Общие положения об акционерном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

В развитых зарубежных правопорядках отсутствует детальное правовое регулирование корпоративных правоотношений, многие законы содержат большую свободу для судейского усмотрения, предоставляя защиту только тем действиям и решениям, разумность и добросовестность которых подтверждена. В Республике Казахстан законодательная практика направлена на детальное правовое регулирование общественных отношений. Поэтому дальнейшее развитие корпоративного законодательства невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в системообразующий нормативный правовой акт, каковым является ГК РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1 Понятие и виды акционерного общества 5
1.2 Анализ законодательства 8

2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ 14
2.1 Создание акционерного общества 14
2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция 21
2.3 Реорганизация и прекращение деятельности акционерного общества 28
3 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОМ
ОБЩЕСТВЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

       Правовой  формой "капитального общества", создаваемого в предпринимательских  целях, является акционерное общество (компания), известное континентальному праву, в том числе и российскому праву, аналогом которого является предпринимательская корпорация в США. К капитальным обществам относятся и такие разновидности акционерного общества, известные европейскому законодательству, как коммандитные акционерные общества, или коммандитные товарищества на акциях, представляющие собой своеобразное сочетание коммандитного товарищества и акционерного общества. Кроме того, в качестве капитальных обществ рассматриваются различные модификации акционерных обществ (финансовые холдинги, концерны, в некоторых случаях - финансово-промышленные группы). Что касается такого предпринимательского объединения, как общество с ограниченной ответственностью, то с точки зрения правовой природы конструкции оно может рассматриваться также как разновидность акционерного общества.

       Некоторые законодательства выделяют и иные организационно-правовые формы объединений капиталов. Так, в Германии широко распространенным и допускаемым судебной практикой является коммандитное товарищество с участием общества с ограниченной ответственностью.

       Таким образом, корпорация рассматривается  как собирательное понятие, под  которым понимаются предпринимательские  объединения капитала, имеющие различные  организационно-правовые формы. В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации. 

       
    1. Анализ законодательства
 

       Впервые создание акционерных обществ и  обращение выпускаемых ими акций было допущено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. № 2211.8 Статьями 11 и 19 Основ в советское законодательство было введено понятие «коммерческой организации», к правовым формам которой, помимо прочего, были отнесены хозяйственные общества и товарищества, одним из видов которых и было определено акционерное общество. В свою очередь, ст. 36 Основ определила акции в качестве одного из видов ценных бумаг и закрепила возможность их выпуска именно акционерными обществами. В качестве первого опыта рыночно ориентированного законодательства Основы не содержали норм, которые бы позволили выделить самостоятельный статус акционерных обществ. Например, отличие акционерного общества от общества с ограниченной ответственностью можно было увидеть лишь в том, что в первом случае уставный фонд организации разделялся на акции (причем, равной номинальной стоимости), а во втором - на доли участия.

       Первым  казахстанским специальным актом, регулирующим статус акционерных обществ, явился Закон Казахской ССР от 21 июня 1991 г. «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах». Закон отражал особенности периода его действия (закат советской социалистической системы хозяйствования), указывая на обязательность планирования деятельности хозяйственного товарищества (включая акционерные общества) на основании уже заключенных договоров с потребителями и поставщиками, но уже не централизованно со стороны государства, а обществом самостоятельно. Также предусматривалась возможность проверок финансово-хозяйственной деятельности органами государственного финансового контроля по сделкам, заключенным с государственными органами, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.

       Вместе  с тем, в законодательство и деловую  практику вводились важнейшие концепции, став отправной точкой в развитии корпоративных отношений и совершенствовании корпоративного законодательства Казахстана.

       Этим  Законом хозяйственное товарищество признавалось как построенное на основе соглашения и на началах членства объединение организаций и (или) граждан, учрежденное для осуществления хозяйственной деятельности. Акционерное общество (АО), хотя и специально выделялось (и даже именовалось в Законе как компания), но прямо определялось одним из видов хозяйственных товариществ. В этом Закон не соответствовал концепции Основ, разделяющей общества и товарищества, но в силу ранее отмеченного, имел приоритет перед Основами.

       Тем не менее, действуя одновременно с ГК Казахской ССР 1963 г. и имея в соответствующих вопросах упомянутый приоритет, этот Закон допустил создание и деятельность на территории Казахстана акционерных обществ казахстанскими организациями и гражданами, а также иностранцами, но допуская установление для них законодательных особенностей и ограничений. Более того, для некоторых видов деятельности Закон устанавливал обязательность использования именно акционерной формы: например, банковская деятельность могла осуществляться только в форме АО, товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) или товарищества с дополнительной ответственностью (ТДО).

       Акционерное общество определялось как хозяйственное  товарищество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций указанной в них номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Само это определение, помимо включения АО в классификацию хозяйственных товариществ, основывалось на традиционной форме акций и других ценных бумаг как документов на бумажном носителе, а концепция уставного фонда обусловливалась категорией номинальной стоимости акций.

       Важным  достижением Закона являлось то, что  он закреплял с должной однозначностью положение о том, что единственной обязанностью акционера является обязанность оплатить акции, и никакой иной обязанности на него не может быть возложено без его согласия (п.8 ст.64).

       Важными моментами для формирования и  развития корпоративных отношений в Казахстане явились следующие положения Закона:

       1. С определенной степенью детализации и разграничений в полномочиях и ответственности Закон закреплял систему органом управления АО, предусматривая общее собрание акционеров п качестве высшего органа, наблюдательный совет - в качестве наблюдательного органа, правление (совет директоров) - в качестве исполнительного органа и ревизионную комиссию - как контрольный орган. Очевидно несовершенство Закона в регламентации возможностей для использования моделей корпоративного управления. Однако очевидной является и его желательная диспозитивность в предоставлении акционерам права выбрать такую модель (будь-то монистическая или дуалистическая);

       2. Закон предусматривал принятие общим собранием акционеров в рамках его исключительной компетенции кодекса поведения должностных лиц акционерного общества, компании, к которым он относил членов правления, ревизионной комиссии и наблюдательного совета (если он был создан в компании). Закон очерчивал круг полномочий должностных лиц, закреплял обязанность добросовестного поведения по отношению к АО и его акционерам, и их ответственность перед самими АО и третьими лицами. Достаточно детально регулировался вопрос их поведения в случаях финансовой заинтересованности. С этих положений берет начало развитие практики регулирования вопросов управления акционерными обществами и регламентации статуса и поведения его должностных лиц кодексами корпоративного управления каждого отдельного акционерного общества;

       3. Закон регулировал вопросы осуществления акционерными обществами публикации сведений о своей хозяйственной деятельности, финансовых результатах, размещении своих акций и иных ценных бумаг, о промежуточных выплатах по акциям, а также о предоставлении соответствующих отчетов в уполномоченные государственные органы. Эти нормы заложили основы развития принципа публичности статуса и прозрачности деятельности акционерных обществ, устанавливая более тесную взаимосвязь и взаимозависимость между нормами корпоративного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в будущем.

       Основы  гражданского законодательства в части  регулирования статуса акционерных обществ утратили силу в связи с принятием Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) 27 декабря 1994 г., а Закон «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» 1991 г. сохранял свою силу в части, не противоречащей ГК Республики Казахстан.9

       Важным  отличием от Закона 1991 г. явилось то, что новый ГК РК, закрепляя нормы  о структуре органов хозяйственного товарищества, основывался на какой-то своей концепции, сохраняя возможность создания правления (дирекции) и наблюдательного совета, продолжая относить к органам хозяйственного товарищества ревизионную комиссию, в то же время введя в структуру органов контрольную комиссию и допустив создание других органов по решению общего собрания. Вместе с тем, в отношении АО предусматривались деятельность исполнительного органа АО в качестве коллегиального (правление, дирекция) или (и) единоличного (директор, генеральный директор, президент) органа, возможность создания наблюдательного совета.

       Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности»* понятие «уставного фонда хозяйственного товарищества и акционерного общества» было заменено концепцией «уставного капитала». Значение этого нововведения будет обсуждаться в разделе, посвященном понятию капитала акционерного общества.

       Позже, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 марта 1998 г.10 более определенными становятся требования к структуре коллегиальных органов хозяйственного товарищества, в качестве которых создаются правление (дирекция) и наблюдательный совет, а также другие органы в случаях, предусмотренных законодательными актами или решением общего собрания. Вводится уже обязательность ежегодного доведения акционерным обществом своей финансовой отчетности до сведения акционеров, предусматриваются дополнительные требования по формированию, поддержанию и защите капитала акционерного общества (в том числе применительно к выпуску облигаций АО, выплате дивидендов).

       Важные  изменения в законодательстве Казахстана произошли в связи с принятием первого Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах». Так, Законом от 10 июля 1998 г.11 акционерные общества были выведены из классификации хозяйственных товариществ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы коммерческих организаций с указанием на привлечение капитала как основу их деятельности. Так, легальное определение акционерного общества, содержащееся в ст. 85 ГК РК, указывает на то, что оно является юридическим лицом, выпускающим акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.

       Правда, этими же изменениями допустили  создание некоммерческих организаций в форме акционерного общества в предусмотренных законом случаях. Однако такие некоммерческие акционерные общества не должны регулироваться нормами корпоративного законодательства, а само существование такой формы нецелесообразно, о чем высказывалось мнение в одной из ранее опубликованных работ.

       Существенной  поправкой явилась классификация  уставного капитала акционерного общества на объявленный и выпущенный (оплаченный), рассчитываемый с учетом суммарной номинальной стоимости акций и различаемый в зависимости от того, размещены ли среди акционеров акции общества в рамках их пал пленного в уставе количества или нет.

       Следующий этап развития корпоративного законодательства Республики Казахстан связан с принятием 13 мая 2003 г. нового Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах»12 и признанием предыдущего закона утратившим силу. Закон «05 акционерных обществах» 2003 г. является действующим закол о дательным актом в настоящее время, хотя в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Вместе с тем, большинство таких изменений и дополнений связаны именно с совершенствованием корпоративного законодательства Казахстана.

       Уставу  акционерного общества придано значение документа, определяющего правовой статус общества. Учредительный договор прекращает свое действие со дня государственной регистрации выпуска объявленных акций.

       Закон вводит однозначное требование о  том, что реестр держателей акций  акционерного общества должен вестись  только регистратором общества, который является лицензированным профессиональным участником рынка ценных бумаг и не аффилиирован с самим обществом.

       Закон регламентировал заочное голосование  при принятии решений общего собрания акционеров, более явно обозначил  значение протокола общего собрания с позиций обеспечения прав акционеров общества.

       Позднее, в Закон 2003 г. были внесены серьезные  поправки, направленные на совершенствование  законодательного регулирования корпоративных отношений и обеспечение защиты прав акционеров. Так, Законом от 19 февраля 2007 г. введены понятия публичной компании и миноритарных акционеров, корпоративного веб-сайта и корпоративного секретаря, кодекса корпоративного управления. Обязательность корпоративного веб-сайта, должности корпоративного секретаря, кодекса корпоративного управления, наличия независимых директоров в составе совета директоров и запрета «золотой акции» установлены для каждой публичной компании. Этим же Законом ужесточены требования к дивидендной политике акционерных обществ, созыву и проведению общего собрания акционеров, доступности материалов общего собрания для акционеров. Предусмотрено создание комитетов советов директором для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров в публичных компаниях. Уточнены основания ответственности должностных лиц перед обществом, формы привлечения их к ответственности и основания освобождения от нее.

Информация о работе Общие положения об акционерном обществе