По дороге на Юрьево,
вблизи аэропорта, находится церковь
Благовещения на Мячине. Построена
она в 1179 г. Верхняя часть
церкви перестроена в более
позднее время. План и общее
композиционное решение аналогичны
церкви Спаса на Нередице. В
1189 г. церковь была расписана.
Сохранились фрагменты росписи
в алтарной части.
На южной окраине
города, по дороге на Юрьево, на
Петровском кладбище стоит церковь
Петра и Павла на Синичьей
горе, построенная в 1185—1192 гг. (автор
реставрации Г. М. Штендер). Сооружена
она жителями Лукиной улицы.
Сохранила почти все свои древние
формы, исключением крыши, которая
сейчас четырехскатная, а первоначально
имеющая свинцовое покрытие по
сводам.
В архитектуре церкви
отражен дух новгородских традиций,
но имеются и некоторые отличительные
особенности. Если новгородским
церквам была присуща кладка
стен посредством чередования
рядов камня и плинфы — плоского
кирпича, то в церкви Петра
и Павла вся кладка выполнена
из плинфы.
Данный прием, зародившийся
в киевских постройках, был широко
распространен в конце XII в.
в полоцком и смоленском зодчестве.
Видимо, здесь сказалось влияние
полоцких и смоленских технических
приемов. В последнее время такая же кладка
обнаружена на некоторых участках стен
в церкви Благовещения на Мячине
Церковь Ильи на
Славне размещается на южной
оконечности Торговой стороны
в Славенском конце. Построена
в 1198—1202 гг. по заказу новгородца
Еревши. Но в 1455 г. была перестроена
заново "по старой основе", как
сообщается в летописи.
Южнее Юрьева монастыря
находится Перунов холм с сосновой
рощей. Здесь было древнейшее
урочище, где осуществлялось поклонение
языческому богу Перуну до
принятия христианства. Обнаружены
остатки языческого капища. Воеводой
киевского князя Владимира Добрыней
в 980 г. на холме была поставлена
статуя Перуна. С принятием христианства
статуя в 988 г. была сброшена
в Волхов, и на этом месте
основан монастырь Перынь-Богородицы
с церковью Рождества богородицы.
Она построена в начале XIII в.
В настоящее время церковь
реставрирована (автор реставрации
Л. Е. Красноречьев), восстановлено
ее трехлопастное покрытие. Церковь
очень мала, ее размеры 7,5х9,5 м
при высоте 12 м. Стены, не разделенные
лопатками, слегка сужаются кверху,
что придает сооружению легкость.
Церковь Рождества богородицы
— типичный одноглавый кубического
типа храм.
В начале XIII в. силуэт
Торговой стороны обогащается
еще одним четы-рехстолпным одноглавым
храмом — церковью Параскевы
Пятницы (1207 г.), построенной "заморскими
купцами". По-видимому, в древности
храм имел трехлопастное покрытие.
За время своего существования
церковь 15 раз горела, а затем
подновлялась. В результате первоначальный
ее облик изменился. Дважды
в 1156 и 1191 гг., ставились деревянные
церкви — предшественницы каменной,
которая состоит из самой церкви
и подклети и отличалась от
существующих в то время церквей.
Различия, прежде всего в апсидах.
Если все церкви имели полукруглые
апсиды, то здесь к сильно выдвинутой
центральной апсиде примыкают
боковые, прямоугольные снаружи.
Фасады церкви декорированы лопатками
в виде уступов, что ранее
не применялось. Такой формы
лопатки известны в древних
храмах Смоленска. Церковь Параскевы-Пятницы
(автор реставрации Г. М. Штендер)
в известных пределах воспроизводит
облик смоленской церкви Михаила
на Смядыни. Характерной особенностью
церкви являлись три притвора.
Сохранился лишь один — северный,
а от южного и западного
дошли до нас лишь незначительные
фрагменты.
К середине XIII в. строительство
в Новгороде почти прекратилось
(с 1239 г. и до 90-х годов XIII
в. летопись упоминает о постройке
всего лишь трех деревянных
церквей). Это объяснялось монгольским
нашествием и усилившейся военной
опасностью с Запада.
Сокрушительные удары,
которые русские войска нанесли
шведским, а затем и ливонским
рыцарям, укрепили положение Новгорода.
В конце XIII — начале XIV вв. он
оставался одним из крупнейших
центров на Руси. Этому способствовала
торговая связь города с Ганзейским
союзом. Вновь расцветает новгородское
зодчество.
Среди равнины к
юго-востоку от Юрьева, под другую
сторону Волхова, в 1292 г. строится
церковь Николы на Липне. Здесь
впервые выявляется новая строительная
техника — кладка посредством
чередования плинфы и камня
на растворе извести с примесью
мелко толченного кирпича (цемянки)
заменяется кладкой из волховской
плиты на растворе извести
с песком. Кирпич получает иную
форму — становится более удлиненным.
Такая строительная техника в
Новгороде будет в дальнейшем
преобладать вплоть до конца
XV в. Наблюдается окончательный
отход от посводного покрытия.
Излюбленным типом покрытия становится
трехлопастное завершение, фасады
церкви заканчиваются вверху
трехлопастной декоративной аркой
с пояском свисающих полуциркульных
арочек. С фасадов убираются лопатки,
они будут отсутствовать вплоть
до второй половины XIV в. Исчезают
боковые апсиды, а центральная
понижается до половины высоты
фасада.
Церковь Николы на
Липне была расписана, но роспись
полностью погибла в Великую
Отечественную войну, сам храм
почти до основания разрушен.
В настоящее время он восстановлен
в первоначальных формах (авторы
реставрации Л. М. Шуляк, П.
Н. Максимов).
Выдающимся событием
в архитектурной жизни Новгорода
явилась постройка изумительных
по пропорциям и формам церкви
Федора Стратилата на Ручью
и церкви Спаса Преображения
на Торговой стороне. Несколько
большие по своим размерам, чем
другие храмы, обе эти церкви
стали местными архитектурными
центрами, подчиненными идее создания
цельного городского ансамбля.
Церковь Федора Стратилата
на Ручью заложена в 1360 г.
посадником Семеном Андреевичем
на берегу Федоровского ручья
(ныне по засыпанному ручью
распланирован проспект Ю. Гагарина).
Завершена постройка в 1361 г.
Храм является классическим памятником
новгородского зодчества XIV в. (автор
реставрации Л. М. Шуляк). Это
кубического типа четырехстолпная
постройка, имеющая одну главку.
По своим пропорциям, архитектурному
решению представляет собой высокохудожественное
произведение. По-новому решена здесь
пластика фасадов, имеющих трехлопастное
завершение, т. е. три арки, соединенные
друг с другом, средняя из которых
возвышается над боковыми.
В 1381 —1382 гг. была построена
церковь Дмитрия Солунского, но
сразу же, по сообщению летописи,
"за мало днеш рассыпася"
и заново отстроена в 1383 г.
В 1462 г. эта церковь была
разрушена и возобновлена на
старой основе (авторы реставрации
П. Н. Максимов,-Л. М. Шуляк).
Отличительная черта
церкви — богатая декорировка
в кирпиче в средних частях
южного и восточного фасадов.
Эта церковь не отличается
по своим основным архитектурным
приемам от церквей XIV—XV вв. Во
время войны разрушена и восстановлена
в послевоенные годы.
Церковь Рождества
на кладбище, как говорит само
название, расположена на рождественском
кладбище, по дороге на Москву.
Она была построена в 1381 —
1382 гг. Ее формы предельно просты,
архитектура скромна. Храм четырехстолпный
с трехлопастным завершением.
Здесь наблюдается отказ от
декора. На западном фасаде сохранился
древний портал со стрельчатым
завершением. Церковь кажется
приземистой, грубоватой. В ней
имеется древняя роспись. На
Торговой стороне за земляным
валом, к северу от него, в
парке ХХХ-летия Октября стоит
небольшая церковь Иоанна Богослова
в Радоковицах, построенная в
1383—1384 гг. Она стройна, ее пропорции
удачны. В древности имела трехлопастное
завершение. Это один из наиболее
сохранившихся памятников XIV в. При
реставрации (автор Л. М. Шуляк)
обнаружены древний портал, над
ним — декоративная композиция
из трех окон с двумя нишами
между ними, а еще выше выложена
декоративная пятилопастная "бровка".
Сразу же за валом
на Софийской стороне, на Дмитриевской
улице, возвышается церковь Петра
и Павла в Кожевниках. Церковь
построена в 1406 г. Это удивительное
сооружение, отличающееся зрелостью
и законченностью, представляет
прекрасный образец зодчества
XV в. (авторы реставрации Л. М.
Шуляк, Г. М. Штендер). Церковь
сооружена из крупных камней
известняка, а декоративные элементы
выполнены из кирпича. Из него
же сложены своды, главка, лопатки.
Церковь кубического типа, одноглавая,
сады имеют трехлопастное завершение
как следствие сочетания перекрытия
из среднего коробового свода
с двумя полукоробовыми. Фасады
декорированы выполненным из
кирпича орнаментом, встречающимся
ранее новгородских церквах: пояски
из треугольных впадинок (бегунец),
круглые и пятиугольные нишки-розетки,
apкатурный фриз, кресты и др. Апсида
украшена вертикальными тягами
— ликами. Внутреннее пространство
выдержано в традиционном стиле
построек второй половины XIV в.
На перекрестке трех
улиц: Чернышевского, Солецкой и
Мерецкова – расположена церковь
Власия, выстроенная в 1407 г. Предполагается,
что в древности здесь стоял
идол Волоса. Это типичный памятник
начала ХV в. Постройка квадратная
в плане, однокупольная, фасады
имеют трехлопастное завершение.
Древние своды и купол не
сохранились. Церковь реставрирована
в послевоенное время (автор
реставрации Д. М. Федоров). При
этом были обнаружены и восстановлены
древние перспективные, т. е.
уступчатые, порте со стрельчатым
завершением. В соответствии с
последними исследованиями установлено,
что с запада к основному
объему примыкал притвор.
В Загородском конце
древнего Новгорода существовало
несколько церквей и монастырей.
Одна из них — церковь Двенадцати
апостолов дошла до наших дней,
она расположена на улице Десятинной,
неподалеку от улицы Льва Толстого.
Время ее постройки — 1454 г.,
хотя впервые церковь под таким
названием упоминается в летописи
1230 г: Возле церкви была "скудельница"
— могила, куда свозили умерших
во время эпидемий. Церковь миниатюрна,
имеет изящные пропорции. Декоративные
элементы сведены до минимума.
Первоначальное трехлопастное завершение
было, потом заменено щипцовым, восьмискатным
(автор реставрации Л. Е. Красноречьев),
В XIV—XV вв. кроме выше
указанных церквей были построены
и сохранилисьцеркви Михаила
Архангела (1300—1302 гг.), Успения в
Колмове (1310 г.), Николы Белого (1312—
1313 гг.), Троицы (1365 г.), Рождества богородицы
на Михалице (1379 г.), Покрова Зверина
монастыря (1335— 1339 гг.), Иоанна
Милостивого (1422 г.), Уверения Фомы
на Мячине (1365 г.), Симеона Зверина
монастыря (1468 г.) и ряд других
церквей.
Наряду с церквами
возводились и гражданские постройки.
В северо-западной части детинца
с древнейших времен располагался
Владычный двор, где жил владыка.
Двор включал многочисленные
постройки хозяйственного, жилого
и иного назначения. Особенно
большое строительство велось
в XV в. архиепископом Евфимием
— яростным противником централизованного
русского государства. Парадной
обстройкой Владычного двора
он как бы подчеркивал стремление
укрепить патриотизм новгородцев,
поднять свой престиж.
Важнейшим сооружением
двора явилась "палата с
тридцатью дверьми". От нее,
построенной в 1433 г., осталось
здание в центре Владычного
двора, именуемое Грановитой палатой
(автор реставрации С. Н. Давыдов).
Здание трехэтажное. В верхнем
этаже имеется главный зал,
перекрытый сводами на нервюрах,
опирающимися на единственный
столб посредине. Грановитая палата
неоднократно перестраивалась. Нижний
этаж в результате наслоений
грунта стал подвальным. В архитектуре
палаты сказывается архитектура
готики, так как в постройке
принимали участие немецкие мастера.
Наряду со строительством
культовых сооружений и жилищ
новгородцы проявляли постоянную
заботу и об укреплении своего
города, и прежде всего детинца.
Раскопками М. X. Алешковского вскрыта
оригинальная конструкция основания
под южные стены детинца. На
поверхности земли устраивалась
глиняная подготовка до 15 см, на
которую укладывались сначала
слой плитняка, затем бревна как
вдоль, так и поперек. Таким
образом, создавалась прочная
основа, на которой возводилась
крепостная стена.
В 1331 —1334 гг. на участке
между Владимирской и Борисоглебской
башнями строится каменная стена.
Она была несколько ближе к
Волхову, чем стена, построенная
в 1490 г. В 1400 г. происходит
дальнейшая замена деревянной
стены на каменную на участке
от Борисоглебской башни к
югу. Летопись сообщает, что "заложи
владыка Иоан детинец город
камен от святого Бориса и
Глеба". В это же время строятся
в камне Дворцовая, Княжая и
Златоустовская башни, раскат
на месте современной башни
Кокуй и прясла стен между
ними. И лишь в 1430-х годах
заканчивается сооружение каменного
детинца.
Уже на ранней стадии
развития основного оборонительного
сооружения башни были проездными.
К Спасской башне вела Добрыня
улица, к Покровской — Прусская
улица, к Воскресенской — Легощая,
к Федоровской — Великая. Через
Пречистенскую башню можно было
выехать на мост и далее на Торговую сторону.
Размещение проездных башен увязывалось
с направлением улиц. Федоровская башня
была на выходе из детинца к Великой улице.
Но на расположение башен влиял и рельеф
местности. Имелись местные повышения
— бугры, на которых и были сооружены такие
башни детинца, как Митрополичья, Федоровская,
Кокуй. На проездных башнях нередко устраивались
надвратные церкви. В конце XIII — начале
XIV вв. в детинце сооружается большое количество
надвратных церквей.
Кроме центральной
крепости — детинца со временем
возводятся оборонительные сооружения
вокруг всего города — так
называемый окольный город. Последние
исследования относят возникновение
внешнего оборонительного пояса
к XIV — началу XV в. До этого,
как сообщалось ранее, существовали
отдельные укрепления у трех
первоначальных концов: Славенского,
Неревского, Л Юдина. Оборонительный
пояс охватывал весь город
— в этом одна из характерных
особенностей Новгорода. Бояре
и купцы вынуждены были считаться
с ремесленниками, мелкими торговцами,
со всем "черным людом", который
был главной силой при защите
города. В определении границ
острога важную роль играли
водные рубежи. Общая длина укреплений
составляла свыше 11 км. До сих
пор сохранился земляной вал,
с внешней стороны которого
был вырыт глубокий ров. Существовали
укрепления и по берегу Волхова.
А в 1478 г. новгородцы, ожидая
военный поход Ивана III на Новгород,
соорудили деревянные стены на
"судах" через Волхов.
Итак, благодаря строительству
соборов, церквей, монастырей, гражданских
и жилых построек, оборонительных
сооружений, Новгород в XV в. представлял
собой огромный градостроительный
архитектурный комплекс. Выразительность
его архитектуры нарастала по
мере приближения к центру
и вместе с тем как бы
вливаясь в окружающий пейзаж,
растворялась через бесчисленные
отдельно стоящие постройки и
монастыри, которые своеобразным
ожерельем опоясывали городскую
территорию.