Новгород и князья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:26, доклад

Описание

Почти с самого начала своей истории и до расцвета Петербурга Новгород был влиятельным центром всего русского Северо-Запада — политическим, экономическим, военным, религиозным, культурным. На протяжении более семисот лет авторитет Новгорода в этом обширном регионе был неоспорим, даже второй по значению Псков расценивался как "младший брат" Новгорода. Первое документальное упоминание о Новгороде связано с Никоновской летописью от 859 года, в которой говорится: "Въсташа Словене, рекше Новгородци... на варяги, и изгнаша их за море..."

Содержание

Введение
Новгород и князья
Феодальные отношения
Экономика
Культура
Архитектура
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.19 Кб (Скачать документ)

 

 Что же читали средневековые  новгородцы? Жития святых, "изборники"  исторических и философских произведений, летописи, византийские переводные  хроники.

 

 К произведениям новгородской  литературы помимо летописей,  житий святых относятся "хождения". Так назывались произведения, рассказывающие  о путешествиях любознательных  новгородцев в дальние края. Сохранилась,  например, "Книга-Паломник" новгородского  боярина Добрыни Ядрейковича,  будущего архиепископа Антония,  в которой имеется интересное  и представляющее большую ценность  для науки описание Константинополя  непосредственно перед его разгромом  крестоносцами в 1203 году.

 

 Помимо географических  сведений новгородец мог почерпнуть  из книг и знания математические. В 1136 году дьякон новгородского  Антониева монастыря Кирик написал  первое из известных нам русских  математических сочинений. Оно  называлось: "Учение им же ведати  человеку, числа всех лет". Кирик  в своем "Учении" безошибочно  оперирует огромными числами  в десятки миллионов, излагая  сведения, необходимые для правильного  отсчета времени.

 

 Археологическое открытие  древнего Новгорода позволило  значительно расширить наши представления  о духовной жизни новгородцев.  Стало известно, например, что в  XII—XV веках одним из привычных  извлечений новгородцев были  шахматы. Найдены фигуры от 94 комплектов, причем находки происходят едва  ли не со всех раскопанных  усадеб, в то время как кубиков  игральных костей обнаружено  лишь 18. Любимой игрой новгородцев  были шашки.

 

 Новгородцы любили  музыку. Об этом свидетельствуют  частые находки в разных районах  города музыкальных инструментов. Наиболее распространенными были  гусли (пяти-, шести - и девятиструнные). Известны также находки гудков, сопелей, варганов. Как и в других  местах Древней Руси, в Новгороде  устраивались представления скоморохов. Об этом свидетельствуют находки  кожаных скоморошьих масок.

 

 Новгородское искусство  эпохи политической самостоятельности  занимает выдающееся место в  истории русской культуры. Его  хорошо знают во всем мире. Фотографии новгородских зданий XI—XV веков, фоторепродукции памятников  новгородской живописи можно  найти на страницах многих  отечественных и зарубежных изданий  по средневековому искусству.

 

 До нас дошла лишь  небольшая часть тех построек, что украшали город в XI—XV веках.  Причем все они каменные. Между  тем Новгород многие столетия  был почти сплошь деревянным. Деревянным был первый христианский  храм — тринадцатиглавый Софийский  собор, а также многие более  поздние церкви и почти все  гражданские постройки.

 

 Многолетние археологические  раскопки открыли остатки тысяч  жилых и хозяйственных построек. Основой конструкции любого деревянного  сооружений был венец из четырех  бревен, концы которых соединялись  узлом в обло. Большая часть  жилых домов строилась на подклете. Жилым был второй этаж. В X—XII веках на усадьбах состоятельных  новгородцев был широко распространен  большой односрубный пятистенок  площадью 70—80 квадратных метров. В  XIII столетии ему на смену пришел  однокамерный дом с пристроенными  сенями. Жилые дома нередко украшались  резьбой по дереву, которая придавала  им нарядный, праздничный вид.

 

 Разумеется, имущественное  и сословное неравенство отражалось  на облике усадеб средневекового  Новгорода. На боярских усадьбах (площадью до 1400 квадратных метров) имелось несколько жилых домов  и до десятка хозяйственных  построек. В богатых хоромах жили  владельцы усадеб, в более скромных  домах — зависимые люди. На  усадьбах рядовых горожан (их  обычная площадь — около 450 квадратных метров), как правило,  стоял один небольшой жилой  дом и две-три хозяйственных  постройки.

 

 О каменных гражданских  постройках древнего Новгорода  мы знаем пока немного. В  кремле сохранилось здание Владычной  (Грановитой) палаты, построенное по  заказу архиепископа Евфимия  II в 1434 году. В строительстве палаты  принимали участие немецкие мастера,  поэтому в ней немало элементов  готической архитектуры. Археологами  обнаружены остатки трех боярских  каменных теремов в Неревском  и Славенском концах.

 

 Мы знаем очень мало  имен средневековых живописцев. Свои произведения они, как  правило, не подписывали. Однако  последние открытия археологов  дают надежду, что хотя бы  часть замечательных произведений новгородского искусства в будущем перестанет быть анонимной. В. Л. Янин предположил, что одним из главных мастеров, расписавших знаменитую церковь Спаса на Нередице, был художник и видный церковный деятель Олисей Гречин, который в конце XII века жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрестке Пробойной и Черницыной улиц Людина конца. При раскопках этой усадьбы найдены остатки красок, фольги, заготовок для икон, а также берестяные грамоты, адресованные заказчиками икон Олисею Гречину.

 

 Если в первые после  принятия христианства столетия  новгородские художники создавали  произведения в стиле, близком  к византийскому (хотя уже тогда  стали проявляться местные черты), то примерно с конца XIII века  писали иконы и фрески, где  от византийских традиций осталась, по существу, только иконографическая  схема. Впрочем, новгородцы нередко  приглашали для украшения своих  храмов художников из Византии.

 

 Яркие, сочные цвета  иконы "Никола", написанной  в 1294 году Алексой Петровым, патриотизм  и мастерство художника, создавшего  в XV веке икону "Битва новгородцев  с суздальцами, многие другие  произведения новгородской станковой  живописи и ныне восхищают  посетителей Новгородского музея.

 

 Известный художник  и видный знаток древнеруского  искусства Игорь Эммануилович  Грабарь так охарактеризовал  искусство Новгорода времени  самостоятельности: "Идеал новгородца  — сила, и красота его —  красота силы. Не всегда складно,  но всегда великолепно, ибо  сильно, величественно, покоряюще.  Такова же и новгородская живопись  — яркая по краскам, сильная,  смелая, с мазками, положенными  уверенной рукой, с графами,  прочерченными без колебаний,  решительно и властно".

 

 В середине XIV века начинается  эпоха монументальной живописи  Новгорода, определяемая влиянием  греческих мастеров эпохи так  называемого Палеологовского Ренессанса. Падение Константинополя в 1453 году стало причиной эмиграции  греческих художников - об этом  рассказывают и летописи. Возможно, фрески церкви Федора Стратилата (вторая половина XIV века) или Успения  в Волотове (1363 год), поражающие одухотворенностью  образов, стремительностью движения, были созданы не без участия  пришлых мастеров.

 

 Иконописец, миниатюрист  и виртуоз монументальной росписи  Феофан Грек (около 1340 - после 1405 года) и среди своих талантливых  современников выделялся яркой  индивидуаль ностью. В глазах  Епифания Премудрого, выдающегося  мыслителя и писателя конца  XIV - начала XV века, Феофан - не только "отменный живописец", "дивный  и знаменитый муж", но и "преславный  мудрец, философ зело искусный". "Никто не видел, чтобы он  когда-либо смотрел на образцы... Он же, кажется, руками пишет  изображение, а сам на ногах,  в движении, беседует с приходящими,  а умом обдумывает высокое  и мудрое, острыми же очами  разумными разумную видит доброту".

 

 Возвышенность и глубокий  драматизм характерны для художественного  мышления Феофана, обогатившего  русскую культуру лучшими достижениями  Византии. "Живопись Феофана, - отмечает  глубокий знаток средневековой  эстетики В. В. Бычков, - это  философская концепция в красках,  притом концепция достаточно  суровая, далекая от обыденного  оптимизма. Суть ее составляет  идея глобальной греховности  человека перед Богом".

 

 Монументальная живопись  в ее лучших образцах, ориентированная  на великое и ужасное, резко  контрастировала с "неземной  грацией" новгородской иконописи  XIV-XV веков, с ее певучей красотой  линий и "звонкостью" цвета.  Ясность композиций, дивное сияние  полнозвучных красок, введение бытовых  черточек восходят к народному  искусству. Киноварный цвет определяет  радостный, мажорный характер  палитры. Народным чаяниям отвечал  и выбор святых. Пророк Илья - громовержец,  дарующий земледельцу дождь. Рыцарственный  Георгий Победоносец, несущийся  на белом коне, помогал воинам  на поле брани и одновременно  считался стражем деревенских  стад. Флор и Лавр - святые коневоды, охранители лошадей землепашца. Никола – покровитель всех  путешествующих и страждущих, защитник  от пожаров. А торговый люд  почитал Параскеву Пятницу.

 

 Новгородская иконопись  одинакова чужда как суровой  византийской созерцательности, так  и преувеличенной экспрессивности  готики... Ее просветленные лики, ласковые и поэтичные, ее эпическое  настроение, спокойное и сосредоточенное  - все это вызывает у зрителя  ощущение какой-то внутренней  легкости, когда все противоборствующие  страсти приведены в согласие  и когда возникает совсем особое  чувство гармонии" (В. Н. Лазарев).

 

 Уже тогда Новгород  был крупнейшим центром книжности:  узорные инициалы и заставки  рукописных книг нигде не отличались  таким своеобразием. Со второй  половины XIII до начала XV века в  книжной орнаментике господствует  стиль, который называется тератологическим, то есть "чудовищным": переплетающиеся  ленты сливаются с растениями  и живыми существами, образуя  фантастические комбинации.

 

 За полвека до присоединения  Новгорода к Московскому государству  архиепископ Евфимий предпринял  парадную обстройку Владычного  двора в детинце. Согласно летописи, в 1433 году он поставил "полату  в дворе у себе, а дверий  у ней 30: а мастера делале  немечкыи, из Заморья, с новгород-скыми  мастеры". Это так называемая  Грановитая палата, где главный  большой зал перекрыт сводами  на нервюрах, опирающимися на  центральный столб (нервюра - выступающее  ребро свода, основа его конструкции;  каркас нервюры воспринимает  и передает нагрузку свода  на его опоры). В палате происходили  торжественные приемы, здесь же  заседал боярский Совет господ. Рядом возвышается "Часозвоня"  Евфимия - восьмигранный столп,  расширяющийся книзу, с пролетами  вверху, выстроенный в качестве  дозорной башни ("сторожни") Владычного двора и служившая  позднее для отбивания времени.  На Торговой стороне по повелению  Евфимия на старых фундаментах  церкви Иоанна Предтечи на  Опоках в 1453 году возводится  новое здание,явно подражавшее  прежнему храму. Церковь принадлежала  богатым купцам-вощаникам - торговцам воском. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам, хранились контрольные эталоны мер.

 

 Но могущественная  община Великого Новгорода уже  клонилась к упадку. Москва усиливала  давление на вольный город,  добиваясь подчинения великокняжеской  власти. Иван III потребовал полной  его покорности. В 1471 году в  битве на реке Шелонь новгородские  рати были наголову разбиты  москвичами, а в 1478 году Новгород  и все его земли вошли в  состав русского централизованного  государства. Из покоренного города  в центральные области России  было выслано около семи тысяч  "вольных мужей" из числа  крупного боярства, духовенства  и купечества, а на их место  переселены из Московской земли  "лучшие люди гости и дети  боярские". Наиболее важные документы  из архива Новгорода и его  вечевой колокол – символ независимости  увезли в Москву. Новгородская  республика пала.

 

 Но еще долго после  своего падения Великий Новгород  – этот центр религиозной мысли  и книжной культуры – не  уступал Москве. Вплоть до страшного  разгрома опричниками Ивана Грозного  в 1570 году сказывалось его могущественное  культурное и художественное  влияние. До второй половины XVI века Москва выписывала новгородских  иконописцев. Господин Великий  Новгород, хотя и завоеванный  в неравной борьбе, продолжал  обогащать своим неувядаемым  искусством Москву и московский  двор.

 

 Некоторые улички на  окраине Новгорода, местами не  вышедшего за пределы средневековых  валов, с одноэтажными домиками  и словно вросшими в землю  церквами как будто переносят  нас в атмосферу старого города. В серенький мартовский день, если стать на стене недалеко  от Софийской звонницы, впереди  голубеют бесчисленные купола  храмов на Торговой стороне,  справа вдали - зыбкие очертания  Юрьева монастыря, слева вниз  по Волхову – Антониева. Сзади  тусклым золотом отсвечивает  купол Софии, кажущейся вытесанной  из огромного ледяного монолита. На горизонте голубеет Ильмень  с Перуновой рощей на взгорье.  Как нигде, в этом городе, бурная  история которого канула в  глубину веков, можно представить  ее былинный размах, воплощенный  в творческом гении народа.

 

5. Архитектура

 

 В начале XII в. в Новгороде  сложилась боярская феодальная  вечевая республика. В 1136 г. новгородцы, собравшись на вече, свергли князя  Всеволода Мстиславича. Однако  князья долгое время оказывали  определенное влияние на политическую  и экономическую жизнь Новгорода.  Бурные события первой половины XII в. отразились на строительной  деятельности и на зодчестве  "Господина Великого Новгорода".

 

 После изгнания князей  с 30-х годов XII столетия княжеское  строительство на самой территории  Новгорода совершенно прекратилось. Вторая половина XII и начало XIII вв. характеризуются подъемом строительной  деятельности боярства, купечества  и различных городских корпораций.

 

 Во второй половине XII в. вместо грандиозных единичных  сооружений возникло значительное  количество небольших и скромных  зданий, многие из которых не  сохранились. Появляется кубический  тип храма, почти квадратный  в плане, трехапсидный, одноглавый, четырехстолпный с посводными  покрытиями. Фасады храма по-прежнему  членятся лопатками.

 

 Наиболее характерным  памятником архитектуры конца  XII в. является церковь Спаса  на Нередице — последняя княжеская  постройка. Она была сооружена  в 1198 г. Это небольшое по  размерам здание, удачно поставленное  на горе Нередице, возвышающейся  среди необозримых равнин, вблизи  Городища. Церковь хорошо видна  из города. Если первая княжеская  постройка — Софийский собор  — была самой крупной, то  последняя — церковь Спаса  на Нередице — самой малой.  Так уменьшение роли князей  как властителей города находило  свое отражение в зодчестве.  Церковь расписана в 1199 г., она  являлась наиболее значительным  произведением монументальной живописи. Но росписи погибли в 1941 —1943 гг., а сала церковь от артиллерийского  обстрела Фашистами превратилась  в руины. В 1956 —1958 гг. церковь  была восстановлена (авторы реставрации  С. Н. Давыдов, Г. М. Штендер). Удалось сохранить лишь некоторые  фрагменты росписи, главным образом  в восточной части.

Информация о работе Новгород и князья