Правовое регулирование договора финанской аренды в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается закрепление и углубление теоретических и практических знаний в раскрытии содержания выбранной темы в теоретическом и практическом аспекте, с точки зрения проведенного анализа полученных материалов и сведений.
Для достижения поставленной цели необходимо также выделить такие задачи как:
- исследование понятия и сущности лизинга как финансовой аренды;
- раскрытие составляющих понятия лизинг на субъекты, объекты, предмет;
- рассмотрение разновидностей лизинга в современном аспекте;
- изучение условий и действующего порядка отграничения лизинга в Республики Беларусь и за рубежом;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Лизинг 2 - 2222.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

- права сторон (при определении объема прав  сторон необходимо отталкиваться от специфики объекта лизинга, а также от особенностей проведения всей сделки, так как в определенных случаях заключение договора лизинга сопряжено с заключением кредитных договоров, договоров страхования, договоров залога и поручительства, которые в той или иной степени могут обременять объект лизинга и изменять правоотношения сторон по договору лизинга);

- ответственность  сторон за невыполнение своих  обязательств по договору лизинга.  Наиболее часто в договор включают  следующую ответственность лизингополучателя: неустойка за возникновение просроченной задолженности по лизинговому платежу; штраф за необоснованный отказ принять объект лизинга; штраф за отказ выкупить объект лизинга по остаточной стоимости (при финансовом лизинге); штраф за незаконное распоряжение объектом лизинга (предоставление для описи, конфискации, реализация третьим лицам, передача в аренду, сублизинг без уведомления лизингодателя);

- условия эксплуатации  и технического обслуживания  объекта лизинга.

В договор лизинга по соглашению сторон могут быть включены и другие условия, предусматривающие, в частности: права и обязанности сторон в отношении объекта лизинга, включая право выкупа; право собственности на произведенные улучшения объекта лизинга; сведения о страховании объекта лизинга и рисков сделки; сведения о залоге по сделке, задатке, гарантиях и других способах обеспечения и исполнения обязательств; форс-мажорные обстоятельства [9, с.50].

В договоре также  целесообразно детально проработать  вопросы, связанные с передачей, наладкой и эксплуатацией объекта лизинга, указав при этом:

- место передачи  объекта лизинга (если иное  не предусмотрено в договоре  лизинга, местом передачи объекта  лизинга является место нахождения  лизингополучателя);

- срок передачи  объекта лизинга;

- момент, когда  оборудование считается переданным  лизингополучателю (с данного  момента на нем лежат все  риски случайной гибели, порчи  объекта лизинга, если иное  не предусмотрено договором лизинга);

- сторону - исполнителя  монтажа и наладки поставленного оборудования - объекта лизинга, а также сторону, несущую расходы по данным работам;

- срок, в течение  которого лизингополучатель обязан  указать недостатки объекта лизинга,  если таковые имели место, либо, если недостатков не выявлено, срок, в течение которого лизингополучатель обязан принять объект лизинга по количеству и качеству;

- условия, касающиеся  технического состояния объекта  лизинга при его возврате лизингодателю.

При необходимости  в договоре могут быть отражены вопросы, связанные с обучением лизингополучателя эксплуатации оборудования - объекта лизинга, с техническим обслуживанием и ремонтом этого оборудования (в частности, расходы). По соглашению сторон лизингодатель может взять на себя предоставление дополнительных услуг по маркетингу и рекламе готовой продукции, поставке сырья и т.п.

Исполнение  договора.

Выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется как лизингополучателем, так и  лизингодателем, в зависимости от условий договора [2, ст.636]. На практике, как правило, потенциальный лизингополучатель изначально знает, какое оборудование ему требуется и у кого его можно приобрести. В интересах лизингодателя настоять на условии о том, что он не несет ответственности за выбор объекта лизинга и продавца.

Приобретая  имущество для лизингополучателя, лизингодатель должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи в лизинг определенному лицу - конкретному лизингополучателю [2].

Данный факт всегда находит отражение в самом  договоре купли-продажи, так как  цель приобретения товара, согласно требованиям Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», является существенным условием такого договора [12].

Поступление объекта  от продавца лизингодателю и от лизингодателя лизингополучателю рекомендуется оформлять актами приема-передачи: это может быть один акт, подписанный тремя сторонами, либо два акта, подписанных соответствующими сторонами договоров поставки и лизинга.

Риск случайной  гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором лизинга [2].

У лизингополучателя  с момента передачи ему имущества  возникает право в случае ненадлежащего  исполнения договора купли-продажи предъявлять продавцу имущества требования, вытекающие из договора купли-продажи объекта лизинга, в частности, в отношении качества, комплектности, сроков поставки имущества и др.

После передачи объекта лизинга лизингополучателю (а в случае договоренности сторон о предоплате - до передачи) у последнего возникает одна основная обязанность - уплачивать лизинговые платежи в  размерах и в сроки, установленные  графиком лизинговых платежей.

 

1.3. Правовое  регулирование лизинговых отношений  в Республике Беларусь 

 

В Республике Беларусь лизинговые операции получили развитие в последнее десятилетие. Появление  лизинга датируется 1990 г., когда в  Солигорске было организовано специализированное предприятие – ПКФ «Лотос». 24 марта 1997 г. зарегистрирован общественное объединение «Белорусский союз лизингодателей» (ОО «БСЛ»), основной целью которого является содействие развитию и популяризация лизинга в нашей республике. ОО «БСЛ» входит в состав Европейской федерации ассоциации лизинговых компаний (Leas Europe) и Лизинговой конфедерации СНГ по развитию межгосударственного лизинга (СНГ ЛИЗИНГ).

Развитие лизинга  в Беларуси шло по двум направлениям: внутренний и международный. Большинство  белорусских лизинговых компаний на сегодняшний день занимаются внутренним лизингом. Внутренние лизинговые операции проводятся в основном за счет кредитных ресурсов белорусских банков. Пользуются спросом у лизингополучателей торговое и производственное оборудование, грузовая автотехника, легковой и автомобильный транспорт, компьютеры, оргтехника. Следует отметить, что международный лизинг рассматривается в двух аспектах: экспортный и импортный. «Импортный лизинг в Республике Беларусь представлен достаточно широко, так как почти вся грузовая техника Республики Беларусь доставлена по международному оперативному лизингу заводскими лизинговыми компаниями «Мерседес», «Вольво», «Рено» и др. Получил у нас развитие и экспортный лизинг. Например, «Аэрофлот» сдавал в лизинг авиационную технику».

Необходимо  подчеркнуть и тот факт, что  Республика Беларусь – одна из немногих стран СНГ, которая вот уже  на протяжении нескольких лет проводит лизинговые операции с недвижимостью.

Первым нормативным  актом, регулирующим лизинговые операции на территории республики, стали Методические указания Министерства финансов Республики Беларусь от 11.04.1994 г. №61 «О порядке учета лизинговых операций». Это был первый документ по лизингу в странах СНГ. В данном нормативном акте изложены основные принципы бухгалтерского учета лизинговых операций, что позволило упорядочить финансовую деятельность лизинговых компаний в правовом отношении [27].

Вместе с  тем данное в пункте 5, указанных  выше методических указаний, определение  финансового лизинга как договора купли-продажи в рассрочку противоречит понятию лизинга, установленного этим же документом, где лизинг определяется как передача имущества во временное пользование. Такое понимание лизинга не согласуется и с нормами гражданского законодательства, поскольку содержащееся в договоре лизинга право выкупа носит условный характер [26].

Другие нормативные  акты, в том числе и Гражданский  кодекс Республики Беларусь, которые  регулировали бы вопросы лизинга, в  то время в нашей стране отсутствовали. Поэтому при заключении лизинговых договоров партнеры вынуждены были опираться на правовые нормы договора аренды или договора имущественного найма.

Правовая неопределенность в вопросах лизинга стимулировала  дальнейшую разработку нормативных  документов. Так, дальнейшее развитие лизинга в национальном законодательстве продолжилось с изданием Положения о лизинге на территории Республики Беларусь, утверждённого приказом Министерства экономики от 26.02.1996 г. №14а (далее - Положение 1996 г.). В нем лизинг признавался как вид деятельности на территории республики. Впервые в нормативном документе давалось развернутое объяснение понятия «лизинг», приближающееся к общепринятому в развитых странах определению. Вместе с тем в определении ничего не говорится о праве лизингополучателя на возмездное владение и пользование лизинговым имуществом в течение оговоренного в договоре срока. Такое право установится позднее – при определении лизингополучателя как одного из субъектов лизинга. Дается четкое определение и других субъектов лизинга: лизингодателя, продавца и кредитора [13].

В Положении 1996 г. приводилась классификация основных видов лизинговых сделок, где выделялись внутренний и международный лизинг, финансовый лизинг, оперативный, возвратный лизинг, лизинг по остаточной стоимости, чистый и «мокрый» лизинг, раздельный лизинг. Вводилось также определение понятия «сублизинга». Несмотря на искажение общепринятой классификации видов лизинга, предпринятая попытка охарактеризовать отдельные виды лизинговых сделок и подчеркнуть их специфику способствовала дальнейшему развитию правового регулирования лизинговых отношений в Республике Беларусь [13].

Рассматриваемое положение имело целый ряд  достоинств в отношении правовых основ лизинга: из объектов лизинга  исключено все, что не может быть отнесено к основным фондам и нематериальным активам, предусмотрено определенное регулирование прав собственности, определены обязательные условия лизингового договора, предприниматели - физические лица признаются равноправными участниками договоров лизинга. Подробное перечисление во втором разделе Положения 1996 г. обязательных условий лизингового договора предоставило возможность всем участникам сделки избежать грубых ошибок при его составлении. В третьем разделе Положения 1996 г. были перечислены составляющие элементы общей суммы лизингового платежа, говорилось о возможности применения ускоренной и свободной амортизации лизингового имущества. Однако в документе нет четкого разъяснения термина «свободная амортизация» [13].

Помимо достоинств рассматриваемый нормативный акт имеет ряд недостатков, которые обусловлены прежде всего, чисто экономическим подходом к лизингу, лизинг рассматривался не как гражданско-правовой договор, а как вид предпринимательской деятельности. Кроме этого в Положении 1996 г. использовалось множество терминов (лизинг, лизинговая сделка, лизинговая операция, лизинговая деятельность), толкования и разъяснения, которых в нормативном акте не было. Кажется, что законодатель варьировал этими понятиями во избежание тавтологии, не вдумываясь в смысл и не разграничивая их между собой.

Другая ошибка состоит в том, что в круг объектов лизинга Положение 1996 г. включило любое  имущество, относимое действующей  классификацией к основным фондам и  соответствующие имущественные  права, а также отдельные виды нематериальных активов, хотя имущественные права ни при каких условиях не могут служить самостоятельным объектом лизинга. К тому же остается непонятным, какие конкретно виды нематериальных активов могут быть объектом лизинга. Ни Положение 1996 г., ни какие-либо иные нормативные акты не дают ответа на этот вопрос[13].

И все же Положение 1996 г. безусловно, имеет важное значение в деле правого регулирования  отношений, связанных с лизингом имущества. Дальнейшее развитие института  лизинга привело к принятию пакетов документов на правительственном уровне. Это Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.1997 г. №587 (в ред. от 22.11.2001 г.), постановления Правительства от 08.08.1997 г. №1045 (отменено 06.07.1998 г.) и от 31.12.1997г. №1769 с изменениями от 13.07.2000 г. №1038 , а также отдельные нормативные акты республиканских органов государственного управления [3].

Указом Президента № 587 «О лизинге», были установлены основные направления по развитию лизинга в Республике Беларусь. Так, был установлен целый ряд льгот, и в первую очередь льготы при таможенном оформлении объекта лизинга в таможенном режиме свободного обращения. По заявлению заинтересованное лицо может получить рассрочку по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Для лизингодателей-нерезидентов Республики Беларусь Указом гарантирован беспрепятственный перевод за границу лизинговых платежей в иностранной валюте после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь [3].

Когда объект лизинга  ввозится от лизингодателя из-за пределов Республики Беларусь в режиме свободного обращения, то лизингополучатель согласно Постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «Об Утверждении инструкции о порядке предоставления рассрочки уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении объектов лизинга, ввезённых по договору финансового лизинга» от 10.07.2001 г. №34 имеет ещё возможность получить рассрочку уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет [14].

Информация о работе Правовое регулирование договора финанской аренды в Республики Беларусь