Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:28, дипломная работа
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: заключается в том, что бы сформулировать понятие и исследовать сущность подготовки к судебному заседанию; проблемы стадии подготовки к судебному заседанию, содержание, порядок деятельности участников процесса по рассмотрению и разрешению вопросов на данном этапе судопроизводства; разработать рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Введение 5
1 Правовая природа подготовки уголовного дела к судебному разбирательству 8
1.1 Понятие, сущность и значение принятия уголовного дела к судебному разбирательству 8
1.2 Становление и развитие стадии принятия уголовного дела к уголовному разбирательству в уголовном процессуальном законодательстве Российской Федерации 13
1.3 Особенности принятия уголовного дела к судебному разбирательству в иностранных государствах 33
2 Процессуальный порядок принятия уголовного дела к судебному разбирательству по уголовным делам 38
2.1 Уголовно-процессуальная деятельность председательствующего судьи в стадии принятия уголовного дела и подготовки к судебному разбирательству 38
2.2 Вопросы подлежащие рассмотрению при подготовке уголовного дела и их роль при осуществлении правосудия по уголовным делам 43
2.3 Решения выносимые судьей в стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию без проведения предварительного слушания и особенности их принятия 51
3 Предварительное слушание как составная часть уголовного разбирательства 57
3.1 Понятие и сущность предварительного слушания в судебном разбирательстве по уголовным делам 57
3.2 Особенности проведения предварительного слушания по уголовным делам. Виды принимаемых решений на стадии предварительного слушания 59
Заключение 87
Список использованных источников
15 февраля 1918 года был принят Декрет о суде №2 [Декреты советской власти 1957: 466-474]. Им вводились окружные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Расследование по таким делам проводили следственные комиссии. По окончании следствия они вместо обвинительного акта принимали постановление о предании суду. Это постановление рассматривалось окружным судом, который мог вернуть дело в комиссию или передать одному из членов суда для доследования, если оно будет признано недостаточным (ст. 22 Декрета о суде №2). Право стороны защиты на участие в обсуждении этого вопроса не предусматривалось в Декрете. В соответствии со ст. 3 Декрета о суде №2 все подготовительные к суду распоряжения принимались коллегиально в составе не менее трех постоянных членов окружного суда.
Небольшие изменения в порядок предания суду были внесены Декретом о суде №3 от 20 июня 1918 (см. [Декреты советской власти 1968: 97-110]) и Декретом ВЦИК о революционном трибунале от 4 мая 1918 года. Этими нормативными актами обвинителю было предоставлено право опротестовывать в революционный трибунал заключение следственной комиссии о предании суду или прекращении дела.
В соответствии со ст.8 Декрета ВЦИК «О революционном трибунале» следственная комиссия революционного трибунала обязана была сообщить свое заключение коллегии обвинителей. При отсутствии протеста со стороны обвинителя в течение трех дней дело получало дальнейшее направление. В случае опротестования заключения вопрос о дальнейшем ходе производства по делу решался революционным трибуналом.
30 ноября 1918 года принято Положение о народном суде. Им учреждался народный суд, которому были подсудны все уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности революционного трибунала. В связи с выделением двух форм предварительного следствия изменился и порядок предания суду.
По делам, подсудным суду с участием шести народных заседателей, следствие проводилось следственной комиссией. Она по окончании предварительного следствия выносила постановление о предании обвиняемого суду, которое вносилось на рассмотрение народного суда. Положение требовало, чтобы постановление было мотивированным. Суд должен был проверить его обоснованность. В какой форме происходило обсуждение этого вопроса, не указывалось. В соответствии со ст. 39 Положения суд имел право признать постановление недостаточно обоснованным и направить его к доследованию.
Если по делу проводилось дознание, то его материалы передавались в суд, который мог рассмотреть его, либо передать в следственную комиссию или постоянному члену суда для производства дополнительного расследования. Предание суду в революционных трибуналах осуществлялось в форме распорядительного заседания. По делам, подсудным суду с участием шести народных заседателей, следствие проводилось следственной комиссией. Она по окончании предварительного следствия выносила постановление о предании обвиняемого суду, которое вносилось на рассмотрение народного суда. Положение требовало, чтобы постановление было мотивированным. Суд должен был проверить его обоснованность. В какой форме происходило обсуждение этого вопроса, не указывалось. В соответствии со ст. 39 Положения суд имел право признать постановление недостаточно обоснованным и направить его к доследованию.
Если по делу проводилось дознание, то его материалы передавались в суд, который мог рассмотреть его, либо передать в следственную комиссию или постоянному члену суда для производства дополнительного расследования.
Статьи 13 и 14 Положения ВЦИК о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г. устанавливали порядок его проведения. Заседание проводилось не позднее семи дней с момента поступления дела. Трибунал мог либо сразу назначить дело к слушанию, в этом случае в том же заседании утверждали заключение следователя, разрешали вопросы о вызове свидетелей и экспертов, о допущении защиты, обвинения, иные возникающие вопросы и заявленные ходатайства, либо направить дело на доследование, которое должно было заканчиваться в течение месяца, либо передать по подсудности. Утвержденное трибуналом заключение следователя и решение распорядительного заседания сообщалось обвиняемому, а по истечении семи суток дело рассматривалось в судебном заседании, но не ранее истечения 24 часов после вручения обвиняемому копии утвержденного заключения следователя (см. [Смирнов 1990: 21] ).
Положением о местных органах юстиции от 27 августа 1920 года были созданы дежурные камеры народных судов для рассмотрения несложных дел в день задержания обвиняемого. Эти дела поступали сразу в судебное заседание без рассмотрения вопроса о предании суду.
21 октября 1920 года было принято новое Положение ВЦИК о народном суде. В нем указывалось, что предание суду по делам, поступающим от органов милиции и надзора, должно осуществляться народным судьей единолично. Если же по делу проводилось предварительное следствие, то предавать суду могла только коллегия судей, которая должна была проверить обоснованность постановления следователя о предании суду и имела право возвратить дело на дополнительное расследование.
Кроме того, судья получил право единолично решать и некоторые другие вопросы, связанные с подготовкой дела к судебному заседанию. Он мог: 1) устанавливать или усиливать меру пресечения (но не смягчать: это компетенция народного суда); 2) проверять законность и правильность содержания под стражей, отменяя эту меру пресечения в необходимых случаях. При решении вопроса об участии защиты в судебном или распорядительном заседании суд должен был учитывать характер дела и личность обвиняемого.
Начало нового этапа связано с принятием 25 мая 1922 года первого Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (15 февраля 1923 года - новая редакция), который внес изменения в порядок предания суду. Функцию предания суду по делам, по которым проводилось дознание, стала выполнять прокуратура; по делам, требующим проведения предварительного следствия, — суд (судья и два народных заседателя) в распорядительном заседании, а по делам, не требующим предварительного расследования и поступающим сразу в суд для рассмотрения, - судья единолично.
В УПК РСФСР 1923 г. были закреплены вопросы, которые суд должен был рассмотреть в распорядительном заседании: 1) достаточно ли обоснованно предъявленное обвинение данными, приведенными в описательной части обвинительного заключения; 2) правильно ли сформулировано обвинение, согласно данным описательной части обвинительного заключения; 3) предусмотрено ли предъявленное обвинение Уголовным кодексом и какой именно статьей; 4) подлежит ли изменению список лиц, вызываемых в судебное заседание. Кроме того, в распорядительном заседании суд решал и иные вопросы, связанные с подготовкой к судебному заседанию, например о допущении защитника к участию в деле или о его назначении, разделении дел в случае неправильного их соединения следователем.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством контрольные полномочия суда были существенно ограничены: при разрешении вопроса о предании суду было запрещено знакомиться с материалами дела, на основе которых составлено обвинительное заключение (ст. 236 УПК РСФСР 1923 г.).
Обязанность основываться только на обвинительном заключении приводила к формальному рассмотрению дела в распорядительном заседании. Как справедливо указывал известный ученый-процессуалист М.С. Строгович, из стадии предания суду устранялся самый существенный ее элемент проверка фактической обоснованности обвинения, то есть достаточности собранных доказательств, качества и полноты материалов предварительного следствия, соответствия выводов обвинительного заключения имеющимся в деле материалам (см. [Строгович 1970: 183] ).
Однако уже в октябре 1924 года Постановлением ВЦИК «О дополнениях и изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» (см. [О дополнениях и изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1924: ст. 787] ) эта норма была отменена, и суд получил право проверять в распорядительном заседании все материалы дела с точки зрения достаточности доказательств для предания суду. Кроме того, вместо прокурора постановление о предании обвиняемого суду по делам, по которым проводилось дознание, должен был теперь принимать следователь. К нему направлялись материалы органами дознания.
В 1927-1928 годах в научной литературе была выдвинута идея упрощения уголовного процесса и отказа от буржуазных начал, препятствующих эффективной борьбе с преступностью. В связи с этим предлагалось упразднить распорядительные заседания и передать функцию предания суду прокуратуре (см. [Крыленко 1928: 98-111, Иодковский 1925: 13-72] ).
Реализация этих предложений Постановлением ВЦИК и СНК от 20 октября 1929 года «Об изменениях УПК РСФСР» свидетельствует о начале нового этапа в развитии законодательства о стадии предания суду, продлившегося до 1934 г. Решение о предании суду как самостоятельный акт упразднялся, а утверждение прокурором (по некоторым делам - следователем) обвинительного заключения означало, что обвиняемый предавался суду. Суд должен был только назначить дело к слушанию в судебном заседании. Судья самостоятельно выполнял функцию предания суду: 1) по делам, поступающим непосредственно от органов дознания, за которые в качестве меры наказания могло быть назначено лишение свободы на срок до одного года (утверждал обвинительное заключение); 2) по делам о преступлениях, возбуждаемых народным судьей, если он не отправлял дело для производства предварительного расследования.
Несмотря на то, что обязательное проведение подготовительного заседания было отменено, судебный контроль продолжал существовать. Судья, единолично изучив поступившее с обвинительным заключением уголовное дело, мог внести его в подготовительное заседание суда в случаях: 1) существенной неполноты предварительного расследования, если это не могло быть исправлено в судебном заседании; 2) несогласия с квалификацией приписываемых подсудимому действий или несогласия со списком свидетелей или экспертов, подлежащих вызову в судебное заседание; 3) признания необоснованности предания суду; 4) несогласия с мерой пресечения, избранной прокурором или следователем, или с постановлением прокурора по вопросу о прекращении дела (ст. 236 УПК РСФСР в редакции 1929 года).
Такая реформа на практике привела к ослаблению контроля за следствием. В результате снизилось качество предварительного следствия, участились случаи необоснованного предания суду, возрос процент оправдательных приговоров и направление дел на доследование (см. [Чельцов 1946: 10]). Признавая это, многие ученые-процессуалисты стали высказываться за восстановление стадии предания суду (см. [Перлов 1948: 103; Строгович 1970: 184-185] ). В 1934 году вопрос о совершенствовании предания суду был рассмотрен на первом Всесоюзном совещании судебно прокурорских работников, посвященном совершенствованию уголовного процесса (см. [Материалы первого Всесоюзного совещания судебно прокурорских работников 1934: 3-35] ). Проанализировав последствия отмены этой стадии, делегаты пришли к выводу, что распорядительное заседание необходимо восстановить, а в некоторых случаях установить обязательное участие обвиняемого в нем.
С целью устранения выявленных недостатков 7 июня 1934 года 47-ой Пленум Верховного Суда СССР принял постановление «О необходимости строжайшего соблюдения судами уголовно-процессуальных норм». В нем отмечалось, что «большой процент оправдательных приговоров и огромный процент отменяемых приговоров за недоказанностью обвинения и за отсутствием в деле состава преступления указывает на то, что принятие судами уголовных дел к судебному рассмотрению проходит чисто механически, без предварительного изучения судом дела и без проверки достаточности собранного расследованием материала, обоснованности предъявленного обвинения и правильности его квалификации» [Сборник действующих постановлений и директивных писем Верховного суда СССР 1924-1944 гг. 1946: 113]. Учитывая это и принимая во внимание рекомендации совещания, Пленум указал судам на необходимость проведения распорядительного заседания по всем делам. Однако в постановлении 54-го Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1936 г. «О работе подготовительных заседаний» круг дел, подлежащих рассмотрению в подготовительном заседании, был сужен (см. [Сборник действующих постановлений Пленума ВС СССР 1946: 90]). Эту стадию обязательно должны были проходить лишь дела, по которым прокурором составлено обвинительное заключение.
Участие обвиняемого в подготовительном заседании, как и раньше, не было обязательным. Данный вопрос решал суд. При этом вызов обвиняемого был возможен лишь в исключительных случаях, например, когда это было необходимо для ознакомления с личностью обвиняемого или выяснения каких-либо вопросов, связанных с разрешением ходатайств обвиняемого. Участие же защитника было возможно лишь по определенным делам о преступлениях несовершеннолетних, глухих, немых и иных лиц, лишенных в силу других недостатков способности правильно воспринимать материалы дела.
В соответствии с указанными постановлениями по некоторым категориям дел предание суду осуществлялось единолично судьей: 1) по делам о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено лишение свободы не свыше одного года (кроме дел, по которым составлено обвинительное заключение или в которых обвиняемыми являются несовершеннолетние); 2) по делам частного обвинения; 3) по делам о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий и из учреждений, в том случае, если судья признает материалы достаточными для слушания дела в суде (см. [Советский уголовный процесс 1953: 212-213] ).
Такой порядок производства в рассматриваемой стадии был законодательно закреплен в Законе «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (см. [Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1997: 246-251]).
Шестой этап: с 1958 по 1992 гг. Его начало связано с принятием в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР в 1960 г. Созданию этого законодательного акта предшествовала дискуссия в юридических изданиях. Вновь, как и в 1927-1928 годах, было высказано предложение о том, что функцию предания суду необходимо передать прокуратуре. Так, М.Л. Шифман утверждал, что предание суду - это акт, завершающий предварительное следствие, а не судебный акт, и потому, согласно автору, нет основания для того, чтобы предание суду рассматривать как самостоятельную стадию уголовного процесса.
Высказывалась и противоположная точка зрения. По мнению М.А. Чельцова, стадия предания суду должна проводиться по всем уголовным делам. Однако судебное заседание на данном этапе судопроизводства необходимо только в том случае, если есть жалоба какого-либо заинтересованного лица на обвинительный акт. Если ее нет, то судья должен самостоятельно принять решение о предании суду и решить все другие вопросы по подготовке к судебному заседанию (см. [Чельцов 1946: 10]).
Основы уголовного судопроизводства и УПК РСФСР, так же, как и ранее действовавшее законодательство, предусматривали две формы производства в стадии предания суду: с проведением распорядительного заседания и без него. Однако законодатель отказался от обязательного проведения распорядительного заседания по всем делам, переданным в суд с обвинительным заключением. УПК РСФСР 1960 г., предусматривая обязательную проверку материалов каждого уголовного дела, требовал коллегиального обсуждения и разрешения вопросов на стадии предания суду только в двух случаях: 1) если судья не согласен с выводами обвинительного заключения; 2) если судья считает необходимым изменить меру пресечения (ч.2 ст.222 УПК РСФСР 1960 г). Несогласие судьи с выводами обвинительного заключения может выразиться в несогласии с формулировкой предъявленного обвинения, с квалификацией преступления по уголовному закону, в убеждении судьи о неполноте собранных по делу доказательств, нарушении требований закона об объективности и всесторонности исследования всех обстоятельств дела.