Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:30, реферат

Описание

Россия с конца XX века испытывает коренные перемены социально-экономической, политической и культурной жизни. Быстрая ломка прежней советской идеологии, отмена единого мировоззрения привели к состоянию духовной неопределенности. В результате распространение получили не самые лучшие образцы западной культуры, выросшие на потребительстве, социальном равнодушии, презрении к низшим слоям.

Содержание

Вступление ………………………………………………………………… 2
Глава I. «Родом из детства». Истоки особого «гумилёвского» стиля….. 4
Глава II. «Университеты». Рождение научного метода………………… 8
Глава III. «Голгофа». Испытания судьбы……………………………….. 13
Глава IV. Пассионарная теория этногенеза …………………………….. 16
Глава V. Уроки Льва Гумилева ………………………………………….. 22
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИНА.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

 

Теория этногенеза Гумилёва – это стройная система  смены цивилизаций, основанная на виртуозном знании тысячелетних алгоритмов истории, понимании страстей, охватывающих людей  и вождей и синхронизированных с  глубинными импульсами Земли. Увлекательное историческое повествование сопровождается остроумной полемикой с оппонентами, масштабными теоретическими рассуждениями и гипотезами, неожиданными сопоставлениями и параллелями.  
 
Гумилёв предлагает отказаться от слепого следования источникам. Он считал возможным добиться понимания истинного характера эпохи, оперируя фактами, отделёнными от литературных текстов и подвергнутыми сравнительно – исторической критике. 
И всё же действительно ли Л. Н. Гумилёв создал всеобъемлющую теорию, объясняющую законы исторического развития? Его теория обнаруживает существующую космическую пассионарную энергию, действующую на определённых, избранных особей этноса, каким-то образом определяя предрасположенность их личности к способности воздействовать на судьбу данного этноса (а может быть, эта энергия направлялась на всех представителей этноса, но не все могли её уловить?..). Можно даже предположить наличие некой высшей силы, специально посылающей на Землю пассионарную энергию, направленную на «перетусовку» этносов, дабы они не засиживались в одном регионе, контактировали с соседями, исчезали, образовывались- во избежание (по скромному предположению) статичного этнического расположения на планете. Опять же «можно предположить», но не доказать опытным методом. Думается, что пассионарность и комплементарность – одна из попыток объяснить необъяснимое. Заслуга учёного скорее в разрушении старых схем: европоценристского взгляда на историю человечества, распространение в России и на Западе марксистского метода. Сами ошибки Гумилёва заставляли возражать ему, а значит, побуждали работать мысль историков в определённом направлении. Наконец, он предоставил истории возможность говорить человеческим языком. Выбирая стиль изложения, автор сознательно предпочитает принятому академическому канону живой язык повествования, который не снижает научной достоверности, но повышает степень доходчивости и лёгкости восприятия. «...Его труды существенно подняли уровень представления человечества о самом себе. Он был ярким представителем евразийской школы исторической науки, активно выступал за единую и неделимую Россию. Его гигантский труд ещё предстоит осмыслить живущим и грядущим поколениям русских людей. Может, это осмысление поможет всем нам выйти из тяжелейшей Смуты, ощутить историческое место России в духовном развитии человечества» (Из некролога друзей, учеников и почитателей Л. Н. Гумилёва // Cоветская Россия. –1992.- 18 июня). 
 
Автор работы: С.А.Пресняков 

 

 

Л.Н.Гумилев  – советский историк, этнолог, географ  и философ «последний евразиец». Человек непростой судьбы, дважды отбывавший заключение в лагерях (первый раз – за отца, второй – за мать), но не озлобившийся на государство, никогда не ругавший власть. Он был доктором исторических наук, а докторской степени по географии не получил «за хорошее знание истории». Его работы ставят в один ряд с трудами Тойнби, Шпенглера, Данилевского. В то же время многие профессора истории его называют поэтом, популяризатором и представителем фолк-хистори. Но его книги о теории этногенеза, о народах Великой степи известны многим.

     Гумилев писал работы в период, когда децентрализованные процессы  в СССР достигли своего апогея  и сразу после распада Союза.  Цель – продемонстрировать извечную  дружбу между народами в рамках  Евразии, показать, что быть вместе – это их историческая судьба.

      Даже не смотря на различные  противоречия, даже войны, братские  чувства между народами СССР  существовали всегда, и должны  существовать впредь.

      Даже будучи гонимый властью  Гумилев, тем не менее, выступает  как бы ее союзником в деле сохранения Союза от распада. Другая цель – призыв к необходимости существования сильного государства. В моменты слабости государство переживает распад, вплоть до полного исчезновения. Поэтому необходимо создание сильного государства, способного противостоять внешней агрессии.

 

 

 

 

По Гумилеву, русский этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Поэтому, как мы ни старались  воспроизвести европейские формы  жизни, мы не сможем добиться благосостояния и нравов, характерных для Запада, который находится сейчас в инерционной фазе и принадлежит к иному суперэтносу. Можно сделать попытку войти в его состав, но тогда платой будет полный отказ от отечественной традиции и последующая ассимиляция. Согласно Гумилеву, Россия – особый культурно-исторический мир, судьбы которого связаны не с Западом, а с входящими в нее и участвующими в ее историческом формировании народами (Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000, с. 270).

1 Гумилева Н.В. Воспоминания  // Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.468

2 Балашов Д.М. Слово об учителе //Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 582

3 Балашов Д.М. Слово об учителе //Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 582

4 Там же

5 Гумилева Н.В. Воспоминания  // Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.468)

6 Балашов Д.М. Слово об учителе //Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 566

7 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966

8 Ермолаев В.Ю. Предисловие к книге Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 14

9 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., наука, 1970, с.348

10 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 370   

11 Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи/ Предисл. В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994, с. 42

12 Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи/ Предисл. В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994, с. 9

13 Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи/ Предисл. В.Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994, с. 14

14 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 492

15 Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 584

16 Кожинов В.В. Поиски будущего // Наш современник, 1991, № 3, с. 127-128

17 Гумилев Л.Н. Сила предвзятости,  Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 596

18 (Захаров В. Извращение великорусской истории // Молодая гвардия, 1992, № 9, с. 164-179)

19 (Гумилев Л.Н. Сила предвзятости,  Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 596)

20 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 246-248

21 Лев НиколаевичГумилев. Библиографический указатель, Казань, 1990

22 Ефремов Ю.К. Слово о Льве Николаевиче Гумилеве // Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.

23 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: Алгоритм, 2007, с. 14

24 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993, с. 52

25 Большая российская энциклопедия.  М., 2009, с. 155

26 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993, с. 311

27 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., Экопрос, 1993, с. 314

28 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 496-497

29 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Мысль, 1989, с. 14

30 Ермолаев В.Ю. Предисловие к книге Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 30

31 Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 270

32 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 498 

33 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., Мысль, 1989, с. 362

34 Гумилев Л.Н. Автонекролог // Лавров С.Б.  Судьба и идеи. М.: Айрис-пресс, 2003, с.32

35 Панченко А.М. Идеи Л.Н. Гумилева и Россия XX века. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., Танаис, 1994, с. 15

36 Ермолаев В.Ю. Предисловие к книге Черная легенда. М.:Экопрос, 1994, с. 16

37 Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца. – «Наше наследие», 1991, № 3, с. 21

38 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 405

39 Гумилев Л.Н. Черная легенда, М., 1994, с. 263

40 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 405-406

41 Аннинский Л. Меж немцами и татарами. – «Родина», 1998, № 4, с. 16

42 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 402

43 Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000, с. 270

44 «Правда», 30 июля, 1997 г.

45 Стеклянникова Л.Д. Вечная память. Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 549

46 «Известия», 23 июня 1989 г.

47 Лавров С.Б. Лев Гумилев: Судьба и идеи. – М.: Айрис-пресс, 2003, с. 573

48 Из некролога друзей, учеников и почитателей Л. Н. Гумилёва // Cоветская Россия. –1992.- 18 июня 


Информация о работе Лев Николаевич Гумилев. Историк в истории