Общие положения об акционерном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

В развитых зарубежных правопорядках отсутствует детальное правовое регулирование корпоративных правоотношений, многие законы содержат большую свободу для судейского усмотрения, предоставляя защиту только тем действиям и решениям, разумность и добросовестность которых подтверждена. В Республике Казахстан законодательная практика направлена на детальное правовое регулирование общественных отношений. Поэтому дальнейшее развитие корпоративного законодательства невозможно без внесения соответствующих изменений и дополнений в системообразующий нормативный правовой акт, каковым является ГК РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1 Понятие и виды акционерного общества 5
1.2 Анализ законодательства 8

2 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ 14
2.1 Создание акционерного общества 14
2.2 Органы управления акционерного общества, их компетенция 21
2.3 Реорганизация и прекращение деятельности акционерного общества 28
3 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОМ
ОБЩЕСТВЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

       Общее собрание созывается правлением. Право  требовать созыва общего собрания имеют  акционеры, являющиеся владельцами  не менее чем 5% акций общества.

       Решения принимаются большинством голосов, причем по многим вопросам необходимо квалифицированное большинство в 3/4 голосов. Каждое решение общего собрания оформляется в виде нотариально заверенного протокола собрания, официально заверенная копия которого и приложения к нему (список участников собрания) передаются держателю торгового регистра.

       Французская модель управления акционерным обществом  характеризуется тем, что общество вправе выбрать систему управления из двух вариантов, установленных законом: либо двухуровневую систему управления, либо трехуровневую. Первый вариант - так называемое классическое руководство, при котором руководство АО осуществляет административный совет (совет администрации), который избирает президента. Второй вариант - руководство нового типа, заимствованное из немецкого законодательства, при котором АО руководит директорат, а наблюдательный совет осуществляет контроль над его деятельностью. Тот или иной вариант управления АО должен быть определен в уставе общества.

       При классическом руководстве АО управляет  административный совет, состоящий как минимум из трех лиц (администраторов), но не более чем из 24 лиц, в зависимости от величины капитала общества.

       Администратором может быть назначено физическое (в том числе и иностранное) или юридическое лицо, которое  обязано в этом случае определить постоянного представителя. Физическое лицо не может одновременно состоять более чем в восьми административных советах АО, расположенных на территории Франции.

       С 1986 г. законодательством предусматривается, что в уставе АО может быть записано, что администраторы могут быть избраны и от служащих. Количество администраторов-служащих не может быть более четырех и свыше трети от всей численности административного совета; такие администраторы не учитываются при определении минимального и максимального числа администраторов.

       Обязательным  условием для избрания в состав административного  совета (в том числе и для  служащих) является наличие у данного  лица определенного в уставе общества числа акций (гарантированные или  квалификационные акции), которое дает ему право присутствовать на очередном общем собрании.

       Руководство "нового" типа во Франции (или немецкий вариант управления) заключается  в следующем. Акционерным обществом  управляет директорат (правление), состоящее  не более чем из пяти членов. В АО с небольшим уставным капиталом функции, возложенные на директорат, могут осуществляться одним лицом (которое именуется в этом случае генеральным директором).

       Директорат  осуществляет свои функции под контролем  наблюдательного совета. Члены директората назначаются наблюдательным советом, который возлагает на одного из них права и обязанности президента. Членами директората могут быть только физические лица, они могут и не быть акционерами. Продолжительность мандата члена директората составляет четыре года. Члены директората могут быть и служащими АО. Наблюдательный совет устанавливает норму и сумму вознаграждения каждого члена директората.

       Директорат  наделяется самыми широкими правомочиями с тем, чтобы действовать в  любой обстановке от имени общества.

       Общие собрания акционеров делятся на очередные, чрезвычайные и специальные. Очередное  собрание созывается не реже одного раза в год. Такое собрание принимает  решения по всем вопросам, за исключением  тех, которые отнесены к ведению  чрезвычайного собрания. В компетенцию очередного собрания входит избрание членов административного совета (их отзыв), назначение им вознаграждения, назначение ревизоров, утверждение годовых отчетов и годовых счетов.

       Чрезвычайные  собрания созываются, как правило, для  внесения изменений в устав. Решения на таком собрании принимаются большинством в две трети голосов, которыми располагают присутствующие или представленные акционеры.

       В специальных собраниях участвуют  владельцы акций одного определенного  вида. Решение общего собрания об изменении прав держателей какой-либо из категорий акций является окончательным лишь после того, как оно будет одобрено специальным собранием.

       Финансовый  контроль в АО осуществляется одним  или несколькими ревизорами по счетам. Ревизорская служба была введена Декретом от 1 марта 1984 г. В каждом АО должен быть по крайней мере один ревизор, а в АО, работающих с общественными сбережениями, - два ревизора. Ревизоры удостоверяют, что ежегодные отчеты "регулярные и честные", "дают верное представление о результатах деятельности компании за отчетный период, а также о финансовом и имущественном положении компании".

       Таким образом, в основе европейской концепции  корпоративного управления лежит принцип  свободы выбора, в силу чего европейские  законодательства не стремятся детально регламентировать все процедуры.

       Управление  компанией в Великобритании основано на монистическом принципе, т.е. принципе единого управления (boad system). В отличие  от трехуровневой системы управления АО в континентальном праве для  компаний Англии характерна двухуровневая система управления.

       Согласно  Закону о компаниях 1985 г. органами компании являются: а) директора и секретарь компании и б) общее собрание акционеров.

       Директора. Управление деятельностью компании осуществляется директорами во исполнение полномочий, принадлежащих компании.

       Директора определяют структуру текущего управления компанией. Они вправе создавать  любые комитеты, включающие одного или нескольких директоров. Они также  могут делегировать свои полномочия управляющему директору или любому другому директору по руководству соответствующими исполнительными органами компании. Полномочия указанных лиц в любое время могут быть отменены.

       Члены компании могут в любое время  досрочно освободить любого директора  от занимаемой должности и избрать вместо освобожденного директора на оставшийся период другого директора.

       Секретарь компании назначается директорами  и ведет все дела, связанные  с регистрационными книгами компаний, выполняет другие организационные  функции компании. Закон о компаниях 1985 г. устанавливает определенные квалификационные требования, которым должно отвечать лицо для назначения секретарем компании.

       Общее собрание акционеров (членов компании) не рассматривается по Закону о компаниях  в качестве высшего органа управления компанией. К числу вопросов, решаемых общим собранием акционеров компании, относятся вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией компании; утверждением и изменением учредительных документов компании; избранием директоров и аудитора компании; выплатой дивидендов по предложению директоров компании; решением вопросов о заключении сделок по приобретению акций и другого имущества; получением директорами займов свыше определенной суммы; заключением директорами сделок с третьими лицами по суммам, превышающим определенные пределы.

       Закон различает несколько видов собраний: учредительное, годичное (общее), чрезвычайное. Общее собрание вправе принимать  обычные резолюции простым большинством, чрезвычайное - квалифицированным большинством голосов, представляющих 3/4 акционерного капитала компании.

       Каждый  член компании с акционерным капиталом  имеет один голос на каждую акцию  или на каждые 10 фунтов стерлингов принадлежащей  ему доли в акционерном капитале компании. Во всех других случаях голосование  проводится по принципу один голос на каждого члена компании. Обычное голосование проводится путем поднятия рук, и число акций, имеющихся у акционеров, во внимание не принимается. Однако акционеры имеют право требовать голосования по количеству акций. Такое требование должно быть заявлено по меньшей мере двумя членами компании, имеющими право голоса, или членами компании, имеющими акции, представляющие не менее 1/10 всего акционерного капитала компании17.

       Действующая в США структура управления предпринимательскими корпорациями является двухзвенной. Органами управления корпорации являются: совет директоров и общее собрание акционеров.

       Совет директоров руководит всей деятельностью  корпорации. Законы всех штатов содержат примерно следующее положение: "Все  полномочия корпорации осуществляются советом директоров либо под его руководством, и вся деятельность корпорации осуществляется под руководством совета директоров, компетенция которого может быть ограничена в уставе".

       Казахстанское акционерное законодательство закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом.

       Органами  общества являются:

       1) высший орган - общее собрание  акционеров (в обществе, все голосующие  акции которого принадлежат одному  акционеру, - данный акционер);

       2) орган управления - совет директоров;

       3) исполнительный  орган - коллегиальный орган или  лицо, единолично осуществляющее  функции исполнительного органа, название которого определяется  уставом общества;

       Так же в Законе об АО прописано, что физическое лицо, ранее являвшееся государственным служащим и имевшее в силу своих служебных функций полномочия по контролю и надзору за деятельностью общества со стороны государства, не может быть избрано в органы данного общества в течение одного года со дня прекращения таких полномочий, за исключением органов общества, не менее десяти процентов голосующих акций которого принадлежат государству либо национальному управляющему холдингу.

       Закон об АО также предусматривает создание иных* органов общества, однако не указывает, что это могут быть за органы. Попытки прояснить этот вопрос, прежде всего, фокусируют внимание на том, какие еще образования в структуре АО предусматриваются законодательством. Так, например, сам Закон об АО предусматривает существование в обществе комитетов совета директоров для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров (в публичных компаниях обязательно, в иных акционерных обществах - опционально на усмотрение совета директоров или акционеров), которые могут состоять из членов совета директоров и экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете. Очевидно, что такие комитеты не могут иметь статус органов акционерного общества.

       Ст. 61 Закона об АО также предусматривает, что для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества может быть образована служба внутреннего аудита, чьи работники не могут быть избраны в состав совета директоров и исполнительного органа. В своей деятельности служба внутреннего аудита непосредственно подчиняется совету директоров и отчитывается перед ним о своей работе. Здесь также очевидно, что такая служба не может быть органом общества, ибо ее функцией не является ведение дел и представительство интересов общества. Каких-либо иных структур в акционерном обществе Закон об АО не предусматривает, и на наш взгляд, не должен предусматривать, поскольку, представляется, что в контексте того, как ГК определяет правовой статус органов общества: никаких иных органов, кроме совета директоров в акционерном обществе создано быть не может.

       Закон об АО регулирует структуру органов  акционерного общества, определяет их компетенцию, разграничивает сферы  принятия решений, регулирует порядок  и условия принятия таких решений. Соответствующее правовое регулирование действует в Казахстане на протяжении нескольких лет, и на его основе созданы и функционируют сотни акционерных обществ. Вместе с тем, представляется целесообразным совершенствовать систему корпоративного управления акционерным обществом с тем, чтобы повысить эффективность управления обществом под ответственность профессиональных менеджеров, не допуская возможностей для злоупотребления правами акционеров и управленческими правомочиями директоров, а также действенно избегая ситуаций негативного влияния на деятельность акционерного общества и дестабилизации ситуации на рынке в результате корпоративных конфликтов.

Информация о работе Общие положения об акционерном обществе