Исключение составляли
сенокосы, необходимые для содержания
княжеских коней. Судя по археологическим
данным, едва ли не на каждой
новгородской усадьбе содержали
скот. По-видимому, все горожане и
знатные, и простые, имели поблизости
от города пожни, ведь в писцовых
книгах нет никаких сведений
о поставках сена крестьянами
землевладельцам. Да и нелепо
было бы везти сено издалека
в Новгород, вокруг которого было
немало сенокосных угодий. Поэтому
в новгородско-княжеских договорах
постоянно упоминаются пожни
князей и их "мужей". Скорее
всего, "рель", подаренная князем
Всеволодом Мстиславичем Юрьеву
монастырю в 1134 году, являлась
частью княжеского подгородного
сенокоса.
Исключительно важные
материалы, подтверждающие выводы
И. Я. Фроянова о том, что
главные доходы древнерусских
бояр состояли в основном из
княжеского жалованья за исполнение
поручений по делам суда и
управления, дали археологические
раскопки. В Новгороде найдены
деревянные цилиндры, использовавшиеся
в качестве замков для запирания
мешков с ценностями. На цилиндрах
имеются изображения княжеских
знаков и надписи, упоминающие
князя, "емца" (сборщика податей),
"мечника" (княжеского слугу), знаки
денежных сумм.
Существенно то, что
цилиндры найдены не в княжеских
резиденциях, а на городских
усадьбах в разных районах
города, в слоях с 70-х годов
X века до конца XI века. Причем
в дальнейшем эти усадьбы известны
как владения могущественных
боярских кланов. Нет сомнений
в правоте В. Л. Янина, который
рассматривает находки цилиндров
как доказательство активного
участия местной родоплеменной
аристократии в сборе и разделе
государственных доходов Новгорода
в X—XI веках. Участие боярства
в распределении государственных
доходов в более позднее время
хорошо прослеживается по берестяным
грамотам XII—XV веков.
Берестяные грамоты
свидетельствуют также, что важным
источником обогащения новгородских
бояр было ростовщичество. Кроме
того, из летописи известно, что
во время восстания 1207 года
против Мирошкиничей новгородцы
уничтожили на усадьбах ненавистных
бояр много долговых досок.
Образцы таких досок найдены
при раскопках. На их краях
зарубками отмечалась сумма долга
денежного или натурального (например,
зерна).
Интересно, что в
берестяных грамотах XI—XII веков
полностью отсутствуют какие-либо
упоминания о земле. Впервые
сведения о земле встречаются
в грамотах XIII века, а частыми
становятся в XIV—XV веках. В
ранних грамотах основная тема
— деньги. Концентрация крупных
денежных средств позволила боярству
в дальнейшем перейти к покупке
земли у крестьян.
К первой половине XII
столетия относятся сведения
о появлении частной собственности
на землю. В купчей Антония
Римлянина, датируемой 1135—1147 годами,
говорится о покупке Антонием
участка земли "у Смехна
да у Прохна у Ивановых детей
у посадничих". В завещании
Антония сказано, что еще раньше
Антоний приобрел участок земли,
на котором был основан Антониев
монастырь.
Вслед за возникновением
частной собственности на землю
появляется частный земельный
акт, предназначенный для закрепления
прав нового владельца на купленную,
обмененную, подаренную землю. Акт
должен был служить доказательством
этих прав в суде. Первоначально
земельные сделки заключались,
по-видимому, в устной форме в
присутствии свидетелей. Как правило,
в роли свидетелей выступали
наиболее уважаемые из соседей.
Они должны были в случае
необходимости подтвердить на
суде законность заключенной
сделки. Переход земли из рук
в руки сопровождался символическими
действиями. Вводя во владение
участком земли нового хозяина,
нужно было обойти с куском
дерна границы участка.
Письменные акты на землю
поначалу составлялись в исключительных
случаях, когда у завещателя не было
прямых наследников либо покупатель
был чужестранцем, как Антоний
Римлянин, либо земля, помимо родственников,
передавалась в руки монастыря, как
сделал Варлаам Хутынский. Во всех остальных
случаях необходимости в письменном
акте не было.
Первоначально частные
акты не утверждались представителями
власти, не имели строго определенной
письменной формы. Составители
грамот хорошо понимали магическую
силу написанного слова. Все
ранние грамоты (включая княжеские)
завершаются так называемой санкцией,
заклятием. Например, духовная некоего
Климента (середина XIII века) заканчивается
словами: "Аже кто вьступит
на сю грамоту, да не со
мной с одным станет пре
(д) богом, со всим моим племенем".
Авторы актов призывали на
помощь небесные силы, считая, что
они помогут предотвратить возможные
нарушения прав собственности,
записанные в документе.
Составление письменных
актов становится обязательным
во второй половине XIV века. К этому
времени значительно усложняются
поземельные отношения в Новгородской
земле. Покупка, обмен, дарение,
заклад земли стали частыми.
В отличие от актов ХП—XIII веков
частные акты XIV—XV веков писались
уже по твердо установленной
форме и во избежание подделок
скреплялись свинцовыми печатями
наместников новгородского архиепископа.
В XII—XIII веках боярские
села обслуживались рабским трудом.
Об этом свидетельствуют частные
акты XII столетия (духовная Антония
Римлянина, данная Варлаама Хутынского).
В берестяной грамоте № 510 (конец
XII — первая половина XIII века) говорится,
что из проданного села "розвели
целядь (то есть челядь, рабов.—
В. А.), и скотину, и кобыл,
и рожь".
Видимо, только в конце
XIII — начале XIV века новгородское
боярство и другие категории
землевладельцев переходят к
эксплуатации лично свободного
крестьянства.
В настоящее время
еще трудно точно указать все
причины, которые привели к
феодализации Новгородской земли.
Необходимо продолжение исследований.
Тем не менее некоторые предположения
можно высказать.
К числу главных
причин, по-видимому, нужно отнести
такие. Развитие появившейся еще
в XII веке частной собственности
на землю. Крупные достижения
в развитии сельскохозяйственного
производства в XIII— XIV веках,
к которым относятся совершенствование
основных орудий труда (появление
сохи с полицей, усовершенствование
косы и т. д.), постепенное вытеснение
трехпольем древнего перелога (хотя
перелог еще многие столетия
спустя использовался русскими
крестьянами в сочетании с
трехпольем); все это, вместе взятое,
значительно повысило производительность
труда в сельском хозяйстве,
подняло урожаи. Земля стала приносить
больший, чем прежде, доход. Появилась
возможность использовать более
производительный, чем рабский, труд
лично свободных крестьян. Крестьяне
на чужой земле вели свое
хозяйство и были более, чем
рабы, заинтересованы в увеличении
производства. Они платили фиксированные
подати землевладельцам и государству,
а все, что было произведено
сверх этих податей, шло на
личное потребление крестьян.
Следует учитывать
также рост городского населения
и развитие рыночных отношений.
На рынке с большой выгодой
можно было реализовать часть
сельскохозяйственной продукции.
XIV столетие — решающий
этап феодализации, характеризующийся
бурным развитием земельных владений.
К концу XIV века феодальные
отношения побеждают окончательно.
Впрочем, рабский труд продолжал
применяться в сельском хозяйстве
и в XV веке, и позднее. Согласно
данным писцовых книг, роль рабского
труда была невелика, В конце
XV века из учтенных дворов холопьих
было 2,6 процента. В подавляющем большинстве
дворов жили лично свободные
крестьяне, обрабатывавшие землю
феодалов.
Косвенным доказательством
завершения в основном процесса
феодализации в Новгородской
земле можно считать появление
термина "крестьянин" на рубеже
XIV—XV веков. В русских письменных
источниках XI—XIII веков термин "хрестьяне"
или "крестьяне" хорошо известен.
Он обозначал сторонников христианской
религии в отличие от иноверцев.
Берестяные грамоты и акты
показывают, что в конце XIV —
начале XV века появляется второе
значение термина "крестьяне"
— сельское население, земледельцы,
сохранившееся до наших дней.
Этот термин быстро вытесняет
другие ("селяне", "сироты" и
т. д.) и становится наряду с
термином "люди" главным для
обозначения лично свободных
земледельцев, живущих на земле
феодалов. Вероятно, к началу XV века
сельское население стало социально
однородным. Подавляющее большинство
крестьян попало в феодальную
зависимость.
Писцовые книги свидетельствуют,
что почти вся территория новгородских
пятин была освоена феодалами.
Они стали монополистами земельной
собственности. Основными путями
роста земельных владений были
государственное пожалование и
покупка земли у крестьян.
Первый путь известен
по княжеским актам XII века. Юрьев
монастырь получил по грамоте
великого князя Мстислава Владимировича
и его сына княля Всеволода
Мстиславича волость Буйцы, Пантелеймонов
монастырь по просьбе Йзяслава
Мстиславича получил от Новгорода
село Витославлицы и смердов.
В конце XIV века, как сказано
в одной из духовных, Новгород
пожаловал боярину Остафию Онаньевичу
и его отцу "грамоту на Волжане".
Эти земли находились на севере,
на реке Ваге, притоке Северной
Двины. Их стоимость выражалась
огромной по тем временам суммой
— примерно 500 рублей.
Второй путь также
отразился в источниках. В первой
половине XIV века один из представителей
могущественной посадничьей семьи
Мишиничей, боярин Лука Варфоломеевич,
купил Тайбольскую землю у
старосты Родиона и у всей
братии. Примерно в то же время
другой боярин, Василий Матвеевич,
согласно сохранившейся рядной,
купил у старосты Азики и
"его братьи" земли целого
Шенкурского погоста иа Ваге.
Помимо двух главных способов
был еще один, третий— насильственный
захват. Уже в грамотах XII века, фиксирующих
дарение земель монастырям, в
конце актов непременно имеется
санкция — заклятие против
тех, кто будет "вступаться"
в подаренные владения или "хто имет
силу деяти", то есть силой отбирать
землю. По упоминавшейся рядной Василия
Матвеевича покупке земли предшествовал
насильственный захват, и только попытка
старосты Азики обратиться к княжескому
суду заставила боярина заключить договор
с крестьянами и купить у них захваченные
земли.
В XIV—XV веках отношения
между феодалами и крестьянами
строились на договорной основе.
В берестяной грамоте № 136 (XIV
век) говорится: "Се доконцяху
Мыслове дети, Труфане з братьею,
давати успов 6 коробей ржи
да коробья пшеницы, 3 солоду, дару
куница да пуд меду; детем по
белки 3 и 3 горсти лену, боран
оу новину". Это значит, что
дети некоего Мысла, Трифон
и его братья, договорились платить
ежегодно феодалу, имя которого
в грамоте не названо, натуральные
повинности, состоящие из 6 коробей
(в каждой коробье 7 пудов) ржи,
коробьи пшеницы, 3 коробей солоду,
шкурку куницы, пуд меду. Кроме
того, детям феодала полагалась
особая подать в 3 белки, 3 горсти
льна и барана.
Среди немногочисленных
новгородских пергаменных грамот
сохранился единственный в своем
роде договор крестьян Робичинской
волости (в Водской пятине) с
Юрьевым монастырем о размерах
ежегодных поставок в монастырь
(то есть феодалу) натуральных
я денежных повинностей.
В XV веке основными
повинностями, которые платили крестьяне
землевладельцам, были "yeн", или
"посоп", и "мелкий доход".
"Усп", вероятно, происходит от
слова "сыпать" ("ссыпать")
зерно в житницу феодала и
выражался в коробьях зерна.
В "мелкий доход" входили
деньги, различные продукты животноводства,
лен, меха, рыба и т. д. в
различных пропорциях, зависевших
от потребностей феодала. Кроме
того, крестьяне крупных вотчин
платили "ключничий доход",
предназначавшийся боярскому управляющему,
ключнику.
Помимо владельческих
повинностей крестьяне платили
налоги в пользу Новгородского
государства. В источниках упоминается
"поралье посадника и тысяцкого"
— особый налог, предназначавшийся
высшим магистратам республики.
Известен также собиравшийся
с сельского населения Новгородской
земли "черный бор", который
шел великому князю, собиравшему
со всей Русской земли так
называемый "выход" ордынским
ханам.
Поскольку новгородские
крестьяне были лично свободными,
они пользовались правом перехода
из одной феодальной вотчины
в другую. Имелась также возможность
освоения новых территорий, например
на севере Новгородской земли.
Крестьянские переходы являются
единственной известной по источникам
формой социального протеста
против феодальной эксплуатации
в республиканский период.
О том, что повинности
в пользу феодала нередко были
очень тяжелыми, свидетельствуют
берестяные грамоты. Вот, например,
отрывок из берестяного письма
ключника боярину первой половины
XV века: "Како, осподине, пожалуеши
волости? Половина пу-ста, а
которо осталися, иги хотя. Жалуби
хотя, осподине, жалуби, цобы, осподине,
подати убавити".