Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа
Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей………………………………………………………
1.1 Общие принципы,
содержание и меры защиты детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся
без попечения родителей…………………
2 Приемная
семья как форма воспитания
детей, оставшихся без
2.1 Понятие, порядок
образования и содержание
ребенка в приемную
семью……………………………………………………………..
2.2 Права
и обязанности приемных
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью…………………………………………………………………
2.4 Материальное
обеспечение приемной семьи…………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….57
Приложение
А……………………………………………………………………..
Приложение
Б……………………………………………………………………...
Приложение В………………………………………………………………………69
Введение
Актуальность исследования выражается в том, что медленными темпами развивается остро необходимый в нынешних условиях институт приемной семьи1. По данным правозащитных организаций в 2008 году общее количество случаев возврата детей из приемных семей в интернатные учреждения выросло в два раза ( с трех до шести тысяч). Каждый такой случай – трагедия для ребенка. За такой статистикой стоит и неготовность приемных родителей к своим новым родительским обязанностям, и недостаточность помощи, которую им оказывает государство, и недоброжелательность общественного мнения. Назрела необходимость создания программы комплексного исследования данного института.
Объект исследования:
общественные отношения,
Предмет исследования: анализ норм российского законодательства, регулирующих вопросы устройства детей, оказавшихся без родительского попечения в силу различных жизненных обстоятельств; вопросы, связанные с устройством детей в приемные семьи, материалы судебной практики.
Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью;
- анализ прав и
обязанностей приемных
- рассмотрение
прав ребенка (детей), переданного
на воспитание в приемную
- раскрытие
вопросов материального
-выявление проблем в данной сфере и выработка предложений по усовершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, логико-правовой, исторический, метод системного анализа, другие методы научного познания.
Степень научной разработанности темы. Данная тема недостаточно исследована в отечественной литературе. Имеются серьезные исследования в рассматриваемой теме таких авторов, как М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Г.К. Матвеев и др. Однако в рассматриваемой теме имеются серьезные законодательные пробелы, в частности, проблема государственной поддержки приемной семьи.
Новизна настоящего исследования заключается системном и комплексном изучении источников юридической литературы, эмпирического материала, а также массива нормативно-правовых актов, которые подвергаются обновлению и дополнению. Кроме того, новизна данного исследования заключается в формулировании предложений по совершенствованию законодательства.
При выполнении исследования были использованы различные источники
- нормативно-правовые
акты: Конституция Российской
- материалы юридических журналов, монографии известных юристов, таких как, М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Г.К. Матвеев, др.;
- материалы правоприменительной практики: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Общие принципы, меры и содержание защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2005 г. выявлено 132 2000 детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997 — 2000 гг. этот показатель составлял соответственно 105 534, 110 930, 113 913 и 123 200 детей2. Их общее количество составляет свыше 730 тыс.
Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т. е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством3.
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Федеральной целевой программой «Дети-сироты» на 1998— 2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. 4, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами программы являлись предупреждение социального сиротства, психологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Логическим продолжением этой программы стали утвержденные постановлениями Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 Федеральная целевая программа «Дети сироты» (2001—2002 годы)5, от 3 октября 2002 года № 732 «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-—2006 годы 6, Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ в январе 2007 года7
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»8 .
Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Меры по предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений (ст. 4 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей9).
Гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ (например, в Ленинградской области, в Нижегородской области, в г. Москве и др.10)
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)11.
В Семейном кодексе Российской Федерации от 8 декабря 1995 года (в ред. от 28 декабря 2004 года) (далее по тексту- СК РФ)12 общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121. Используемый в ст. 121 СК РФ термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени13.
В статье 121 СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:
а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
в)длительное отсутствие родителей,
болезнь родителей и
иные причины (отбывание родителями наказания
в местах заключения, нахождение под стражей
в период следствия, постоянное проживание
родителей в другом населенном пункте,
признание родителей безвестно отсутствующими,
розыск их органами внутренних дел в связи
с уклонением от уплаты алиментов).
Основанное на положениях СК РФ законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано уже упомянутым Законом о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном законе установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)14.
Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей