Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:47, дипломная работа

Описание

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.
За последние 15 лет количество обращений граждан на нарушение их прав как потребителей возросло примерно в 10 раз.
Основную долю этих обращений, общее количество которых по сравнению с 2010 годом также значительно возросло (более чем в 2 раза), составили жалобы, заявления и предложения по различным аспектам нарушения прав потребителей в сфере торговли - 70% (107879 из 153568), 20% обращений (30597 из 153568) касалось вопросов нарушения прав потребителей в сфере предоставления отдельных видов услуг, 10% обращений (15092 из 153568) - условно отнесены к категории "прочих".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….. 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ...……………………...……. 7
1.1.Общие положения института защиты прав потребителей …………. 7
2.1.Права потребителей в торговом обслуживании……………………… 20
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ………………………………………………………...37
1.2. Публичная защита прав потребителей в торговом обслуживании ….37
2.2.Судебная защита прав потребителей в торговом обслуживании…......58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...78

Работа состоит из  1 файл

Дипл. защита прав порт.в торг.обс..doc

— 397.50 Кб (Скачать документ)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….. 3

 

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ...……………………...……. 7

1.1.Общие положения  института защиты прав потребителей …………. 7

2.1.Права потребителей в торговом обслуживании……………………… 20

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ………………………………………………………...37

1.2. Публичная защита прав потребителей в торговом обслуживании ….37

2.2.Судебная защита прав потребителей в торговом обслуживании…......58

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...78

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.

За последние 15 лет количество обращений граждан на нарушение их прав как потребителей возросло примерно в 10 раз.

Основную долю этих обращений, общее количество которых по сравнению с 2010 годом также значительно возросло (более чем в 2 раза), составили жалобы, заявления и предложения по различным аспектам нарушения прав потребителей в сфере торговли - 70% (107879 из 153568), 20% обращений (30597 из 153568) касалось вопросов нарушения прав потребителей в сфере предоставления отдельных видов услуг, 10% обращений (15092 из 153568) - условно отнесены к категории "прочих".

Таким образом, анализ структуры обращений потребителей по отдельным секторам потребительского рынка показывает традиционное превалирование жалоб на деятельность торговых организаций, что не в последнюю очередь объясняется сложностью правоотношений, возникающих в торговой сфере.

Такие статистические данные свидетельствуют об актуальности исследования правоотношений. Связанных с защитой прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Указанное обстоятельство обуславливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя и способы их защиты. В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием потребителя тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей как в сфере торгового обслуживания, так и в других сферах.

В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Однако, неоправданно то, что государство по сути дела устраняется от контроля в сфере торгового обслуживания, перекладывая на покупателя эту проблему. В этой связи возрастает правовое воздействие на нарушителей прав потребителей. Работая секретарем Мирового судьи судебного участка №4 Фрунзенского района г. Иванова, могу сказать, что наибольший процент судебных исков, связан с защитой прав потребителей в сфере торгового обслуживания. Этим обусловлен выбор темы работы. Тема дипломной работы обусловлена важностью и актуальностью исследуемой проблемы и ее явно недостаточной разработанностью в науке гражданского права. Защита прав потребителей в торговом обслуживании и рассмотрение  исковых требований, связанных с защитой прав потребителя, требует определенной систематизации специфических знаний в этой области. Судебная практика дел, рассмотренных судебным участком №4 Фрунзенского района города Иванова, будет использована в  работе.

Бесспорно, меняется потребительский рынок, и закон нуждается в правовом обновлении и уточнении некоторых норм, связанных с его реализацией. 

Тема работы актуальна еще и потому, что практически ежедневно, приходится сталкиваться с возможностью приобретения некачественного или просроченного товара, продуктов, содержащих опасные ингредиенты для здоровья. Знания о защите своих прав, прав потребителей необходимы каждому из нас. К сожалению, наше население, не всегда располагает информацией о своих правах и средствах защиты. В настоящее время с экранов телевидения не сходят передачи, разъясняющие и выявляющие нарушения в сфере торгового обслуживания. Это дает положительный результат в сфере «просвещения населения». Но все равно этого недостаточно.

Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением торговыми предприятиями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

            Целью данного дипломного исследования является изучение и анализ научной и специальной юридической литературы посвященной вопросам защиты прав потребителя в торговом обслуживании.

          Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

1.Провести анализ законодательства о защите прав потребителя;

2.Дать правовую оценку «потребителя» как участника гражданско-правовых отношений;

3.Исследовать права потребителей в торговом обслуживании;

4.Дать характеристику правовой сущности форм защиты прав потребителя в торговом обслуживании.

       Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с защитой прав потребителей в торговом обслуживании.

      Предметом исследования являются нормы законодательства, с помощью которых регулируются гражданско-правовые отношения по защите прав потребителей в сфере торгового обслуживания.

     Теоретической базой работы явились труды российских ученых, посвященных исследованию правоотношений в области защиты прав граждан-потребителей. Это работы Н.Н. Аверченко, В.В. Байгушева, Е.А. Суханова, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова, А.М. Эделевского и других.

    Работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы. Первая глава посвящена исследованию общих положений института защиты прав потребителей в Российском законодательстве, вторая глава – видам защиты прав потребителей в торговом обслуживании. Предваряет работу вступление, итогом исследования служит заключение, содержащее краткие выводы и предложения. Такая последовательность изложения способствует   более полному раскрытию выбранной темы.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Институт защиты прав потребителей в Российском законодательстве

§1.1.Общие положения института защиты прав потребителей

 

           Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К возникновению достаточно новых отношений, рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы.[1] В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Одним из способов государственной защиты прав потребителей является ответственность возникающая из нормативно правовых актов регулирующих данную область.

           Правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского законодательства, которые являлись базой для регламентации права граждан-покупателей, заказчиков, услугополучателей[2]. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 статьи 77 Основ гражданского законодательства[3] и ст. 246 ГК РСФСР[4]  покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены. Покупатель мог также вместо требований, указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РСФСР[5] правило о недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными типовыми договорами и т.д.

Вместе с тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов, связанных исключительно с охраной прав граждан.[6]

В настоящее время отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ, хотя и не содержит общего определения потребительского договора, устанавливает особенности осуществления и защиты прав потребителя применительно к отдельным видам договоров: розничной купли-продажи (§2 гл. 30); проката (§2 гл. 34) и бытового подряда (§2 гл. 37).

Закон регулирует значительную часть отношений, возникающих между потребителями и продавцами и исполнителями, но многие базовые нормы, тем не менее, прописаны в Гражданском кодексе. В качестве примера случая, когда отношения между продавцом и потребителем возникают, но регулируются они не Законом, а Гражданским кодексом, можно привести случай, когда потенциальный покупатель вследствие умысла или неосторожности повреждает или уничтожает товар, выставленный для продажи. Подобные ситуации нередко происходят в супермаркетах или других магазинах самообслуживания, например, когда покупатель роняет хрупкий товар на пол. С одной стороны, хоть товар еще и не приобретен, но даже потенциальный покупатель является потребителем, так как он имеет намерение приобрести товар, но с другой стороны, до тех пор пока сделка купли-продажи не заключена, продавец является собственником товара и его уничтожение или повреждение, безусловно, приносит вред продавцу.

Договор купли-продажи товара на момент его уничтожения заключен не был, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 433 ГК договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, а в данном случае имело место быть только направление потенциальным покупателям публичной оферты - выставление на прилавок товара и ценника. Акцепта же со стороны потенциального покупателя не было, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 438 ГК акцепт должен быть полным и безоговорочным, а обычаи делового оборота таковы, что полным и безоговорочным акцептом приобретением товара в магазине самообслуживания является только его оплата. К тому же в соответствии со статьей 493 ГК, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Хотя эта же норма устанавливает, что отсутствие чека не лишает покупателя ссылаться на свидетельские показания, да и несоблюдение формы сделки не влечет за собой ее автоматической недействительности, но это все же помогает определить момент заключения договора в тех случаях, когда сторонами не заключается письменный договор, указывающий на этот момент.

Таким образом, в тот момент, когда потенциальный покупатель по неосторожности разбивает товар, между ним и организацией, являющейся собственником товара, нет никаких договорных отношений, Закон о защите прав потребителей указанную ситуацию никак не регулирует. Вместе с тем отношения между данными лицами регулируются гражданским законодательством, поскольку в данном случае нарушается право собственника уничтоженного или поврежденного имущества. В соответствии с пунктом 1 ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из этого правила есть исключение: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Это означает, что покупатель может не компенсировать причиненный вред, если причинение вреда произошло вследствие обстоятельств, от него не зависящих. Например, когда человека кто-то толкнул, и в результате толчка этот человек выронил товар, что в свою очередь привело к уничтожению или повреждению товара. Также действия самого продавца могут создавать ситуации, приводящие к уничтожению товара, например, когда товар расставлен на полке так, что может упасть от малейшего прикосновения. Однако все это придется доказывать тому человеку, который непосредственно разобьет товар.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании