Гражданско - правовая ответственность в акционерных обществах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание

На сегодняшний момент в России огромное значение на развитие экономики и социальные процессы оказывают непосредственно акционерные компании, которые в своем большинстве участвуют в форме акционерных обществ.

Содержание

Глава 1. Нормативно – правовое развитие и становление акционерной ответственности в России.
1. История возникновения и развития института ответственности в отечественных акционерных обществах..
2. Нормативно правовое регулирование акционерной ответственности.
Глава 2. Гражданско – правовая ответственность акционерного общества.
2.1. Понятие и признаки акционерной ответственности.
2.2. Виды акционерной ответственности.
Глава 3. Ответственность лиц, осуществляющих управление акционерным обществом и иных участников акционерных отношений.
3.1. Специфические особенности ответственности лиц, осуществляющих управление акционерным обществом.
3.2. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
3.3. Ответственность лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

     Всевозможные  общества, создаваемые в большом количестве в Советском Союзе, акционерными не являлись. Понятие "общество" представляло собой "собирательное обозначение общественных организаций определенного типа (Всероссийское хоровое общество, Общество охотников и рыболовов, Общество охраны природы, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), Общество слепых, Общество глухих, Общество "Память" и т.п.)".

     После октябрьской революции изменения  в правовом регулировании акционерных обществ коснулись и института ответственности. Следует подчеркнуть, что проблема ответственности учредителей по сравнению с дореволюционным периодом стала не столь актуальна. Тем не менее этому вопросу было уделено достаточно внимания как в нормативных актах, так и в специальной литературе.

     Существовала  общая формула, нашедшая практически  буквальное отражение как в ст. 340 ГК РСФСР 1922 г., так и в ст. 9 Временных правил об акционерных обществах 1922 г. Согласно этой формуле учредители акционерного общества несли солидарную ответственность в течение года со дня регистрации общества. При этом, что немаловажно, они несли ответственность как перед обществом, так и перед отдельными акционерами за причиненные убытки. В качестве примеров законодатель приводил случаи причинения убытков в связи с сообщением неверных сведений в подписных листах, объявлениях и подписке или представленных общему собранию расчетах, касающихся размера их вознаграждения за труд и издержек по учреждению общества или оценке имущества, переданного обществу учредителями.

     Аналогичная формула с некоторыми изменениями  впоследствии была закреплена и в  ст. 23 Положения об акционерных обществах 1927 г.

     Большую полемику вызвал вопрос о периоде  функционирования акционерного общества с момента проведения учредительного собрания до государственной регистрации юридического лица. Как известно, ст. 339 ГК РСФСР 1922 г. предусматривала, что до публикации сообщения о регистрации общества учредители вправе совершать все необходимые сделки и договоры от имени акционерного общества. Однако с этим положением был категорически не согласен целый ряд авторов, отмечавших, что до момента внесения в реестр акционерное общество не существует, из чего следует, что законом не может быть предоставлено право совершения сделок от имени несуществующего юридического лица.

     Изучению  статуса акционера не придавалось  большого значения в течение рассматриваемого периода. В качестве общепризнанной точки зрения о том, какими правами  обладает акционер, выступало мнение о том, что "типичными правами акционера являются:

     1) право на подачу голоса на  общем собрании товарищества;

     2) право на участие в прибылях  товарищества и

     3) право на получение доли от  ликвидации имущества товарищества".

     Что касается ответственности акционеров, то этот вопрос действовавшим законодательством  практически не рассматривался, сводясь  лишь к установлению ответственности  учредителей.

     Наибольший  интерес для современников представляло изучение ответственности лиц, осуществляющих управление акционерным обществом. Одной из причин этого являлось то, что государство, используя институт смешанных акционерных обществ, стало все активнее участвовать в хозяйственной жизни страны. При этом повышение статуса государства привело и к изменению законодательного регулирования правовых отношений, затрагивающих государственный интерес. В связи с этим С.Н. Ландкоф, говоря о смешанных предприятиях, отмечал, что "ответственность органов управления или контроля в таких предприятиях должна быть иной, чем в частном акционерном обществе".

     Исследователи рассматриваемого периода полагали, что, как и в дореволюционном  законодательстве, правовые источники  эпохи нэпа предусматривали, что "не только акционерное общество отвечает перед третьими лицами по своим обязательствам, но и члены его органов могут напрямую нести персональную ответственность". Эта мысль напрямую вытекала из ст. 73 Положения об акционерных обществах 1927 г.

     В связи с тем что советское законодательство почерпнуло многие положения из дореволюционных источников, некоторые теоретические и практические проблемы так и остались нерешенными. В частности, это касается солидарной ответственности членов правления. Советские исследователи не соглашались с подходом, согласно которому солидарная ответственность должна распространяться на всех членов правления, если убытки причинены действием одного из них, нарушившего возложенные на него обязанности, и если остальные члены правления не имели возможности приостановить эти действия. По мнению С.Н. Ландкофа, здесь необходимо признать, что ответственность несет только тот член правления, который и причинил эти убытки. Солидарная же ответственность будет иметь место лишь в том случае, когда убытки причиняются коллегиально.

     В советский период произошли и  некоторые изменения в теоретической  проработке института ответственности  лиц, осуществляющих управление в акционерном  обществе. В частности, характеризуя правовой статус членов правления, законодатель указывал на то, что при исполнении своих обязанностей они должны проявлять необходимую заботливость (ст. 356 ГК РСФСР 1922 г.). Впоследствии эта формулировка была изменена - ч. 1 ст. 73 Положения об акционерных обществах 1927 г. не только расширила круг лиц, на которых распространялось требование закона ("лица, состоящие в выборных органах акционерных обществ"), но и изменила суть обязанности - "проявляя необходимую заботливость и предусмотрительность". Все это оказывало определенное воздействие на возможность привлечения к ответственности членов органов управления акционерного общества.

     Несмотря  на желание законодателя более детально урегулировать институт ответственности  в акционерных обществах, некоторые  стороны деятельности компаний так и не нашли своего законодательного отражения. "Ограждая интересы возникающих обществ, вступающих в них акционеров, а равно и кредиторов обществ, закон устанавливает также дополнительную к ответственности учредителей ответственность членов правления и ревизионной комиссии, если они допустили небрежность при проверке действий учредителей. Эта ответственность солидарная, но наступает лишь в том случае, если убытки не могли быть взысканы с учредителей". Некоторые ученые не были удовлетворены изложенным подходом.

     Так, С.Н. Ландкоф полагал, что в связи с тем что в соответствии со ст. 333-334 ГК РСФСР 1922 г. на предварительном общем собрании акционеров избирается комиссия по проверке отчета учредителей, "поэтому правильным явилось бы, чтобы закон предусмотрел ответственность членов этой комиссии за небрежность при проверке действий учредителей как перед обществом, так и перед его кредиторами; между тем закон не говорит вовсе об ответственности той комиссии, а взамен этого предусматривает ответственность членов правления и ревизионной комиссии, допустивших небрежность при проверке действий учредителей естественно, возникает вопрос о том, отчего не предусмотрена ответственность узаконенной комиссии и предусмотрена ответственность органов, не выполняющих функций этой комиссии".

     Постепенный переход советского государства  к рыночным отношениям, начавшийся во второй половине 1980-х гг., выявил необходимость правового регулирования различных негосударственных форм коллективного предпринимательства. В связи с этим органы государственной власти приняли целый ряд нормативно-правовых актов, осуществлявших государственное регулирование правового положения акционерных обществ (в настоящее время не действующих):

     - Положение об акционерных обществах  и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590;

     - Положение об акционерных обществах,  утвержденное постановлением Совета  Министров РСФСР от 25 декабря  1990 г. N 601 (далее - Положение об акционерных обществах РСФСР 1990 г.);

     - Основы гражданского законодательства  Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 22111 (далее - Основы гражданского законодательства СССР 1991 г.);

     - Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 4451 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее - Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности);

     - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 15311 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации";

     - Типовой устав акционерного общества  открытого типа, утвержденный Указом  Президента Российской Федерации  от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".

     В этот период было принято большое  число нормативных актов, которые  осуществляли правовое регулирование  акционерных правоотношений. Зачастую эти нормативные акты противоречили друг другу, создавая сложности в практическом применении положений нового законодательства. В качестве примера можно привести сложную ситуацию, вызванную одновременным существованием закрытого акционерного общества - п. 7 Положения об акционерных обществах РСФСР 1990 г., товарищества с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) - ст. 11 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Следует отметить, что в рассматриваемый период институту ответственности в акционерных обществах уделялось довольно мало внимания, хотя основы для некоторых базовых положений современного регулирования акционерной ответственности были заложены (например, ответственность лиц, действия которых привели к несостоятельности общества, - ч. 2 п. 10 Положения об акционерных обществах РСФСР 1990 г.).

     Изменения в правовом регулировании акционерных  обществ произошли только в середине 90х гг. прошлого столетия и были связаны с формированием законодательной базы корпоративного законодательства России.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    1. Нормативно  правовое регулирование  акционерной ответственности.
 

     Основы  современного законодательного регулирования  акционерных правоотношений, а также  института ответственности в  акционерных обществах были заложены с принятием ГК и Закона об АО. Именно с этими законодательными актами и связано дальнейшее развитие отечественного правового регулирования акционерной конструкции.

     В настоящее время в российской системе права действует большое  число нормативных актов, оказывающих воздействие на регулирование института акционерной ответственности. Важность базовых нормативных актов, регулирующих акционерные правоотношения, сложно переоценить. Еще П.Н. Гуссаковский, говоря борьбе с акционерными злоупотреблениями, отмечал, что она возможна только путем соответственной регламентации деятельности акционерных товариществ и установлением действительной ответственности его учредителей и его органов. Вот почему в основе правового регулирования корпоративных отношений лежат именно конституционные нормы, содержащие базовые правовые принципы, в частности принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ)12.

     Пользуясь наиболее распространенным основанием классификации нормативных актов  по их юридической силе, для целей настоящей работы представляется возможным разделить их на две группы:

     - федеральные законы;

     - подзаконные нормативные акты.

     К первой группе относятся следующие  основные акты:

     - Гражданский кодекс Российской  Федерации;

     - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

     - Уголовный кодекс Российской  Федерации;

     - Трудовой кодекс Российской Федерации;

     - Федеральный закон от 26 декабря  1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

     - Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

     - Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг";

     - Федеральный закон от 21 декабря  2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).

     Ко  второй группе относятся следующие  основные акты:

     - Положение об управлении находящимися  в федеральной собственности  акциями открытых акционерных  обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (золотой акции), утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 (далее - Положение об управлении акциями);

     - Положение о дополнительных требованиях  к порядку подготовки, созыва  и проведения общего собрания  акционеров, утвержденное постановлением  Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс (далее - Положение о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров);

     - Стандарты эмиссии ценных бумаг  и регистрации проспектов ценных  бумаг, утвержденные приказом  Федеральной службы по финансовым  рынкам от 16 марта 2005 г. N 054/пзн.

     - Положение о раскрытии информации  эмитентами эмиссионных ценных  бумаг, утвержденное приказом  Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 055/пзн.

Информация о работе Гражданско - правовая ответственность в акционерных обществах