Правовое регулирование договора финанской аренды в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается закрепление и углубление теоретических и практических знаний в раскрытии содержания выбранной темы в теоретическом и практическом аспекте, с точки зрения проведенного анализа полученных материалов и сведений.
Для достижения поставленной цели необходимо также выделить такие задачи как:
- исследование понятия и сущности лизинга как финансовой аренды;
- раскрытие составляющих понятия лизинг на субъекты, объекты, предмет;
- рассмотрение разновидностей лизинга в современном аспекте;
- изучение условий и действующего порядка отграничения лизинга в Республики Беларусь и за рубежом;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Лизинг 2 - 2222.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

В том случае, если хотя бы одна из сторон лизинга  – нерезидент Республики Беларусь, то лизинг является международным. Одним из актов международного законодательства, регулирующих отношения сторон при международном финансовом лизинге является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988г., разработанная Международным институтом по унификации частного права (далее - Конвенция УНИДРУА). К ней Республика Беларусь присоединилась в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.1998г. №352 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» [4], [15]. Конвенция УНИДРУА содержит положение и формулировки, признанные регулировать лизинговые операции с учётом специфических особенностей между:

1. продавцом  (производителем) оборудования и  его покупателем, выступающим  затем в качестве специализированного предприятия по сдаче оборудования во временное пользование – арендодателем;

2. арендодателем  и пользователем оборудования - арендатором; 

3. продавцом  и арендатором. 

Так, как уже  было сказано выше, к концу 1997 г. было разработано новое «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь», которое утверждено 31.12.1997 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь» (далее – Положение о лизинге), в котором определены мероприятия по развитию лизинговой деятельности [6].

В Положении  о лизинге меньше противоречий, устранены  многие неточности и несоответствия. Так, в рассматриваемом нормативно правовом акте несколько скорректирована  позиция законодателя относительно понятия «лизинг». В Положении о лизинге содержится определение «лизинговой деятельности», подчеркивающее именно экономическую сущность лизинга, и определение договора лизинга, характеризующее юридическую сущность лизинга. Недостатком в определении договора лизинга является то, что под договором лизинга понимается также соглашение, по которому «лизингодателем предоставляется лизингополучателю ранее приобретенный объект лизинга за плату во временное владение и пользование…». В данном определении отсутствует необходимый признак, закрепленный в Конвенции УНИДРУА – приобретение арендодателем объекта лизинга в собственность. Исходя из этого, вышеназванные договорные отношения должны регулироваться общими нормами об аренде.

В Положении  о лизинге прослеживается дальнейшее уточнение объектов лизинга. Из объектов лизинга исключено всё, что не может быть отнесено к основным фондам и нематериальным активам [6].

В соответствии с пунктом 1.3. Положения о лизинге  субъектами лизинга могут является лизингодатель и лизингополучатель (в то время как в Положении 1996г. субъектами лизинга назывались также продавец лизингового имущества и кредитор, осуществляющий финансирование лизингового договора). Физические лица-предприниматели в отличии от Положения 1996г., не могут быть лизингодателями, что, на наш взгляд, сужает круг субъектов лизинговых договоров.

В Положении о лизинге  отражены юридическое право собственности  на лизинговое имущество и правомочие владения: объекты лизинга подлежат государственной регистрации в  соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они могут регистрироваться на имя лизингодателя или лизингополучателя по согласованию сторон. В случае регистрации объекта лизинга на имя лизингополучателя последний должен указать в регистрационных документах собственника объекта лизинга - лизингодателя. Ранее объекты лизинга регистрировались только на имя лизингодателя [6].

Дальнейшее развитие получило определение обязательных условий  лизингового договора, его отдельных  элементов: цена договора лизинга, инвестиционные расходы, вознаграждение (доход) лизингодателя, выкупная стоимость объекта лизинга, лизинговые платежи. Четкая юридическая определенность ключевых понятий лизингового договора и приведенные в положении конкретные формулировка о составе лизингового платежа и других компонентов способствуют уменьшению разногласий по спорным вопросам между сторонами договора лизинга и налоговыми органами. Однако неоправданное расширение круга обязательных условий договора лизинга не способствует стабильности договорных отношений, так как увеличивается риск признания договора незаключенным [6].

Основные права и обязанности  сторон в договоре лизинга, а также  распределение между ними расходов по содержанию и эксплуатации лизингового  имущества определены с учетом норм международного права, хотя в 1997 г. Республика Беларусь еще не присоединилась к Конвенции УНИДРУА.

Следующим шагом в совершенствовании  правового регулирования лизинга  стал Указ Президента № 352 от 02.07.1998 г. и принятие Закона «О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге» от 09.11.1999 г. №309-З. В Положение о лизинге дважды вносились изменения и дополнения (от 06.07.1998 г. и 13.07.2000г.), но существенно ничего не изменившие в правовом регулировании. Казалось бы, ратифицировав международную Конвенцию УНИДРУА, почему не учесть ее плюсы и не доработать национальное законодательство. Но, к сожалению различия есть. Сравнительный анализ ныне действующего Положения о лизинге и Конвенции УНИДРУА позволит выявить расхождения, которые носят правовой характер и относятся к правовому регулированию договора лизинга.

Во-первых, в отличие от Конвенции УНИДРУА Положение  о лизинге не содержит каких-либо норм, определяющих судьбу лизингового  имущества на случай банкротства  лизингополучателя.

Во-вторых, Положение о  лизинге не содержит правил, позволяющих освободить лизингодателя от ответственности за выбор поставщика и оборудования (когда такая ответственность возлагается на лизингодателя), аналогичных тем, которые содержатся в статье 10 Конвенции УНИДРУА. Такой подход противоречил бы принципам ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств по гражданскому праву Республики Беларусь. Данное обстоятельство учитывали и разработчики Конвенции УНИДРУА: согласно статье 20 Конвенции УНИДРУА договаривающееся государство может заявить в любое время о подписании, ратификации, принятии, одобрении или присоединении, которые будут заменять его внутреннее право положениями пункта 3 статьи 8, если его внутреннее право не разрешает лизингодателю исключить свою ответственность за вину или небрежность. Как известно, Республика Беларусь, в отличие от Российской Федерации при ратификации не сделала никакой оговорки о том, что в место положений пункта 3 статьи 8 Конвенции УНИДРУА она будет применять нормы своего гражданского законодательства, что противоречит принципам гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Избежание такого противоречия возможно только путем внесения дополнения в Указ № 352 [16].

В-третьих, правильно определяя  в целом права лизингополучателя в отношении продавца (поставщика) лизингового имущества, Положение о лизинге по непонятным причинам связывает переход этих прав от лизингодателя с моментом поставки лизингового имущества лизингополучателю, что лишает последнего возможности предъявлять к поставщику какие-либо требования в случае непоставки указанного имущества. Конвенция УНИДРУА говорит, на этот счет, не о переходе данных прав от лизингодателя к лизингополучателю, а о том, что обязанности поставщика по соглашению о поставке связаны с лизингополучателем, как если бы последний был бы стороной в этом соглашении. Так лизингополучатель наделяется правами покупателя по договору поставки не с момента получения лизингового имущества, а с момента подписания указанного договора поставщиком и лизингодателем. Представляется, что такой подход в большей мере отражает существо лизинговых отношений и гарантирует интересы лизингополучателя.

С 1 июля 1999г. вступил в  силу новый Гражданский кодекс Республики Беларусь, в главе 34 которого нашли  место нормы о финансовой аренде (лизинге), объединенные в параграф 6. Договор финансовой аренды (лизинга) рассматривается в Гражданском кодексе в качестве отдельного вида договора аренды (имущественного найма), поэтому его регулирование строится по известной схеме: при отсутствии в соответствующем параграфе специальных правил, регламентирующих какой-либо из видов гражданско-правового договора (в данном случае договор лизинга), подлежат применению общие положения о соответствующем типе гражданско-правового договора (в данном случае договор аренды). Следовательно договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм параграфа 6 главы 34 регулируется общими положениями ГК Республика Беларусь об аренде. Тем самым достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга) [2].

Гражданский кодекс Республики Беларусь сторонами договора лизинга  называет арендодателя и арендатора, а Положение о лизинге стороны  в договоре называет лизингодателем и лизингополучателем. В целом  же договор финансовой аренды может быть распространён на любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

После введения в действие ГК Республики Беларусь нормативные  акты о лизинге сохранили свое действие в части, не противоречащей кодексу. Но и после принятия нового кодекса продолжали издаваться нормативные акты различных уровней, касающиеся лизинговой деятельности. Так, например, предложения банков по развитию законодательства о лизинге изложены в письме Национального банка Республики Беларусь (далее - НБ Республики Беларусь) №04-14/350 от 21.05.1999г. «О предложениях банков по совершенствованию нормативной базы» [17].

Во исполнение Постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1999 г. № 842 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь» от 24.07.1998 г. №1178 Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь издало Приказ № 97 от 14.07.1999 г. «Об утверждении порядка частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользованием лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга». Данный порядок регламентирует механизм оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в области лизинга [19].

Регулирование поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части, предназначенной для приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу, отражено в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 954 от 27.06.2000 г. «О проведении операций со средствами республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки» [20].

Постановление Совета директоров НБ Республики Беларусь «Об операциях  банков” от 16.01.2001 г. №14 предписывает банкам республики привести свои учредительные  документы в соответствие с Банковским кодексом Республики Беларусь, иным законодательством и до 1 мая 2001 г. представить для государственной регистрации в НБ РБ.

Также было принято Постановление  ГТК Республики Беларусь № 21 «О взимании таможенной пошлины и налога на добавленную  стоимость при таможенном оформлении некоторых товаров в таможенном режиме выпуска для свободного обращения» от 10.04.2001г., в котором рассматриваются вопросы уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, касающихся товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь до 1 января 1999г. по договору аренды или финансовой аренды (лизинга) и предназначенных для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров [21].

Самые значительные нововведения в сфере регулирования лизинга  связаны со вступлением в силу с 01.01.2002 г. «Правил учета лизинговых операций в банках Республики Беларусь» от 27.11.2001 г. № 309 (далее - Правила). Новые Правила имеют ряд особенностей. Так, счет № 8260 «Арендные платежи», на котором учитывались доходы банка-лизингодателя, заменен на счета группы № 80. «Процентные доходы по лизингу». Тем самым доходы, получаемые банками по лизинговым сделкам, ранее учитывавшиеся как прочие доходы, отнесены в плане учета в разряд процентных доходов.

В новых правилах изменились также счета, по которым производится наращивание доходов по лизинговых сделкам. В Правилах приводятся бухгалтерские проводки по наращиванию процентного дохода по лизингу. Разрешена проблема проведения расчетов в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в иностранной валюте. Если ранее требовалось получение специального разрешения Национального банка Республики Беларусь на приобретение на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» резидентами Республики Беларусь иностранной валюты для осуществления платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в случае, если объект лизинга приобретен за иностранную валюту, то теперь валюту можно приобрести и совершить такие платежи без получения специального разрешения.

Необходимо  обратить внимание на то, что в настоящих Правилах порядок отражения по счетам бухгалтерского учета приведен для лизинговых сделок, в которых объект лизинга приобретается за иностранную валюту в странах, в отношениях с которыми применяется принцип взимания налога по стране назначения.

Постановление Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2002 №407 в пункте 43 разъяснено, что учет основных средств, приобретаемых  банком за иностранную валюту, должен осуществляться по официальному курсу  белорусского рубля по отношению  к соответствующим иностранным валютам на дату совершения хозяйственной операции [22].

Ряд изменений  произошел в практике начисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) применительно к лизинговым сделкам.

Так в Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость согласно пункта 88 резиденты Республики Беларусь, производящие автотранспортные средства для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров в целях дальнейшей передачи их по договорам лизинга, освобождаются от налога с оборотов по реализации указанных автотранспортных средств. Обороты по передаче автотранспортных средств юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю Республики Беларусь - лизингополучателю (включая расходы, возмещаемые лизингодателю лизингополучателем, предусмотренные в договоре лизинга) освобождаются от налога на добавленную стоимость у лизингодателя, передающего автотранспортные средства для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров по договорам лизинга [30].

Информация о работе Правовое регулирование договора финанской аренды в Республики Беларусь