Общие положения об акционерном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

В развитых зарубежных правопорядках отсутствует детальное правовое регулирование корпоративных правоотношений, многие законы содержат большую свободу для судейского усмотрения, предоставляя защиту только тем действиям и решениям, разумность и добросовестность которых подтверждена. В Республике Казахстан законодательная практика направлена на детальное правовое регулирование общественных отношений. Поэтому дальнейшее развитие корпоративного законодательства невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в системообразующий нормативный правовой акт, каковым является ГК РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1 Понятие и виды акционерного общества 5
1.2 Анализ законодательства 8

2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ 14
2.1 Создание акционерного общества 14
2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция 21
2.3 Реорганизация и прекращение деятельности акционерного общества 28
3 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОМ
ОБЩЕСТВЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

       Этим  же Законом от 19 февраля 2007 г. внесены  дополнения и в Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 г. «О рынке ценных бумаг», которые также обеспечивают защиту интересом акционеров и будущих акционеров акционерных обществ. В частности, даются легальные определения понятиям «инсайдер» и инсайдерская информация», установлены ограничения на распоряжение инсайдерской информацией.

       Позже, в 2008 г. в систему казахстанского законодательства было введено понятие корпоративных споров, отнеся к их числу опоры между коммерческими организациями, а также между юридическим лицом и (или) его акционерами (участниками, членами) в связи с реорганизаций или ликвидацией юридического лица, оспариванием решений органов юридического лица, им рушением порядка совершения сделок и другое. Следует отмстить, что к категории корпоративных споров в данном случае законодатель отнес не только те, в которые вовлекаются акционерные общества и их акционеры, но и касающиеся различных мидов хозяйственных товариществ и даже производственных кооперативов.

       Таким образом, Закон «Об акционерных  обществах» 2003 г. явился результатом  наработанной и апробированной практики корпоративного управления и эффективности корпоративных отношений в Казахстане. По структуре и содержанию он еще больше приближается к моделям правового регулирования и практического использования акционерной формы в развитых юрисдикциях рыночного типа. Большинство внесенных в него поправок свидетельствует, что на какой-то период вовлеченность уполномоченных государственных органов и профессиональной инфраструктуры рынка ценных бумаг в реализацию корпоративных отношений будет сохраняться на довольно значимом уровне (и даже может усилиться). Этот Закон является, хотя и «системообразующим», но не единственным правовым актом, формирующим казахстанское корпоративное законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА           

       2.1 Создание акционерного общества           

       Общество  учреждается по решению собрания его учредителей (учредительного собрания). В случае учреждения общества одним  учредителем решение об учреждении общества принимается таким лицом  единолично.

Общество  может быть создано посредством реорганизации существующего юридического лица в порядке, установленном ст.6 Закона об акционерных обществах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2011 г.) и иными законодательными актами Республики Казахстан.

        На первом учредительном  собрании учредители:  

       1) принимают решение об учреждении  общества и определяют порядок  совместной деятельности по созданию  общества;

       2) заключают учредительный  договор; 

       3) устанавливают размер предварительной оплаты акций учредителями;

       4) устанавливают  количество объявленных акций,  в том числе акций, подлежащих  оплате учредителями;

       4-1) устанавливают условия и порядок конвертирования ценных бумаг общества, подлежащих обмену на акции общества;

       4-2) утверждают методику определения стоимости акций при их выкупе обществом в соответствии Закона об АО;

       5) принимают решение  о государственной регистрации  объявленных к выпуску акций; 

       6) выбирают регистратора  общества;

       7) избирают лиц,  уполномоченных подписывать от имени общества документы для государственной регистрации;

       8) определяют лиц,  которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан будут производить оценку имущества, вносимого в оплату уставного капитала учредителями общества;

       9) избирают лиц,  уполномоченных осуществлять финансово-хозяйственную  деятельность общества и представлять  его интересы перед третьими  лицами до образования органов  общества;

       10) утверждают устав  общества.

       До начала размещения акций допускается проведение нескольких последующих собраний учредителей. При этом внесение изменений и дополнений в решения, принятые на первом учредительном собрании, допускается только при участии в учредительных собраниях всех сторон учредительного договора.

       На первом учредительном собрании общества каждый из учредителей имеет один голос. На последующих учредительных собраниях каждый из учредителей имеет один голос, если иное не установлено учредительным договором.

       Решения учредительного собрания (единственного  учредителя) оформляются протоколом, подлежащим подписанию всеми учредителями (единственным учредителем) общества. В частности, устанавливается, что акционерное общество может быть учреждено физическими и (или) юридическими лицами, принявшими решения о его учреждении и определяемыми законом в качестве учредителей акционерного (ст. 5 Закона об АО). Закон содержит специальные нормы об учреждении акционерных обществ с участием государства, но эти частности в данном случае не имеют принципиального значения для цели настоящей работы.

       Примечательным  является то, что акционерное общество может быть учреждено одним лицом. Это обусловлено сущностью акционерного общества, в соответствии с которой  объединенный капитал нескольких учредителей или выделенный капитал единственного учредителя передается в управление и под ответственность сформированных такими учредителями органов общества для достижения поставленных хозяйственных целей, а личное участие учредителей в работе общества не требуется. В случае учреждения общества одним лицом вместо подписания учредительного договора такой единственный участник подписывает единолично письменное решение об учреждении им акционерного общества.

       Закон об АО содержит перечень вопросов, которые  должен регулировать устав акционерного общества. Как и установленные требования к содержанию учредительного договора и решения единственного учредителя, перечень обязательных положений устава не является исчерпывающим. Допускается включение в устав иных положений в соответствии с Законом об АО и иными законодательными актами РК. Согласно позиции Верховного Суда РК эти «иные положения» не обязательно должны быть отражением императивных правовых норм, но их следует понимать как «другие правила, вытекающие из норм законодательных актов». Такая позиция представляется обоснованной и отвечающей признаку диспозитивности гражданского права (хотя целесообразность диспозитивности в данном случае может оспариваться).

       Несмотря  на регламентацию содержания устава акционерного общества, Законом допускается, чтобы общество могло осуществлять свою деятельность на основании типового устава, утверждаемого Правительством РК. Такой подход учитывает международную практику, основываясь на том, что «в большинство случаев представляемые на регистрацию документы сформированы по одинаковой основной форме и содержат то, что предписано законом». Считается, что использование Типовой формы служит цели прозрачности деятельности акционерных обществ и публичности их уставов, а также позволяет определенного рода экономию различного рода издержек в процессе регистрации общества.

       Поскольку устав является публичным документом и играет роль «паспорта» и одновременно «инструкции по пользованию» учрежденным  акционерным обществом, учредители ответственны за то, чтобы четко идентифицировать созданный ими новый субъект права, определить условия его функционирования и порядок взаимоотношений с будущими акционерами. В связи с этим Закон об АО требует, чтобы устав общества был подписан всеми его учредителями (единственным учредителем) либо их представителями (представителем). Только в последующем, когда акционерное общество уже надлежащим образом функционирует, допускается, чтобы новая редакция устава (внесенные в него изменения и дополнения) подписывалась лицом, уполномоченным общим собранием акционеров. Это обусловлено тем, что состав акционеров общества может быть чрезвычайно многочисленным (особенно, когда общество является публичным), а решения о внесении изменений и дополнений в устав принимаются квалифицированным большинством голосов, которым может быть также выбрано и лицо, уполномоченное на подписание этих изменений и дополнений.

       Устав общества, а также все изменения  и дополнения к нему подлежат нотариальному  удостоверению.

       После того как учредителями подписан договор  о создании общества и утвержден устав, начинается этап государственной регистрации общества.

       Говоря  о регистрации корпораций в зарубежных правопорядках, можно выделить по крайней  мере две модели такой регистрации: континентальную и англо-американскую.

       Первая модель, присущая европейским странам (Германии, Италии, Бельгии, Франции, Люксембургу), характеризуется системой предварительной проверки законности создания корпорации. Ее отличает система материального и формального контроля, а также более сложный, требующий значительных затрат времени и денег подход к образованию коммерческой организации. Но при этом гарантируется законность создания корпорации.

       Все субъекты торгового права (включая  граждан, имеющих статус коммерсанта) подлежат внесению в торговые реестры. Коммерческие организации считаются созданными с момента их регистрации в торговом реестре.

       В соответствии с германским Торговым кодексом торговый регистр ведется  общегражданскими судами первой инстанции, а порядок ведения и объем  данных в регистре определяются правительством земли или министерствами юстиции. Считается, что торговый регистр выполняет функции обеспечения доступа к информации; обеспечения и защиты данных; доказательности (подтверждения данных); контроля над предпринимательством, который поддерживается торговыми и промышленными палатами13.

       По  закону если фирма внесена в регистр, то нельзя ссылаться на то, что она  не осуществляет предпринимательскую  деятельность в случаях, когда на это ссылаются третьи лица.

       По  законодательству большинства европейских государств учредительные документы коммерческих организаций (устав или учредительный договор) должны быть нотариально удостоверены, а сам порядок учреждения проверяется специальными ревизорами учреждения (аудиторами), которые должны представить в суд и в торгово-промышленные палаты отчеты о правильности учреждения организации. Законы, регулирующие порядок создания коммерческих организаций, предусматривают случаи, когда отчеты ревизора учреждения являются обязательными.

       Аналогичные положения содержатся во французском Законе N 66-537 о торговых компаниях, инкорпорированном в Торговый кодекс Франции 1999 г. Если акции АО оплачиваются взносами в натуре, то стоимость таких взносов должна оцениваться ревизорами по взносам. Отчеты ревизоров депонируются в судебной канцелярии и представляются для ознакомления учредителям и подписчикам акционерного общества.

       В соответствии с германским Торговым уложением заявление о регистрации  в торговом регистре, а также образцы  подписей, предназначенные для хранения в суде, подаются в официально заверенной форме.

       В германском Торговом кодексе установлено  правило о том, что ознакомление с торговым регистром, а также  с документами, поданными в торговый регистр, дозволяется каждому. Таким  образом, любое лицо вправе ознакомиться со сведениями, содержащимися в торговом регистре, и не обязано приводить доказательства своей заинтересованности в получении таких сведений.

       Важным  условием создания любой коммерческой организации во Франции является публикация сообщения о ее создании в специальном официальном издании, которое распространяется по всем торгово-промышленным палатам Франции, а членство в этих палатах является обязательным для всех коммерсантов.

       Материальная  проверка поданных на регистрацию документов во Франции ранее отсутствовала: по Закону о торговых компаниях 1966 г. учредители и первые члены исполнительных и наблюдательных органов должны были составить и подписать документ, который назывался "декларация о соответствии" (declaration de conformite). В ней содержалась информация обо всех проделанных операциях и заявление учредителей об отсутствии нарушений законодательства при создании компании. За недостоверность сведений в данном заявлении учредители несли гражданскую и уголовную ответственность. Законом от 11 февраля 1994 г. "декларация о соответствии" была отменена. Этим же законом была расширена компетенция торгового суда по проверке документов, представляемых для регистрации и внесения сведений об этом в торговый реестр. С момента внесения записи в торговый реестр коммерческая организация считается созданной, а коммерсант - гражданин вправе осуществлять коммерческую деятельность.

       Торговый  реестр является публичным и открытым. Информация о зарегистрированных лицах  публикуется в Официальном бюллетене  гражданских и коммерческих объявлений.

       В отличие от европейских государств для стран общего права (Англия, Ирландия) характерна упрощенная система регистрации, при которой проверка законности создания компании (корпорации) не осуществляется, а лишь подтверждается уполномоченным на то органом. Такая система регистрации характеризуется лишь формальной проверкой необходимых для регистрации документов. Выданное в результате такой проверки свидетельство о регистрации (certificate of incorporation) служит доказательством того, что при создании компании требования закона не нарушены. Даже если при создании компании и были допущены нарушения, то опасность признания ее впоследствии недействительной в принципе исключается. Такая процедура регистрации компаний более рациональная и менее дорогая. Российское законодательство, регулирующее порядок регистрации юридических лиц, в определенной мере заимствует именно такую упрощенную (формальную) систему регистрации.

Информация о работе Общие положения об акционерном обществе