Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: правовая характеристика института приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Задачи исследования:
- анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотрение вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- раскрытие понятия, порядка образования приемной семьи;
- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- анализ прав и обязанностей приемных родителей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей…………………………………………………………………6
1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6
1.2 Российское законодательство о формах устройства детей,
оставшихся без попечения родителей………………………………………………….17
2 Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………………21
2.1 Понятие, порядок образования и содержание договора о передаче
ребенка в приемную семью……………………………………………………………..21
2.2 Права и обязанности приемных родителей…………………………………31
2.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью……………………………………………………………………….37
2.4 Материальное обеспечение приемной семьи……………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...50
Глоссарий………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Диплом приемная семья.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Государственная защита прав и интересов детей, оставшихся

без попечения родителей…………………………………………………………………6

1.1 Общие принципы, содержание и меры защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………..6

1.2  Российское  законодательство о формах  устройства  детей, 

оставшихся  без попечения родителей………………………………………………….17

2  Приемная  семья как форма воспитания  детей, оставшихся без попечения  родителей…………………………………………………………………………………21

2.1 Понятие, порядок   образования и содержание договора  о  передаче

ребенка в  приемную семью……………………………………………………………..21

2.2  Права  и обязанности приемных родителей…………………………………31

2.3  Права  ребенка (детей), переданного на  воспитание 

в приемную семью……………………………………………………………………….37

2.4  Материальное  обеспечение приемной семьи……………………………….43

Заключение………………………………………………………………………...50

Глоссарий………………………………………………………………………….54

Список использованных источников…………………………………………….57

Приложение  А……………………………………………………………………..63

Приложение  Б……………………………………………………………………...65

Приложение  В………………………………………………………………………69

 

 

 

 
Введение

 

Актуальность  исследования выражается в том, что медленными  темпами развивается  остро  необходимый  в нынешних условиях институт  приемной семьи1.  По данным правозащитных организаций в 2008 году  общее количество случаев возврата детей из приемных  семей в интернатные учреждения выросло в два раза  ( с трех до шести тысяч). Каждый такой случай – трагедия для ребенка. За такой   статистикой стоит и неготовность приемных родителей к своим новым родительским обязанностям, и недостаточность помощи, которую им оказывает государство, и недоброжелательность общественного мнения.  Назрела необходимость  создания  программы комплексного исследования данного института.

 Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся  в сфере   правового регулирования приемной семьи как формы воспитания  детей, оставшихся без родительского попечения.

Предмет исследования:  анализ норм  российского законодательства, регулирующих вопросы устройства детей, оказавшихся без родительского попечения в силу  различных жизненных обстоятельств; вопросы, связанные с устройством детей в приемные семьи, материалы судебной практики.

Цель исследования: правовая характеристика  института приемной семьи как формы устройства  детей,  оставшихся без родительского попечения.

Задачи исследования:

- анализ законодательства, регулирующего  отношения в сфере    устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- рассмотрение  вопросов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей; 

- раскрытие понятия, порядка  образования приемной  семьи;

- анализ содержания договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;                                                                                                

- анализ   прав и  обязанностей приемных родителей;                                    

- рассмотрение  прав ребенка (детей), переданного  на воспитание в приемную семью;                                                                                                                  

- раскрытие   вопросов материального обеспечения   приемной семьи.

-выявление проблем в данной сфере и выработка предложений по усовершенствованию законодательства в рассматриваемой  сфере.                   

Методологическую  основу исследования составляют  анализ, синтез,     логико-правовой,  исторический,  метод системного анализа, другие методы научного познания.

Степень научной  разработанности  темы. Данная тема недостаточно исследована в отечественной литературе. Имеются  серьезные исследования в рассматриваемой теме таких авторов, как М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова,  А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева,  Г.К. Матвеев и др.  Однако в рассматриваемой теме имеются серьезные законодательные пробелы, в частности, проблема  государственной поддержки  приемной семьи.

Новизна настоящего исследования заключается  системном  и комплексном изучении источников юридической литературы, эмпирического материала, а также массива нормативно-правовых актов, которые подвергаются обновлению и  дополнению. Кроме того, новизна данного исследования заключается в формулировании предложений по совершенствованию законодательства.

При выполнении исследования были использованы различные источники

- нормативно-правовые  акты: Конституция Российской Федерации,  Семейный кодекс Российской Федерации,  Гражданский кодекс РФ;  другие  федеральные законы, имеющие отношение  к рассматриваемой теме;

- материалы юридических журналов, монографии известных юристов, таких как, М.В. Антокольская, П.В. Крашенинников, И.М. Кузнецова,  А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева,  Г.К. Матвеев, др.;

- материалы правоприменительной практики: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

 

1 Государственная защита прав и интересов  детей, оставшихся без попечения родителей

 

1.1 Общие  принципы,  меры и содержание  защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

В последние  годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2005 г. выявлено 132 2000  детей, оставшихся без родительского попечения, тогда как в 1997 — 2000 гг.  этот показатель составлял соответственно 105 534, 110 930, 113 913 и 123 200 детей2. Их общее количество составляет свыше 730 тыс.

Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым  данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства»,  т. е. являются сиротами при живых родителях.  Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне  важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством3.

В Российской Федерации  задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Федеральной целевой  программой «Дети-сироты» на 1998— 2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства  РФ от 19 сентября 1997 г. 4, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами программы являлись предупреждение социального сиротства, психологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Логическим  продолжением этой программы стали утвержденные постановлениями Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 Федеральная целевая программа «Дети сироты» (2001—2002 годы)5,  от 3 октября 2002 года № 732 «Дети-сироты» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-—2006 годы 6,  Федеральная целевая   программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ в январе 2007  года7

Общие принципы, содержание и меры государственной  защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»8  

Данный Закон  регулирует отношения, возникающие  в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.  При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений (ст. 4 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей9).

Гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены и в законодательстве ряда субъектов РФ (например, в Ленинградской области, в Нижегородской области, в г. Москве и др.10)

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)11.

В Семейном кодексе  Российской Федерации от 8 декабря 1995 года (в ред. от 28 декабря 2004 года) (далее  по тексту- СК РФ)12 общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121. Используемый в ст. 121 СК РФ термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени13.

В  статье 121 СК РФ дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом  недееспособными;

б) уклонение  родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в)длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и 
иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте,  признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Основанное  на положениях СК РФ законодательное  определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано уже упомянутым  Законом о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном законе установлено, что дети-сироты — это  лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без  попечения родителей, — это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;  уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)14.

Информация о работе Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей