Правовое регулирование договора финанской аренды в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается закрепление и углубление теоретических и практических знаний в раскрытии содержания выбранной темы в теоретическом и практическом аспекте, с точки зрения проведенного анализа полученных материалов и сведений.
Для достижения поставленной цели необходимо также выделить такие задачи как:
- исследование понятия и сущности лизинга как финансовой аренды;
- раскрытие составляющих понятия лизинг на субъекты, объекты, предмет;
- рассмотрение разновидностей лизинга в современном аспекте;
- изучение условий и действующего порядка отграничения лизинга в Республики Беларусь и за рубежом;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Лизинг 2 - 2222.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

К основным элементам  договора финансовой аренды (лизинга) относятся:

- стороны договора;

- предмет договора (который надо отличать от предмета лизинга);

- содержание договора (права и обязанности сторон);

- форма договора.

Правовое регулирование  договора финансовой аренды (и лизинга  в целом) осуществляет

1. Гражданский  кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (глава  34 параграф 6), далее - ГК.

2. Положение  о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. № 1769, далее – Положение о лизинге.

3. Инструкция  о порядке бухгалтерского учета  лизинговых операций, утвержденная  Постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 30.04.2004 г. N 75.

4. Положение  о порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных  активов (глава 5), утвержденное  Постановлением Министерства экономики  Республики Беларусь, Министерства  финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. N 187/110/96/18, далее – Положение № 187/110/96/18.

5. Приказ Министерства  предпринимательства и инвестиций  Республики Беларусь N 97 от 14.07.1999 г. «Об утверждении порядка частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга».

Во исполнение и на основании этих законов органы исполнительной власти и Президент  Республики Беларусь могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лизинговые правоотношения. Органы власти субъектов Республики (а тем более местного самоуправления) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Гражданского кодекса Республики Беларусь не могут принимать какие-либо нормативные акты, имеющие обязательные предписания для участников лизинга. Международный лизинг осуществляется в соответствии с Конвенцией УНИДРУА О международном финансовом лизинге.

Вместе с  тем, говоря о правовом регулировании  лизинговой деятельности, нельзя не признать, что в действующем законодательстве, регулирующим лизинг всё ещё сохраняются некоторые недостатки.

Самый главный  их них – противоречие Положение  «О лизинге на территории Республики Беларусь», которая позволяет лизингодателю  бесспорно, в административном порядке  списывать денежные средства лизингополучателя  с его банковского счёта, при неперечислении им лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежей, конституционному принципу судебного отчуждения имущества. Разумеется, защищать интересы лизингодателя нужно, но при этом нельзя нарушать Конституцию Республики Беларусь. Как мне кажется, законодатель должен исправить Закон, не дожидаясь, пока Конституционный суд Республики Беларусь по обращению заинтересованных лиц признает данное положение не соответствующим Конституции Республики Беларусь.

Помимо этого, по моему мнению, в действующее  законодательство должны быть внесены  следующие изменения и дополнения:

Из текста Положение  «О лизинге на территории Республики Беларусь» исключить положение  об ответственности лизингополучателя за имущественный ущерб, возникающий при монтаже оборудования, являющегося предметом лизинга, так как на практике монтажом оборудования, сдаваемого в лизинг, чаще всего занимается лизингодатель, продавец или специализированная организация, которые и должны нести имущественную ответственность до тех пор, пока оборудование не будет сдано в эксплуатацию лизингополучателю.

Расширить перечень субъектов лизинга, данный в Положение  «О лизинге на территории Республики Беларусь» или, по крайней мере, сделать  его открытым, так как в реальности субъектами лизинга может быть большее  количество потенциальных участников лизинговых правоотношений.

В Положение  «О лизинге на территории Республики Беларусь» термин «сублизинг» заменить на «субаренду предмета лизинга», так  как упоминаемый в Законе сублизинг, является с точки зрения гражданского законодательства ничем иным как  обыкновенной субарендой лизингового имущества.

В заключение курсовой работы необходимо ещё раз подчеркнуть  огромную значимость лизинга для  белоруской  экономики и сделать  вывод: на сегодняшний день в Республики Беларусь финансовая аренда (лизинг) как  гражданско-правовой институт уже сложилась. Хотя по сравнению с экономически развитыми странами удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в белорусскую экономику пока ещё ничтожно мал, потенциал у финансовой аренды огромный. Лизинг имеет множество преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми экономическими институтами, из которых основным является то, что:

- лизинг даёт возможность получить оборудование во владение и пользование без его полной оплаты;

- благодаря лизингу можно организовать новое производство без мобилизации необходимых крупных финансовых ресурсов;

- благодаря лизингу есть возможность модернизации производства без привлечения заёмного капитала;

- при лизинге есть возможность опробовать оборудование до его полной оплаты или использовать оборудование только в течение периода, когда оно необходимо.

Именно лизинг позволяет самым выгодным образом  согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Лизинг – более выгодный способ приобретения (пользования) оборудования по сравнению с его покупкой или обычной арендой. Поэтому можно с уверенностью предположить - количество заключаемых лизинговых договоров белорусскими  предпринимателями будет возрастать из года в год и, в конце концов, удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций достигнет уровня ведущих, успешно развивающихся стран. Что в конечном итоге приведёт к обновлению основных средств и материально-технической базы предприятий белорусских предпринимателей, и как следствие к экономическому росту нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994г. (с изменениями и дополнениями, внесенными на референдуме 1996 г. и 2004 г.) - Мн: Беларусь, 1997 г..
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07 декабря 1998 г. № 218-3 (в ред. Закона Республики Беларусь 26 декабря 2007 г. № 301-З) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2008.
  3. Указ Президента Республики Беларусь 13 ноября 1997 г. № 587 «О лизинге» (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 22.12.2000 N 706, от 22.11.2001 N 696).
  4. Конвенция УНИДРУА 28 мая 1988 г. о международном финансовом лизинге // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, N 19, 3/46.
  5. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008;
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 декабря 1997 г. N 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь (в ред. Постановлений Совмина от 06.07.1998 N 1042, от 13.07.2000 N 1038) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г. № 1, ст. 16.
  7. Конвенция о межгосударственном лизинге, подписана в г. Москва 25.11.1998 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. №90,2/84.
  8. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право: Общ. положения. - М.: Статут, 1997. - 682 с.
  9. Зенькович, С. Практические вопросы реализации лизинговых договоров в Беларуси // БНПИ. 2001. № 29. С. 19-23.
  10. Чигир, В.Ф. Договор аренды и его виды. - Минск: Амалфея, 2001. - 96 с.
  11. Шимкович, М. Договор лизинга и его место в системе гражданско-правовых договоров // Промышленно-торговое право, 2005. № 5. С. 50-71.
  12. Указ Президента РБ 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров».
  13. Приказ Министерства экономики «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь» 26.02.1996 г. №14а.
  14. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «Об Утверждении инструкции о порядке предоставления рассрочки уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении объектов лизинга, ввезённых по договору финансового лизинга» 10.07.2001 г. №34.
  15. Указ Президента Республики Беларусь 02.07.1998г. №352 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».
  16. Указ Президента "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансо<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0

Информация о работе Правовое регулирование договора финанской аренды в Республики Беларусь