Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат
Россия с конца XX века испытывает коренные перемены социально-экономической, политической и культурной жизни. Быстрая ломка прежней советской идеологии, отмена единого мировоззрения привели к состоянию духовной неопределенности. В результате распространение получили не самые лучшие образцы западной культуры, выросшие на потребительстве, социальном равнодушии, презрении к низшим слоям.
Вступление ………………………………………………………………… 2
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля….. 4
Глава II. «Университеты». Рождение научного метода………………… 8
Глава III. «Голгофа». Испытания судьбы……………………………….. 13
Глава IV. Пассионарная теория этногенеза …………………………….. 16
Глава V. Уроки Льва Гумилева ………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….. 28
Теория этногенеза
Гумилёва – это стройная система
смены цивилизаций, основанная на виртуозном
знании тысячелетних алгоритмов истории,
понимании страстей, охватывающих людей
и вождей и синхронизированных с
глубинными импульсами Земли. Увлекательное историческое
повествование сопровождается остроумной
полемикой с оппонентами, масштабными
теоретическими рассуждениями и гипотезами,
неожиданными сопоставлениями и параллелями.
Гумилёв предлагает отказаться от слепого
следования источникам. Он считал возможным
добиться понимания истинного характера
эпохи, оперируя фактами, отделёнными
от литературных текстов и подвергнутыми
сравнительно – исторической критике.
И всё же действительно ли Л. Н. Гумилёв
создал всеобъемлющую теорию, объясняющую
законы исторического развития? Его теория
обнаруживает существующую космическую
пассионарную энергию, действующую на
определённых, избранных особей этноса,
каким-то образом определяя предрасположенность
их личности к способности воздействовать
на судьбу данного этноса (а может быть,
эта энергия направлялась на всех представителей
этноса, но не все могли её уловить?..). Можно
даже предположить наличие некой высшей
силы, специально посылающей на Землю
пассионарную энергию, направленную на
«перетусовку» этносов, дабы они не засиживались
в одном регионе, контактировали с соседями,
исчезали, образовывались- во избежание
(по скромному предположению) статичного
этнического расположения на планете.
Опять же «можно предположить», но не доказать
опытным методом. Думается, что пассионарность
и комплементарность – одна из попыток
объяснить необъяснимое. Заслуга учёного
скорее в разрушении старых схем: европоценристского
взгляда на историю человечества, распространение
в России и на Западе марксистского метода.
Сами ошибки Гумилёва заставляли возражать
ему, а значит, побуждали работать мысль
историков в определённом направлении.
Наконец, он предоставил истории возможность
говорить человеческим языком. Выбирая
стиль изложения, автор сознательно предпочитает
принятому академическому канону живой
язык повествования, который не снижает
научной достоверности, но повышает степень
доходчивости и лёгкости восприятия. «...Его
труды существенно подняли уровень представления
человечества о самом себе. Он был ярким
представителем евразийской школы исторической
науки, активно выступал за единую и неделимую
Россию. Его гигантский труд ещё предстоит
осмыслить живущим и грядущим поколениям
русских людей. Может, это осмысление поможет
всем нам выйти из тяжелейшей Смуты, ощутить
историческое место России в духовном
развитии человечества» (Из некролога друзей,
учеников и почитателей Л. Н. Гумилёва
// Cоветская Россия. –1992.- 18 июня).
Автор работы: С.А.Пресняков
Л.Н.Гумилев – советский историк, этнолог, географ и философ «последний евразиец». Человек непростой судьбы, дважды отбывавший заключение в лагерях (первый раз – за отца, второй – за мать), но не озлобившийся на государство, никогда не ругавший власть. Он был доктором исторических наук, а докторской степени по географии не получил «за хорошее знание истории». Его работы ставят в один ряд с трудами Тойнби, Шпенглера, Данилевского. В то же время многие профессора истории его называют поэтом, популяризатором и представителем фолк-хистори. Но его книги о теории этногенеза, о народах Великой степи известны многим.
Гумилев писал работы в период,
когда децентрализованные
Даже не смотря на различные противоречия, даже войны, братские чувства между народами СССР существовали всегда, и должны существовать впредь.
Даже будучи гонимый властью
Гумилев, тем не менее,
По Гумилеву, русский этнос примерно
на 500 лет моложе западноевропейских
народов. Поэтому, как мы ни старались
воспроизвести европейские
1 Гумилева Н.В. Воспоминания // Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.468
2 Балашов Д.М. Слово об учителе //Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 582
3 Балашов Д.М. Слово об учителе //Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 582
4 Там же
5 Гумилева Н.В. Воспоминания // Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.468)
6 Балашов Д.М. Слово об учителе //Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 566
7 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966
8 Ермолаев В.Ю. Предисловие к книге Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 14
9 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., наука, 1970, с.348
10 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 370
11 Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи/ Предисл. В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994, с. 42
12 Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи/ Предисл. В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994, с. 9
13 Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи/ Предисл. В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994, с. 14
14 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 492
15 Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 584
16 Кожинов В.В. Поиски будущего // Наш современник, 1991, № 3, с. 127-128
17 Гумилев Л.Н. Сила предвзятости, Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 596
18 (Захаров В. Извращение великорусской истории // Молодая гвардия, 1992, № 9, с. 164-179)
19 (Гумилев Л.Н. Сила предвзятости, Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 596)
20 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 246-248
21 Лев НиколаевичГумилев. Библиографический указатель, Казань, 1990
22 Ефремов Ю.К. Слово о Льве Николаевиче Гумилеве // Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.
23 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: Алгоритм, 2007, с. 14
24 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993, с. 52
25 Большая российская энциклопедия. М., 2009, с. 155
26 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993, с. 311
27 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993, с. 314
28 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 496-497
29 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Мысль, 1989, с. 14
30 Ермолаев В.Ю. Предисловие к книге Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 30
31 Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 270
32 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 498
33 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Мысль, 1989, с. 362
34 Гумилев Л.Н. Автонекролог // Лавров С.Б. Судьба и идеи. М.: Айрис-пресс, 2003, с.32
35 Панченко А.М. Идеи Л.Н. Гумилева и Россия XX века. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., Танаис, 1994, с. 15
36 Ермолаев В.Ю. Предисловие к книге Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 16
37 Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца. – «Наше наследие», 1991, № 3, с. 21
38 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 405
39 Гумилев Л.Н. Черная легенда, М., 1994, с. 263
40 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 405-406
41 Аннинский Л. Меж немцами и татарами. – «Родина», 1998, № 4, с. 16
42 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 402
43 Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000, с. 270
44 «Правда», 30 июля, 1997 г.
45 Стеклянникова Л.Д. Вечная память. Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 549
46 «Известия», 23 июня 1989 г.
47 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 573
48 Из некролога друзей, учеников
и почитателей Л. Н. Гумилёва // Cоветская
Россия. –1992.- 18 июня
Информация о работе Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории