Общие положения об акционерном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

В развитых зарубежных правопорядках отсутствует детальное правовое регулирование корпоративных правоотношений, многие законы содержат большую свободу для судейского усмотрения, предоставляя защиту только тем действиям и решениям, разумность и добросовестность которых подтверждена. В Республике Казахстан законодательная практика направлена на детальное правовое регулирование общественных отношений. Поэтому дальнейшее развитие корпоративного законодательства невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в системообразующий нормативный правовой акт, каковым является ГК РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1 Понятие и виды акционерного общества 5
1.2 Анализ законодательства 8

2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ 14
2.1 Создание акционерного общества 14
2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция 21
2.3 Реорганизация и прекращение деятельности акционерного общества 28
3 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОМ
ОБЩЕСТВЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

       Регистрация компаний в странах общего права  производится в административном порядке.

       В соответствии с английским Законом  о компаниях 1985 г. регистрация компаний осуществляется регистратором компании. Если компания подпадает под действие законов Англии и Уэльса, то соответствующие документы о регистрации должны быть направлены регистратору компании в Англии и Уэльсе, офис которых расположен в городе Кардиф. Регистратор компании является исполнительным руководителем правительственного агентства, называемого Companies House. Новая компания, подпадающая под действие законов Шотландии, должна быть зарегистрирована регистратором, осуществляющим руководство Companies House в Шотландии.

       Для регистрации представляются учредительные  документы компании (меморандум и  внутренний регламент); заявление с  информацией о первых директорах и секретаре и адресе регистрируемого офиса компании; заявление о том, что все требования Закона о компаниях 1985 г. соблюдены.

       Регистратор, получивший документы о регистрации  создаваемой компании, проверяет  лишь формальное соблюдение требований закона, касающееся наличия необходимых документов и правильности их составления. При отсутствии возражений регистратор выдает учредителям свидетельство о регистрации компании с присвоением компании регистрационного номера. Регистратор компании обязан публиковать сведения в Официальном бюллетене торгового реестра и в "The Gazette" о выдаче вновь созданной компании сертификата о регистрации.

       В соответствии с американским Примерным  законом о предпринимательских  корпорациях, а также законами штатов о корпорациях учредители корпорации должны представить документ, соответствующий определенной форме и именуемый Articles of incorporationor charter. Устав корпорации регистрируется секретарем штата, в котором корпорация предполагает осуществлять свою деятельность. Секретарь штата выдает свидетельство об инкорпорации (certificate of incorporation). С момента регистрации устава секретарем штата корпорация считается созданной. Факт регистрации удостоверяется направлением учредителям или уполномоченным лицам корпорации копии устава с государственной печатью, а также расписки в получении регистрационного сбора.

       Особого внимания требует вопрос о моменте  учреждения акционерного общества. Как  уже неоднократно отмечалось, существенным признаком акционерного общества является выпуск им акций и формирование его капитала за счет их размещения среди акционеров. Как указывается в Законе об АО, выпуску акций и их надлежащему размещению также придается решающее значение при регулировании правового статуса акционерного общества: государственной регистрацией акций прекращается учредительный договор, после размещения акций формируются органы общества и другое.

       Так, профессор М.К.Сулейменов, указывает, что «АО считается учрежденным после того, как собранный за счет продажи акций капитал достигает предусмотренной уставом суммы. Тогда собирается общее собрание акционеров. Оно выбирает правление, ревизионную комиссию и наблюдательный совет».14

       Вместе  с тем, этот вывод в определенной степени противоречит нормам ГК РК, ст.42 которого устанавливает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, и оно считается созданным с момента его государственной регистрации. Более того, Закон «О рынке ценных бумаг» не допускает подачи документов на государственную регистрацию выпуска объявленных акций до государственной регистрации акционерного общества как юридического лица (ст.ст.8, 9, 11).

       В то же время мнение профессора М.К.Сулейменова  соответствует положениям Закона об АО, ибо органы акционерного общества, действительно, формируются уже общим собранием акционеров, советом директоров после того, как сформирован реестр акционеров на основе государственной регистрации выпуска акций и итогов их размещения. При этом Закон об АО не говорит о том, кто должен созвать общее собрание акционеров после государственной регистрации выпуска акций общества, когда еще и прекращает свое действие учредительный договор,

       требуя  при этом, чтобы первое общее собрание акционеров могло быть созвано и  проведено только после государственной  регистрации выпуска объявленных акций и формирования системы реестров держателей акций.

       Несмотря  на то, что Закон об АО, законодательство о рынке ценных бумаг и государственной  регистрации юридических лиц  действуют уже несколько лет, существование такого пробела является весьма серьезным недостатком казахстанского законодательства, т.к., как справедливо указывается Верховным Судом РК, «нарушение установленных законом императивных процедур созыва акционеров, может послужить основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров». Такой серьезный недостаток должен быть устранен.

       Одним из решений может быть введение понятия  «акции учредителей» с требованием  о полной оплате таких акций при  учреждении общества: денежный вклад  должен быть полностью оплачен, а  неденежный вклад должен быть полностью передан обществу учредителем до государственной регистрации общества. Два аспекта в данном случае потребуется специально урегулировать. Первый заключается в том, что до момента регистрации общества не будет существовать субъекта, уполномоченного на принятие средств таких учредительских вкладов. Но здесь можно пойти по пути уполномочивания кого-то из учредителей па принятие этих вкладов (путем открытия банковского счета, регистрации на его имя имущества неденежных вкладов) и указания в законе на то, что с момента государственной регистрации общества обязательства и права, возникшие до государственной регистрации общества и связанные с его учреждением, переходят к обществу в силу закона.

       Требование  о полной оплате акций учредителями до государственной регистрации общества обслуживает две цели. Первая заключается в том, что соблюдается принцип отражения природы акционерного общества, закрепленный, например, в германском Законе об акционерных обществах: согласно параграфу 29 «общество считается созданным с момента приобретении всех акций учредителями». Во-вторых, полнота исполнения той обязанности учредителей обеспечивает соответствие их действий их же решению учредить общество: если приняли решение вести бизнес и избрали для этого форму АО, требующую необходимый уровень капитализации, то это требование должно быть выполнено без задержек.

       Так, например, параграф 40 Германского закона об акционерных обществах регулирует действия от имени общества до его регистрации. Это регулирование основано на том, что «тот, кто действует от имени общества до его регистрации, является лично ответственным; если действуют несколько лиц, они отвечают как солидарные должники». Важным аспектом здесь является и то, что этот Закон не требует согласие кредитора, если общество принимает на себя обязательство, возникшее из договора с должником от имени общества до его регистрации, и таким образом оно занимает место прежнего должника. Правда, такое принятие обязательств должно произойти в течение трех месяцев с даты регистрации общества.

       Представляется, что подобное регулирование поспособствует более широкой свободе предпринимательской  деятельности в Казахстане и одновременно повышению ответственности субъектов хозяйственного оборота при одновременном повышении его определенности. На сегодня Закон об АО лишь регламентирует, что учредители общества несут солидарную ответственность по оплате расходов, связанных с созданием общества и возникших до его государственной регистрации, а общество возмещает своим учредителям указанные расходы только в случае последующего одобрения таких расходов общим собранием акционеров общества (п.4 ст.5).

       Безусловно, внедрение этого понятия предварительного акционерного общества и допущение сделок от имени общества до его регистрации требует не только надлежащего правового регулирования, но и корректной, осмысленной судебной практики. Потребуется также и высокий уровень гражданской зрелости и добросовестности всех участников оборота. При соблюдении этих условий такие новеллы послужат цели совершенствования гражданского права и хозяйственной практики.

       Что касается создания акционерного общества посредством реорганизации существующего  юридического лица (нескольких юридических  лиц), то порядок и условия проведения соответствующих мероприятий также определяются законодательными актами Республики Казахстан.  

       2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция  

       На  сегодня отсутствует какое-либо единое определение понятия "корпоративное  управление". В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому дефиниций этого понятия может быть множество.

       Управлять - значит "руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь; направлять ход, движение кого-чего-нибудь"15. В "Советском энциклопедическом словаре" управление рассматривается как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и др.)16.

       Корпоративное управление - разновидность социального  управления. Корпорация представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Его суть - воздействие на корпорацию как систему общественных отношений (организованную систему) с целью их упорядочения, сохранения их специфики (см. Приложение 1).

       Корпоративное управление является сознательным управлением, которое осуществляется специально формируемыми в корпорации органами. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, и законодательство определяет разграничение компетенции между этими органами. Поэтому корпоративное управление - это прежде всего управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации.

       Таким образом, в узком смысле корпоративное  управление - управление корпорацией - это воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах своей компетенции.

       Анализ  существующих моделей корпоративного управления, а также тех изменений, которые в них происходят, свидетельствует о том, что сегодня нельзя сказать, что какая-либо из названных моделей является совершенной. Поэтому российская модель корпоративного управления, находящаяся в процессе формирования, "впитывает" в себя черты описанных выше моделей: и европейской, и американской.

       Европейскому  законодательству известны две модели управления АО - германская и французская. Для них характерна трехуровневая  система управления, основанная на дуалистическом принципе, т.е. на четком разделении наблюдательных и распорядительных функций.

       В соответствии с германской моделью  управления, закрепленной Акционерным  законом Германии, система органов  управления АО включает правление, являющееся исполнительным органом; наблюдательный совет, выступающий как орган контроля и представляющий интересы акционеров в периоды между собраниями; и общее собрание акционеров.

       Правление руководит обществом под свою ответственность. В состав правления  могут входить одно или несколько  лиц. Членом правления может быть лишь полностью дееспособное физическое лицо. Лицо, которому по приговору суда или решению административного органа запрещено осуществление профессиональной деятельности, определенного ее вида, промысла или определенного его вида, не может на период этого запрета состоять членом правления общества, предмет деятельности которого полностью или частично совпадает с предметом запрета.

       Членов  правления назначает наблюдательный совет на срок не более пяти лет. Допускается повторное назначение или продление полномочий в каждом случае на срок не более пяти лет. Для этого требуется принятие наблюдательным советом нового решения не ранее чем за один год до истечения прежнего срока полномочий. Лишь при назначении на срок менее пяти лет продление срока полномочий может быть осуществлено без решения наблюдательного совета, если общий срок полномочий составит не более пяти лет.

       Члены правления и наблюдательного  совета должны принимать участие  в общем собрании. Акционеры осуществляют свое право участия в делах акционерного общества на общем собрании.

       Общее собрание решает важнейшие вопросы  деятельности общества, но не оказывает  практического влияния на текущие дела. Общее собрание обсуждает и одобряет отчет правления и годовой баланс общества, принимает решение об использовании годовой прибыли. Общее собрание образует наблюдательный совет и избирает ревизора по проверке баланса. Оно принимает решения об увеличении или уменьшении уставного капитала и об изменении устава, а также о слияниях с другими обществами, о приобретении таких долей участия в других обществах, при которых они становятся дочерними.

Информация о работе Общие положения об акционерном обществе