Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:59, курс лекций
Лекция. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА КР. НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
1. Понятие, цели и задачи уголовного права КР.
2. Предмет и метод уголовного права.
3. Задачи и функции уголовного права.
4. Принципы уголовного права.
5. Соотношение науки уголовного права со смежными отраслями права.
-Лекция:
ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ УГОЛОВНОГО
НАКАЗАНИЯ
План.
Цель лекции:
рассмотрение
вопроса о социальном
назначении и социальных
функциях уголовного
наказания.
Задачи лекции:
Вопрос
1. ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ,
ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ
Наказание - центральный институт уголовного права. Именно в уголовном наказании наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики того или иного государства, значение отдельных институтов уголовного права и важные уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью.
В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: - как правовое последствие совершения преступления;
- как форма реализации уголовной ответственности;
- как средство уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления;
- как средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями;
- как кара виновному за содеянное;
- как боль, некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления и т.д.
Необходимо отметить, что по проблеме наказания всегда высказывались различные суждения. Профессор Н.Д. Сергеевский еще в прошлом веке отмечал, что в литературе насчитывается до 24 полных философских систем и около 100 отдельных теорий разных криминалистов обосновывавших право государства наказывать преступников. Ввиду того, что понятие наказания является многоаспектным и многогранным, поэтому в теории уголовного права оно существует довольно продолжительное время. Тем не менее, в национальном уголовном законодательстве определение наказания появилось сравнительно недавно.
Часть 1 статьи 41 действующего УК КР гласит: «наказание есть мера принуждения (кара), применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного».
Из содержание нормы признается очевидным, что именно государство обладает исключительной монополией на назначение наказания, которое может применяться не иначе как по приговору суда. Наказание опирается на государственное принуждение и реализуется принудительно без учета воли виновного.
В свою очередь, государственный характер меры принуждения означает, что от имени государства определяется количественная и качественная публично-правовая оценка совершенного виновным преступления. Соответствующая отрицательная оценка равно выражается и к совершенному преступлению, и лицу его совершившему. Это измерение преступления (poema est estimation delicti) один из элементов системы предупредительного воздействия на преступность.
Сущностью наказания является кара, которая проявляется в лишении или ограничении различных прав и интересов осужденного. Наказание вызывает страдания, осужденного, способствует осознанию вреда, который причинил преступник потерпевшему, обществу, государству.
Уголовное наказание причиняет страдание тому лицу к которому оно применяется. Наказание и кара употребляются как слова-синонимы. Причинение страданий лицу - неизбежное последствие при назначении наказания, выраженное в каре. Но страдание в нашем уголовном праве не является целью наказания.
Наказание - кара за содеянное, что означает следующее:
во-первых, данная мера государственного принуждения является последствием причинения правоохраняемым интересам вреда;
во-вторых, наказание влечет для преступника определенного рода страдания, лишения или ограничения физического, морального, имущественного характера;
в-третьих,
назначенное виновному
В теории уголовного права встречаются различные суждения по поводу содержания и сущности наказания. Для начала необходимо, четко уяснить разницу между понятиями «сущность наказания» и «содержание наказания». Данные явления имеют принципиальные различия. Сущность наказания характеризует его социальные свойства, а содержание правовые. Сущность наказания складывается из его социальной характеристики. Таким образом, речь идет о социальной сущности наказания, т.е. об общепринятых на данном этапе развития общества представлениях об уголовном наказании, как одном из способов воздействия на преступников. Именно в этой плоскости следует оценивать различные принципиальные подходы к сути мер уголовного наказания: от древнейшего принципа талиона («око за око», «зуб за зуб») до появившегося на рубеже XIX и XX веков взгляда о возможности полного отрицания соразмерности тяжести проступка и реакции на него общества.
Талион (от латинского talio, - возмездие в равной мере), концепция наказания, основанная на идее прямого и равного возмещения нанесенного ущерба — жизнь за жизнь (Быт. 9:6), рана за рану (עַיִן תַּחַת עַיִן, аин тахат аин — око за око, зуб за зуб Исх. 21:23–25; Лев. 24:19, 20), причинение лжесвидетелю того, что он намеревался причинить своим свидетельством другому (Втор. 19:19).
Виды и предназначение.
По способу возмездия выделялся материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.
Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.
Талион являлся грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку. До каких пределов последовательно в этом отношении было обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного. В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.
Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах
Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.
Идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут
С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.
Как известно, на практике это привело даже к отказу законодателя от самого понятия наказания. Оно было заменено понятием «меры социальной защиты». Суть аргументации сторонников такой замены сводилась к тому, что уголовно-правовые методы защиты интересов государства и общества должны конструироваться не столько, исходя из предшествующего поведения людей, сколько из того, представляют ли они опасность для общества сами по себе. Такого рода взглядов на проблему. Как показывает анализ УК, непосредственно в тексте закона какие-либо социальные характеристики отсутствуют. Это и правильно. Дать какую-либо полную формулировку вряд ли возможно. Это не является задачей законодателя. Отражение социальной сущности наказания в законе, в основном, проявляется не напрямую, а, если так можно выразиться, косвенно. Речь идет о том, что все нормы института наказания формулируются законодателем с учетом оценки изменений, происходящих в духовной и материальной сферах жизни общества. Например, исходя из представлений о социальной сущности наказания, конструируется система наказаний, в ней появляются новые, не известные ранее, виды наказаний, и наоборот другие исключаются. Сказанное необходимо учитывать при оценке изменений, происходящих в законодательстве.
Содержание уголовного наказания не имеет ничего общего с догматами о наказании как возмездии или воздаянии за зло.
Ограничения
в наказании порождены
Содержательную сторону наказания можно изложить следующим образом: наказание есть мера государственного принуждения (кара), заключающаяся в предусмотренных законодательством на период его отбывания лишении или ограничении прав и свобод осужденного и выражающая Отрицательную оценку государством совершенного осужденным преступления. Никакие иные меры воздействия не могут выполнять функции наказания.
Таким образом, наказание как разновидность государственного принуждения обладает рядом признаков: