Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа
В развитых зарубежных правопорядках отсутствует детальное правовое регулирование корпоративных правоотношений, многие законы содержат большую свободу для судейского усмотрения, предоставляя защиту только тем действиям и решениям, разумность и добросовестность которых подтверждена. В Республике Казахстан законодательная практика направлена на детальное правовое регулирование общественных отношений. Поэтому дальнейшее развитие корпоративного законодательства невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в системообразующий нормативный правовой акт, каковым является ГК РК.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1 Понятие и виды акционерного общества 5
1.2 Анализ законодательства 8
2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ 14
2.1 Создание акционерного общества 14
2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция 21
2.3 Реорганизация и прекращение деятельности акционерного общества 28
3 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОМ
ОБЩЕСТВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
В
отличие от членов органа управления,
избираемых акционерами, члены исполнительного
органа и иные должностные лица, которым
делегируются полномочия по оперативному
управлению ежедневной деятельностью
компании, являются наемными работниками
общества, с которыми заключается трудовой
договор. Вместе с тем, создание исполнительного
органа, наем исполнительных менеджеров
не отменяет и не «размывает» ответственность
директоров перед акционерами и акционерным
обществом за их действия, повлекшие причинение
вреда. Наоборот, обязанность лояльного,
добросовестного и ответственного управления
обществом и его активами становиться
и обязанностью таких наемных менеджеров.
Как указывается западными исследователями,
во всех юрисдикциях устанавливается
стандарт контроля управленческих конфликтов
и минимизации риска управленческих нарушений
по вопросам распоряжения активами и информацией
акционерного общества. Эта обязанность
лояльности распространяется и на директоров,
и на наемных менеджеров общества, требуя
от них всех не осуществлять сделки с компанией
на несправедливых и незаконных условиях
или иным образом неправильно использовать
активы компании. В целях обеспечения
этой обязанности наиболее распространенными
средствами воздействия являются личная
ответственность за вред, причиненный
акционерному обществу, аннулирование
соответствующей сделки, а в ряде юрисдикций
- и уголовная ответственность директоров
и менеджеров.
2.3
Реорганизация и прекращение деятельности
акционерного общества
Реорганизация акционерного общества относится к числу существенных корпоративных событий, т.н. «organic matters», осуществление которых в значительной степени затрагивает интересы акционеров и кредиторов общества. Решение о реорганизации общества требует участия в его обсуждении и принятии максимального числа акционеров, поэтому, как правило, такое решение принимается на общем собрании акционеров квалифицированным большинством голосов. Кроме того, процесс реорганизации предполагает предварительные действия органов общества в отношении кредиторов общества, получающих правомочия требовать досрочного погашения их требований.
Реорганизация представляет собой сложный процесс, который имеет свои последствия с точки зрения корпоративного управления, что, безусловно, оказывает воздействие на права акционеров и кредиторов.
ГК РК предусматривает пять различных форм реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (Статья 81).
В результате применения
И еще одним важным фактором надлежащей регламентации форм и процесса реорганизации акционерных обществ является необходимость в гибкости и эффективности использовании форм предпринимательской деятельности в целях обеспечения приемлемой степени свободы предпринимателям в вопросах оптимизации их бизнеса. Закон должен создать условия эффективного реагирования предпринимателей на изменения рыночной среды, повышение их способности минимизировать расходы и убытки за счет принятия допускаемых законом организационно правовых мер. При этом диспозитивность закона в эгом случае, конечно же, не должна быть безграничной: реорганизации должна предусматривать разумный баланс интересов общества, его акционеров, его кредиторов, а также рынка как субъекта макроэкономического характера.
Как правило, реорганизация общества является добровольной. В этом случае она обусловлена потребностями экономического развития общества, его финансовым положением и осуществляется на основании решения общего собрания акционеров. Вместе с тем, обеспечение публичного Интереса обусловило возможность принудительной реорганизации общества, осуществляемой без учета интересов его акционеров. Например, ст.87 Закона об АО предусматривает возможность принудительной реорганизации общества по решению суда в форме разделения или выделения и регулирует последствия невыполнения судебного решения о такой принудительной реорганизации общества. Чаще всего, принудительная реорганизация имеет место для целей антимонопольного регулирования.
При реорганизации АО нередко складывались непростые ситуации, ставившие в невыгодное положение акционеров.
Для
защиты интересов акционеров в ходе
реорганизации закон
Прежде всего, сообщение об общем собрании, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до его проведения.
Информация о проведении общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании, в течение 30 дней до проведения собрания.
Наконец, акционерам должна быть предоставлена дополнительная информация. Так, Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров предусматривает, что к такой дополнительной информации (материалам) относятся:
-
обоснование условий и порядка
реорганизации общества, содержащихся
в решении о разделении, выделении
или преобразовании либо в
договоре о слиянии или
-
годовые отчеты и годовая
-
квартальная бухгалтерская
В процессе реорганизации акционеры приобретают дополнительные права. Так, право голоса по вопросам повестки дня, касающимся реорганизации, имеют не только акционеры - владельцы обыкновенных акций, но и акционеры - владельцы привилегированных акций. Решение по вопросу реорганизации принимается большинством в 3/4 голосов.
Владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части их акций, если они голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по данному вопросу. Выкупленные обществом акции в связи с проведением его реорганизации погашаются.
Анализируя содержание действующего законодательства и основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о довольно очевидной перспективе совершенствования законодательных норм, регулирующих вопросы реорганизации акционерных обществ в Казахстане. Дополнительно к предложенным выше направлениям развития казахстанского законодательства по вопросам реорганизации юридических лиц, следует серьезно отнестись к рекомендациям российских исследователей по вопросу гармонизации корпоративного законодательства. В частности вызывает полное согласие мнение о том, что одной из одной из важнейших задач органов регулирования рынка ценных бумаг является формирование «рыночных ценообразующих механизмом» с тем, чтобы минимизировать злоупотребления при оценке стоимости компании в процессе реорганизации. Также справедливо является замечание о том, что законодательство не предлагает механизма принудительного исполнения права кредиторов реорганизуемого общества на досрочное удовлетворение их имущественных требований. Составляющим элементом та кого механизма как раз можно рассматривать одну из рекомендаций Модельных положений: не представлены доказательства соблюдения соответствующих интересов кредиторов - реорганизация остается незавершенной.
Еще
одним недостатком
Ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Акционерное общество может быть ликвидировано в добровольном порядке. В этом случае совет директоров выносит вопрос о ликвидации общества на решение общего собрания акционеров. Общее собрание решает вопрос о ликвидации общества и о назначении ликвидационной комиссии. Решение по этим вопросам принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Основанием для принятия такого решения может быть: истечение срока, на который общество было создано, достижение цели, ради которой оно создавалось.
Ликвидация общества также серьезным образом затрагивает интересы его акционеров и кредиторов. Результатом ликвидации общества является его прекращение. Однако такое прекращение принципиальным образом отличается от прекращения общества в результате проведения большинства видов реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования). Как указывает А.В.Венедиктов, «прекращение одного товарищества через слияние с другим должно быть регламентировано иначе, чем простое прекращение»: оно не должно допускать ликвидации юридического лица, Но предполагает применение универсального правопреемства. При реорганизации сохраняются правовые отношения сложившиеся до нее, изменяется лишь формальный состав участников этих правоотношений: права и обязанности юридического лица, действовавшего на момент принятия решения о его реорганизации, осуществляет юридическое лицо, возникшее в результате (или оставшееся после) реорганизации.
Акционерное общество может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда. Основания для такой ликвидации предусмотрены ГК РК и Законом об АО. В соответствии с п. 2 ст. 88 ГК РК коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае:
-
допущенных при ее создании
грубых нарушений закона, если
эти нарушения носят
-
осуществления деятельности
- неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Казахстанское законодательство также регулирует оба вида ликвидации юридических лиц. Общие принципы и правила ликвидации юридических лиц в добровольном и принудительном порядках устанавливаются статьями 49-57 ГК; аналогичные требования закреплены в статьях 88 и 89 Закона об АО. Особенности ликвидации акционерных обществ, осуществляющих квалифицированные виды деятельности (как, например, банковская, страховая и другие), регулируются отдельными законами. Принудительная ликвидация общества регламентирована в казахстанском законодательстве наиболее детально и представляется отвечающим международным стандартам, уровню социально-экономического развития в республике и потребностям текущего периода. В то же время вопросы добровольной ликвидации требуют совершенствования.