Что же читали средневековые
новгородцы? Жития святых, "изборники"
исторических и философских произведений,
летописи, византийские переводные
хроники.
К произведениям новгородской
литературы помимо летописей,
житий святых относятся "хождения".
Так назывались произведения, рассказывающие
о путешествиях любознательных
новгородцев в дальние края. Сохранилась,
например, "Книга-Паломник" новгородского
боярина Добрыни Ядрейковича,
будущего архиепископа Антония,
в которой имеется интересное
и представляющее большую ценность
для науки описание Константинополя
непосредственно перед его разгромом
крестоносцами в 1203 году.
Помимо географических
сведений новгородец мог почерпнуть
из книг и знания математические.
В 1136 году дьякон новгородского
Антониева монастыря Кирик написал
первое из известных нам русских
математических сочинений. Оно
называлось: "Учение им же ведати
человеку, числа всех лет". Кирик
в своем "Учении" безошибочно
оперирует огромными числами
в десятки миллионов, излагая
сведения, необходимые для правильного
отсчета времени.
Археологическое открытие
древнего Новгорода позволило
значительно расширить наши представления
о духовной жизни новгородцев.
Стало известно, например, что в
XII—XV веках одним из привычных
извлечений новгородцев были
шахматы. Найдены фигуры от 94 комплектов,
причем находки происходят едва
ли не со всех раскопанных
усадеб, в то время как кубиков
игральных костей обнаружено
лишь 18. Любимой игрой новгородцев
были шашки.
Новгородцы любили
музыку. Об этом свидетельствуют
частые находки в разных районах
города музыкальных инструментов.
Наиболее распространенными были
гусли (пяти-, шести - и девятиструнные).
Известны также находки гудков,
сопелей, варганов. Как и в других
местах Древней Руси, в Новгороде
устраивались представления скоморохов.
Об этом свидетельствуют находки
кожаных скоморошьих масок.
Новгородское искусство
эпохи политической самостоятельности
занимает выдающееся место в
истории русской культуры. Его
хорошо знают во всем мире.
Фотографии новгородских зданий
XI—XV веков, фоторепродукции памятников
новгородской живописи можно
найти на страницах многих
отечественных и зарубежных изданий
по средневековому искусству.
До нас дошла лишь
небольшая часть тех построек,
что украшали город в XI—XV веках.
Причем все они каменные. Между
тем Новгород многие столетия
был почти сплошь деревянным.
Деревянным был первый христианский
храм — тринадцатиглавый Софийский
собор, а также многие более
поздние церкви и почти все
гражданские постройки.
Многолетние археологические
раскопки открыли остатки тысяч
жилых и хозяйственных построек.
Основой конструкции любого деревянного
сооружений был венец из четырех
бревен, концы которых соединялись
узлом в обло. Большая часть
жилых домов строилась на подклете.
Жилым был второй этаж. В X—XII
веках на усадьбах состоятельных
новгородцев был широко распространен
большой односрубный пятистенок
площадью 70—80 квадратных метров. В
XIII столетии ему на смену пришел
однокамерный дом с пристроенными
сенями. Жилые дома нередко украшались
резьбой по дереву, которая придавала
им нарядный, праздничный вид.
Разумеется, имущественное
и сословное неравенство отражалось
на облике усадеб средневекового
Новгорода. На боярских усадьбах
(площадью до 1400 квадратных метров)
имелось несколько жилых домов
и до десятка хозяйственных
построек. В богатых хоромах жили
владельцы усадеб, в более скромных
домах — зависимые люди. На
усадьбах рядовых горожан (их
обычная площадь — около 450
квадратных метров), как правило,
стоял один небольшой жилой
дом и две-три хозяйственных
постройки.
О каменных гражданских
постройках древнего Новгорода
мы знаем пока немного. В
кремле сохранилось здание Владычной
(Грановитой) палаты, построенное по
заказу архиепископа Евфимия
II в 1434 году. В строительстве палаты
принимали участие немецкие мастера,
поэтому в ней немало элементов
готической архитектуры. Археологами
обнаружены остатки трех боярских
каменных теремов в Неревском
и Славенском концах.
Мы знаем очень мало
имен средневековых живописцев.
Свои произведения они, как
правило, не подписывали. Однако
последние открытия археологов
дают надежду, что хотя бы
часть замечательных произведений
новгородского искусства в будущем перестанет
быть анонимной. В. Л. Янин предположил,
что одним из главных мастеров, расписавших
знаменитую церковь Спаса на Нередице,
был художник и видный церковный деятель
Олисей Гречин, который в конце XII века
жил и работал в усадьбе, стоявшей на перекрестке
Пробойной и Черницыной улиц Людина конца.
При раскопках этой усадьбы найдены остатки
красок, фольги, заготовок для икон, а также
берестяные грамоты, адресованные заказчиками
икон Олисею Гречину.
Если в первые после
принятия христианства столетия
новгородские художники создавали
произведения в стиле, близком
к византийскому (хотя уже тогда
стали проявляться местные черты),
то примерно с конца XIII века
писали иконы и фрески, где
от византийских традиций осталась,
по существу, только иконографическая
схема. Впрочем, новгородцы нередко
приглашали для украшения своих
храмов художников из Византии.
Яркие, сочные цвета
иконы "Никола", написанной
в 1294 году Алексой Петровым, патриотизм
и мастерство художника, создавшего
в XV веке икону "Битва новгородцев
с суздальцами, многие другие
произведения новгородской станковой
живописи и ныне восхищают
посетителей Новгородского музея.
Известный художник
и видный знаток древнеруского
искусства Игорь Эммануилович
Грабарь так охарактеризовал
искусство Новгорода времени
самостоятельности: "Идеал новгородца
— сила, и красота его —
красота силы. Не всегда складно,
но всегда великолепно, ибо
сильно, величественно, покоряюще.
Такова же и новгородская живопись
— яркая по краскам, сильная,
смелая, с мазками, положенными
уверенной рукой, с графами,
прочерченными без колебаний,
решительно и властно".
В середине XIV века начинается
эпоха монументальной живописи
Новгорода, определяемая влиянием
греческих мастеров эпохи так
называемого Палеологовского Ренессанса.
Падение Константинополя в 1453
году стало причиной эмиграции
греческих художников - об этом
рассказывают и летописи. Возможно,
фрески церкви Федора Стратилата
(вторая половина XIV века) или Успения
в Волотове (1363 год), поражающие одухотворенностью
образов, стремительностью движения,
были созданы не без участия
пришлых мастеров.
Иконописец, миниатюрист
и виртуоз монументальной росписи
Феофан Грек (около 1340 - после 1405
года) и среди своих талантливых
современников выделялся яркой
индивидуаль ностью. В глазах
Епифания Премудрого, выдающегося
мыслителя и писателя конца
XIV - начала XV века, Феофан - не только
"отменный живописец", "дивный
и знаменитый муж", но и "преславный
мудрец, философ зело искусный".
"Никто не видел, чтобы он
когда-либо смотрел на образцы...
Он же, кажется, руками пишет
изображение, а сам на ногах,
в движении, беседует с приходящими,
а умом обдумывает высокое
и мудрое, острыми же очами
разумными разумную видит доброту".
Возвышенность и глубокий
драматизм характерны для художественного
мышления Феофана, обогатившего
русскую культуру лучшими достижениями
Византии. "Живопись Феофана, - отмечает
глубокий знаток средневековой
эстетики В. В. Бычков, - это
философская концепция в красках,
притом концепция достаточно
суровая, далекая от обыденного
оптимизма. Суть ее составляет
идея глобальной греховности
человека перед Богом".
Монументальная живопись
в ее лучших образцах, ориентированная
на великое и ужасное, резко
контрастировала с "неземной
грацией" новгородской иконописи
XIV-XV веков, с ее певучей красотой
линий и "звонкостью" цвета.
Ясность композиций, дивное сияние
полнозвучных красок, введение бытовых
черточек восходят к народному
искусству. Киноварный цвет определяет
радостный, мажорный характер
палитры. Народным чаяниям отвечал
и выбор святых. Пророк Илья - громовержец,
дарующий земледельцу дождь. Рыцарственный
Георгий Победоносец, несущийся
на белом коне, помогал воинам
на поле брани и одновременно
считался стражем деревенских
стад. Флор и Лавр - святые коневоды,
охранители лошадей землепашца.
Никола – покровитель всех
путешествующих и страждущих, защитник
от пожаров. А торговый люд
почитал Параскеву Пятницу.
Новгородская иконопись
одинакова чужда как суровой
византийской созерцательности, так
и преувеличенной экспрессивности
готики... Ее просветленные лики,
ласковые и поэтичные, ее эпическое
настроение, спокойное и сосредоточенное
- все это вызывает у зрителя
ощущение какой-то внутренней
легкости, когда все противоборствующие
страсти приведены в согласие
и когда возникает совсем особое
чувство гармонии" (В. Н. Лазарев).
Уже тогда Новгород
был крупнейшим центром книжности:
узорные инициалы и заставки
рукописных книг нигде не отличались
таким своеобразием. Со второй
половины XIII до начала XV века в
книжной орнаментике господствует
стиль, который называется тератологическим,
то есть "чудовищным": переплетающиеся
ленты сливаются с растениями
и живыми существами, образуя
фантастические комбинации.
За полвека до присоединения
Новгорода к Московскому государству
архиепископ Евфимий предпринял
парадную обстройку Владычного
двора в детинце. Согласно летописи,
в 1433 году он поставил "полату
в дворе у себе, а дверий
у ней 30: а мастера делале
немечкыи, из Заморья, с новгород-скыми
мастеры". Это так называемая
Грановитая палата, где главный
большой зал перекрыт сводами
на нервюрах, опирающимися на
центральный столб (нервюра - выступающее
ребро свода, основа его конструкции;
каркас нервюры воспринимает
и передает нагрузку свода
на его опоры). В палате происходили
торжественные приемы, здесь же
заседал боярский Совет господ.
Рядом возвышается "Часозвоня"
Евфимия - восьмигранный столп,
расширяющийся книзу, с пролетами
вверху, выстроенный в качестве
дозорной башни ("сторожни")
Владычного двора и служившая
позднее для отбивания времени.
На Торговой стороне по повелению
Евфимия на старых фундаментах
церкви Иоанна Предтечи на
Опоках в 1453 году возводится
новое здание,явно подражавшее
прежнему храму. Церковь принадлежала
богатым купцам-вощаникам - торговцам
воском. Здесь разбирались все тяжбы по
торговым делам, хранились контрольные
эталоны мер.
Но могущественная
община Великого Новгорода уже
клонилась к упадку. Москва усиливала
давление на вольный город,
добиваясь подчинения великокняжеской
власти. Иван III потребовал полной
его покорности. В 1471 году в
битве на реке Шелонь новгородские
рати были наголову разбиты
москвичами, а в 1478 году Новгород
и все его земли вошли в
состав русского централизованного
государства. Из покоренного города
в центральные области России
было выслано около семи тысяч
"вольных мужей" из числа
крупного боярства, духовенства
и купечества, а на их место
переселены из Московской земли
"лучшие люди гости и дети
боярские". Наиболее важные документы
из архива Новгорода и его
вечевой колокол – символ независимости
увезли в Москву. Новгородская
республика пала.
Но еще долго после
своего падения Великий Новгород
– этот центр религиозной мысли
и книжной культуры – не
уступал Москве. Вплоть до страшного
разгрома опричниками Ивана Грозного
в 1570 году сказывалось его могущественное
культурное и художественное
влияние. До второй половины XVI
века Москва выписывала новгородских
иконописцев. Господин Великий
Новгород, хотя и завоеванный
в неравной борьбе, продолжал
обогащать своим неувядаемым
искусством Москву и московский
двор.
Некоторые улички на
окраине Новгорода, местами не
вышедшего за пределы средневековых
валов, с одноэтажными домиками
и словно вросшими в землю
церквами как будто переносят
нас в атмосферу старого города.
В серенький мартовский день,
если стать на стене недалеко
от Софийской звонницы, впереди
голубеют бесчисленные купола
храмов на Торговой стороне,
справа вдали - зыбкие очертания
Юрьева монастыря, слева вниз
по Волхову – Антониева. Сзади
тусклым золотом отсвечивает
купол Софии, кажущейся вытесанной
из огромного ледяного монолита.
На горизонте голубеет Ильмень
с Перуновой рощей на взгорье.
Как нигде, в этом городе, бурная
история которого канула в
глубину веков, можно представить
ее былинный размах, воплощенный
в творческом гении народа.
5. Архитектура
В начале XII в. в Новгороде
сложилась боярская феодальная
вечевая республика. В 1136 г. новгородцы,
собравшись на вече, свергли князя
Всеволода Мстиславича. Однако
князья долгое время оказывали
определенное влияние на политическую
и экономическую жизнь Новгорода.
Бурные события первой половины
XII в. отразились на строительной
деятельности и на зодчестве
"Господина Великого Новгорода".
После изгнания князей
с 30-х годов XII столетия княжеское
строительство на самой территории
Новгорода совершенно прекратилось.
Вторая половина XII и начало XIII вв.
характеризуются подъемом строительной
деятельности боярства, купечества
и различных городских корпораций.
Во второй половине
XII в. вместо грандиозных единичных
сооружений возникло значительное
количество небольших и скромных
зданий, многие из которых не
сохранились. Появляется кубический
тип храма, почти квадратный
в плане, трехапсидный, одноглавый,
четырехстолпный с посводными
покрытиями. Фасады храма по-прежнему
членятся лопатками.
Наиболее характерным
памятником архитектуры конца
XII в. является церковь Спаса
на Нередице — последняя княжеская
постройка. Она была сооружена
в 1198 г. Это небольшое по
размерам здание, удачно поставленное
на горе Нередице, возвышающейся
среди необозримых равнин, вблизи
Городища. Церковь хорошо видна
из города. Если первая княжеская
постройка — Софийский собор
— была самой крупной, то
последняя — церковь Спаса
на Нередице — самой малой.
Так уменьшение роли князей
как властителей города находило
свое отражение в зодчестве.
Церковь расписана в 1199 г., она
являлась наиболее значительным
произведением монументальной живописи.
Но росписи погибли в 1941 —1943
гг., а сала церковь от артиллерийского
обстрела Фашистами превратилась
в руины. В 1956 —1958 гг. церковь
была восстановлена (авторы реставрации
С. Н. Давыдов, Г. М. Штендер).
Удалось сохранить лишь некоторые
фрагменты росписи, главным образом
в восточной части.