения этносов, потому как можно сделать вывод о том, что все «равнинные» или, например, «островные» этносы Земли имеют схожий менталитет, располагаясь в противоположных частях планеты, в зонах иных климатов и географических широт, в окружении носителей разных культур, что не может сформировать схожее мироощущение этноса, а также всё то, что входит в понятие «менталитет». Итак, если ничего не помешает, этнос проходит различные стадии, зависящие именно от уровня пассионарности. Они, по мнению автора, у всех народов одинаковы и весь цикл занимает примерно одинаковое время: 1200-1500 лет. За этот период история любого этноса характеризуется сменой его энергетических состояний: толчок (вспышка пассионарной энергии) – подъём – перегрев – упадок - затухание (рассеяние энергии), адекватно отвечающим фазам этногенеза в собственном историческом времени этноса: рождение – взлёт (акматическая фаза) – спад (резкий надлом) – инерционная или мемориальная фаза (происходит всплеск науки и культуры) – обскурация – смерть ( вовсе не значит, что умирают все носители этноса – одни могут стать частью соседнего, набирающего пассионарность, этноса (здесь Гумилёв делает попытку выяснения закономерных взаимоотношений между различными этносами; приняв этнические единицы за замкнутые системы, можно предположить различные формы взаимоотношения – от конфликтов до сосуществования на основе разделения труда), другие же живут в гармонии с окружающей средой - это будет гомеостаз. Важным моральным критерием для оценки деятельности этносов Л. Н. Гумилёв считал взаимодействие человека и природы, или, по его терминологии, этноса и ландшафта. Завоевание этносом энергетической ниши в биосфере происходит иногда с большими потерями для природы, иногда – органично. Утвердив как аксиому положение «У народов есть родины!», Л.Н. Гумилёв делает логичный вывод, что даже в случае крупной миграции этносы выбирают условия, близкие к тем, которые они покинули.  
 
«Фазы жизни» народа, подобные обозначенным Гумилёвым, до него называл Тойнби, о смертности этносов писал Данилевский и Шпенглер, но никто не назвал движущую силу этногенеза. По мнению Л. Н. Гумилёва, движение этносов определяет пассионарный толчок. Возникает закономерный вопрос: откуда же берётся этот пассионарный толчок? В своей работе «Этногенез и биосфера Земли» учёный утверждает, что время от времени «Ближний Космос» посылает в биосферу Земли очистительные пассионарные толчки. Хотя надо отметить, что в последних своих работах Гумилёв не уделяет особого внимания этому самому «Ближнему Космосу». Важно то, что цепь причинно – следственных явлений обрывается Гумилёвым именно в том месте, где она уходит за пределы Земного шара. Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания. Причина возникновения этносов вынесена Гумилёвым в Космос. Это равнозначно признанию, что теория не претендует на познание, поскольку условия, создающие в Космосе причину пассионарных толчков, невоспроизводимы. Не случайно «космос» - не научное понятие. Для учёного нашего времени создать научную теорию, но не поддающуюся научному обоснованному доказательству, основанную почти лишь только на авторской эрудиции и интуиции, было неслыханной дерзостью. Хотя Колумб, открывший новый континент, вообще не понял, что же он открыл, Гумилёв же, гениально угадав, что этногенный фактор – энергетический, так и не понял, что такое значит энергия его пассионарных толчков. 
 
Можно предположить, что гумилёвская пассионарность ближе всего к физическому действию, введённому в 18 веке П. Мопертюи как характеристики перехода кинетической энергии в потенциальную и обратно. Строгое определение таково: действие есть интеграл по времени разности между кинетической и потенциальной энергиями.  
 
Гумилёв нашёл метод изучения этногенеза в открытой В. Вернадским биохимической энергии, привносимой в организмы из Космоса. Обнаружил способ действия этой силы – пассионарный толчок. Рождение этноса сопровождается повышением энергии, биологически трансформированных через микромутации у отдельных индивидов - пассионариев. 
 
На вопрос о том, в какой же фазе находится сейчас русский этнос, Л. Н. Гумилёв ответил таким образом: «Как ни странно, в апогее. Древняя Русь относится к России так, как Древний Рим относится к Италии. ...Мы не можем предотвратить цунами, но можем предвидеть и облегчить последствия. Если не наделаем глупостей, у России впереди путь, который она выстрадала, отстояла, избрала». 
 
Разработка теории этноса ещё не закончена. Дискуссии в этой области ведутся в основном людьми, двигающимся в одном направлении, что в значительной степени является признанием ими социальной сущности этноса как биолого-географического феномена, возникшего под воздействием мутационных по своей природе «пассионарных сил». Учёный изложил её в конце 60-х - начале 70-х годов ряде статей, опубликованных в журналах естественногеографического профиля, и потому, вероятно, не привлёкшей пристального внимания большинства гуманитариев. Однако обобщающая статья Л. Н. Гумилёва по концепции этногенеза подверглась обсуждению, а общий критический анализ всех его статей был дан В. И. Козловым в обзоре «Биолого-географической концепции этнической истории», в которой он пишет, что «концепция Гумилёва не только не продвигает вперёд исследование проблемы, связанной с изучением конкретного влияния географической среды на социально-экономическое развитие тех или иных стран и народов мира и оценкой конкретной роли социально -–психологических факторов общественного развития, но и мешает их подлинному научному решению». Какого-либо воздействия такая критика на самого Л. Н. Гумилёва не оказала и в 1979 году он представил уже сводный трактат «Этногенез и биосфера Земли». Этнографы и другие обществоведы на это событие должным образом не отреагировали, а в журнале «Советская этнография», например, не было даже рецензии, но между тем изложенные в нём идеи находили своих сторонников. Хотя после 1986 года ситуация резко изменилась в пользу Гумилёва, статьи которого стали публиковаться в различных журналах; более того, он получил возможность рассказать о своей концепции этноса и этногенеза даже по телевидению.

Информация о работе Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории