Введение
Новгород и князья
Феодальные отношения
Экономика
Культура
Архитектура
Список используемой
литературы
Старинная речь: кто
может стать
против бога и великого
Новгорода…..
Г.Р.Державина.
Спокойной и уверенной
любви
Не превозмочь мне
к этой стороне.
Ведь капелька новгородской
крови
Во мне как льдинка
в пенистом вине.
А.А. Ахматова.
Введение
Северный страж Руси.
У истоков истории Новгорода
Почти с самого начала
своей истории и до расцвета
Петербурга Новгород был влиятельным
центром всего русского Северо-Запада
— политическим, экономическим,
военным, религиозным, культурным.
На протяжении более семисот
лет авторитет Новгорода в
этом обширном регионе был
неоспорим, даже второй по значению
Псков расценивался как "младший
брат" Новгорода.
Владения Господина
Великого Новгорода простирались
до Белого моря и Северного
Зауралья. Новгородская земля включала
в себя Водскую пятину, Карелию,
Терский берег, Заволочье, Пермь,
Печору, Югру. Если привязать перечисленные
названия к современной географической
карте, то размеры этих владений,
значительно удаленных от самого
Новгорода, окажутся достаточно
внушительными. Водской пятиной
называлась территория между
реками Волхов и Луга. Терский
берег — часть Кольского полуострова,
омываемая водами Белого моря.
Заволочье — область в бассейне
Северной Двины и Онеги, находившаяся
"за волоками", которые связывали
Онежское озеро с озером Белым
и рекой Шексной. Пермью в
древности называли земли, простиравшиеся
от рек Печора, Кама и Волга
до самых Уральских гор, а
Печорой — земли, входившие
в бассейн реки Печора. Югра, или
Югорская земля — территория
Северного Урала и побережье
Северного Ледовитого океана
от пролива Югорский Шар до
устья реки Таз.
Для Северной Руси средневековый
Новгород был "окном в Европу"
— он входил в Ганзейский торговый
союз северогерманских городов во главе
с Любеком. Ганзейские купцы вели
посредническую торговлю между Западной,
Северной и Восточной Европой, здесь
им принадлежала ведущая роль. Главные
конторы Ганзы, в которую входило
около сотни европейских городов,
размещались в Брюгге, Лондоне, Новгороде,
Бергене.
Находившийся на оживленном
перекрестке торговых путей, обладавший
огромными территориями на северо-востоке,
Новгород представлял заманчивую
добычу для захватчиков. Поэтому
он не только строил укрепления на колонизованных
землях, но и не забывал о собственной
защите, для чего и возвел мощную крепость.
Несмотря на то, что Новгород
в итоге стал самым могучим
русским укреплением на всем Северо-Западе
(а может, наоборот — благодаря
тому), сам он принимал непосредственное
участие в войнах достаточно редко,
хотя новгородцы были весьма воинственным
народом. Объяснений тому существует несколько.
Во-первых, если возникал конфликт с
соседями, новгородцы предпочитали наносить
удар первыми, чтобы сразу перенести
военные действия на территорию противника.
Во-вторых, хотя почти не случалось
такого, чтобы Новгород оставался
в мире со всеми своими соседями
сразу, почти все войны, которые
вел этот крупнейший центр Северной
Руси, были либо локальными пограничными
конфликтами, в них страдали только
новгородские порубежные крепостицы,
либо набегами с целью наживы и
мести, когда горели деревни, но крепости
обходились стороной. Ну, а если военная
ситуация складывалась так, что угроза
осады грозила самому Новгороду,
его богатые жители предпочитали
не рисковать, а откупиться богатыми
дарами, чтобы, ничем не рискуя, накопить
силы для следующей войны. Так
произошло, например, в 1292 году, когда
новгородцы откупились от карательных
отрядов татарского царевича Дюденя,
а в 1456 году — от нашествия Великого
князя Московского Василия Темного
(обошлось это им в 10000 рублей).
Наконец, случалось,
что Новгород избегал осады
просто по удачному стечению
обстоятельств. Так, орды Батыя,
уже направлявшиеся к Новгороду
в апреле 1238 года, были остановлены
резким потеплением, вызвавшим
таяние болот: не знавший местности
Батый испугался, что утопит
в трясинах свое войско, и повернул
в степь. А в 1316 году войско
тверского князя Михаила было
остановлено в пятидесяти верстах
от Новгорода внезапно начавшимся
мором.
Есть исторические
события, столь плотно окутанные
тайнами, что едва ли их истинная
суть будет когда-либо разгадана.
Порой мы даже не задумываемся
об этом, а когда пытаемся осмыслить
эти тайны, то убеждаемся в
том, что не можем найти ответы.
Хотите пример? Вот
один из самых ярких — происхождение
названия одного из древнейших
русских городов. Почему Новгород
носит такое название? Ведь если
есть "новый город", то должен
быть и "старый город".
Попробуем разобраться
в этом вопросе и в поисках
ответа заглянем в глубь веков.
В семи с половиной километрах
от Новгорода, там, где из
озера Ильмень вытекает река
Волхов, лежит небольшой вытянутый
островок — Коломицы. Омывают
его сам Волхов и речка Малая
Гнилка. Этот пустынный и поросший
кустарником островок весной
заливается так сильно, что из
воды торчат лишь самые верхушки
кустов. Раскопки, которые проводились
на острове, позволили найти
несколько тысяч различных предметов
— поделок из камня, кости.
Эти находки показывают, что еще
в каменном веке здесь уже
обитали первобытные люди.
Невозможно сегодня
сказать, что это были за
люди. Конечно, они не являлись
предками славян. Славяне пришли
в эти края с юга и постепенно
оттеснили жившие здесь финские
племена. Когда и как они
основали Новгород? Версии перемешиваются
с легендами, сказки — с
небылицами, и сегодня не просто
разобраться в событиях, происходивших
почти двенадцать веков назад.
Дендрохронологический
анализ бревен из самых нижних,
то есть самых древних, слоев
новгородской застройки позволил
установить, что эти бревна были
спилены в 950-е годы. Небольшой
культурный слой под ними позволяет
"удревнить" время основания
Новгорода еще лет на 10 - 20, но
никак не более. То есть город
оказывается не столь древним,
как, например, Старая Ладога. Но
тогда не совсем ясно, каким
образом летописное прибытие
Рюрика на княжение в Новгород
помещено под 862 годом. И вообще
по отношению, к какому поселению
Новгород, исходя из своего названия,
является "новым" городом, где
его предшественник?
В разное время на
право быть "старым" городом
исследователи выдвигали и Старую
Ладогу, и Старую Руссу, и Изборск,
и другие города. Но после многолетних
раскопок, проведенных на Рюриковом
городище, в исторических документах
именуемом – Городище, которое
расположено несколько выше Новгорода
по течению Волхова, на противоположном
его берегу, стало ясно — именно
это городище и было предшественником
Новгорода. Именно здесь, а
не в современном Новгороде
обосновался некогда Рюрик —
основатель династии русских
князей.
Древнейшая история
Новгорода IX—XI веков малоизвестна,
ведь возник он в языческую
эпоху, когда славяне еще не
освоили письменность. Отдельные
легенды и предания вызывают
больше вопросов, нежели дают
ответов. Почему первопоселенцы
не стали строиться возле уже
готовых стен Рюрикова городища,
а выбрали новое место для
города? Исключительно ли славянским
поселением был Новгород или
значительную часть его жителей
составили местные финноязычные
племена? Был первоначальный Новгород
племенным центром ильменских
словен или сразу возник как
торговый город, связующий многие
народы? Какова роль варягов в
становлении древнейшего Новгорода?
Споры об этом и о многих
других неразгаданных страницах
истории Новгорода продолжаются
и сейчас.
В одной из древнерусских
летописей записана сказка с
названием "О истории еже
от начала русския земли и
создании Новагорода". Она так
повествует об истории возникновения
Новгорода. Правнуки Скифа и
Зардана, потомки библейского
Иафета, поссорились между собой.
Часть из них отделилась и
под предводительством братьев
Словена и Руса ушла на север.
Остановились они у озера Мойско,
из которого вытекала река
Мутная. Пришельцы основали у
истоков реки город, назвав
его Слоеенск. По имени жены
Словена реку, впадающую в озеро,
назвали Шелонью. Озеро переименовали
в Ильмер —по имени дочери
Словена, а реку назвали Волхов
— по имени сына. Именем брата
Словена — Руса — был назван
город. А реки, протекающие рядом,
назвали именами жены и сестры
Руса — Порусь и Полисть.
Потомки Словена и
Руса широко распространили свое
влияние на окрестные земли,
сделав их своими владениями.
Но обрушившаяся на края эти
моровая язва заставила жителей
разбежаться, а земли были надолго
захвачены враждебными племенами
угров. Узнав от стариков о
земле предков на Ильмене, славяне
вернулись в эти края, и недалеко
от древнего Словенска основали
новый город: "...град же поставиша
от стараго Словенска близ
к Волхову реки, яко поприще
и боле, и нарекоша его Новград
Великий".
Первое документальное
упоминание о Новгороде связано
с Никоновской летописью от 859
года, в которой говорится: "Въсташа
Словене, рекше Новгородци... на
варяги, и изгнаша их за море..."
Скорее всего, дата 859 год является
достаточно условной, и, тем не
менее, многие авторы именно
ее считают моментом основания
Новгорода, смешивая Новгород
с Рюриковым городищем (ведь
в середине IX века Новгорода как
города еще не было).
Скорее всего, в самом
начале своего существования
первые поселения в черте Новгорода
возникли на трех холмах, которые
возвышались среди покрытых болотами
и лесами равнин. На одном из
этих холмов, на левом берегу
Волхова, было построено укрепление;
на другом, севернее первого, возник
Неревский конец.
Третий холм находился
на правом берегу реки и
назывался Славно. Легендарное выступление
воинства князя Олега на Киев
происходило, по-видимому, не из
самого Новгорода, а с Рюрикова
городища. А столетием позже князь
Владимир, будущий креститель Руси,
получил в управление от своего
отца Святослава уже именно
Новгород.
С именем Владимира
и связаны первые известные
нам боевые страницы истории
Новгорода. Когда в 972 году князь
получил известие о гибели
отца и о развязанной братом
Ярополком войне за наследование
Киева, он, не рассчитывая на
успех, бежал из Новгорода в
Швецию. Там ему удалось обещаниями
будущих наград набрать дружину
варягов и с ней вернуться
в Новгород.
Ставленники Ярополка
бежали, сдав город без боя
(по крайней мере, летопись ничего
не сообщает об их возможном
сопротивлении).
Уже тогда Новгород
как "город" должен был
иметь какие-то укрепления. Известно,
что деревянные укрепленные стены
существовали здесь уже более
чем тысячу лет назад. От
тех первоначальных укреплений
сегодня не осталось и следа,
поэтому судить о том, как
именно они выглядели, практически
невозможно. Настоящие боевые действия
развернулись у стен Новгорода
в начале 990-х годов, когда сюда
из Киева прибыла дружина Добрыни
— уя (то есть дяди) князя Владимира.
Десятью годами ранее тот же
Добрыня силой заставлял новгородцев
сменить языческий культ змееподобного
бога Белеса (Волоса) на поклонение
громовержцу Перуну. В этот раз
с дружиной следовал епископ
Иоаким Корсунянин, чтобы крестить
новгородцев-язычников. Узнав о приближении
Добрыни, новгородцы собрали вече и приняли
решение не пускать его в город и не отдавать
своих идолов на поругание христианам.
Они тотчас разобрали ведущий в город
мост.
Добрыня с дружиной
остановился на правом берегу
Волхова и стал уговаривать
новгородцев покориться. Иоаким
тем временем проповедовал новую
веру среди оставшихся на правом
берегу жителей и склонил некоторых
из них к крещению. Тысяцкий
Путята, сопровождавший Добрыню,
ночью тайно переправил в лодках
на другой берег пятьсот ростовских
ратников, те подошли к Новгороду
с противоположной стороны, и
их впустили в город, думая,
что это свои. Новгородцы, числом
до 5000 (нельзя забывать, что летописные
сведения о численности воинов
весьма условны), успели вооружиться
и атаковать отряд Путяты, "и
бысть между ними сеча зла".
Кровавая рубка началась на
городских улицах. Рассвирепевшие
язычники подожгли уже существовавшую
в городе деревянную церковь
Преображения и убивали немногочисленных
имевшихся в городе христиан.
На рассвете следующего дня
в город переправился Добрыня
с основными силами. Он сразу
приказал зажечь некоторые дома
на берегу, сильный ветер угрожал
пожаром всему городу. Новгородцы
бросились тушить его, и бой
прекратился. Новгородская знать
запросила у Добрыни мира, и
тот повелел деревянных идолов
сжечь, а каменных разломать
и утопить. Все жители были
вынуждены принять крещение. Многие
язычники пытались увиливать,
заявляя, что уже крещены. Иоаким
потребовал, чтобы все объявляющие
себя христианами надели на
шею кресты. Церковь Преображения
была восстановлена. Долго еще
в последующие века, если кто-то
хотел оскорбить новгородцев,
поминал им присказку: "Путята
крестил мечом, а Добрыня —
огнем".
Киевский воевода Добрыня
был братом Малуши (наложницы
великого князя Святослава Игоревича),
матери Владимира I Святославича,
крестившего Русь. Потомок Рюрика,
Добрыня воспитывал юного княжича,
участвовал во многих походах
Святослава и Владимира. Летопись
сообщает, что воевода силой внедрял
христианство в Новгороде, а
затем был назначен новгородским
наместником киевского князя.
Здесь он и скончался в 1017
году, но место его погребения
неизвестно. Реальный воевода Добрыня
послужил прототипом богатыря
Добрыни Никитича, героя народных
былин и сказок, защитника Русской
земли от недругов. В трудной
битве былинный Добрыня побеждает
злого Змея, освобождает из плена
племянницу киевского князя Владимира,
красну девицу Забаву Путятичну,
а заодно и несметное количество
русских и иноземных пленников,
заточенных Змеем в темницу:
Сорок царей, сорок
царевичей,