Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:47, дипломная работа
Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.
За последние 15 лет количество обращений граждан на нарушение их прав как потребителей возросло примерно в 10 раз.
Основную долю этих обращений, общее количество которых по сравнению с 2010 годом также значительно возросло (более чем в 2 раза), составили жалобы, заявления и предложения по различным аспектам нарушения прав потребителей в сфере торговли - 70% (107879 из 153568), 20% обращений (30597 из 153568) касалось вопросов нарушения прав потребителей в сфере предоставления отдельных видов услуг, 10% обращений (15092 из 153568) - условно отнесены к категории "прочих".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….. 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ...……………………...……. 7
1.1.Общие положения института защиты прав потребителей …………. 7
2.1.Права потребителей в торговом обслуживании……………………… 20
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ………………………………………………………...37
1.2. Публичная защита прав потребителей в торговом обслуживании ….37
2.2.Судебная защита прав потребителей в торговом обслуживании…......58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...78
В силу ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Таким образом, общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей – обществами по защите прав потребителей (их ассоциациями, союзами), которые для осуществления своих уставных целей согласно законодательству вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Следует отметить, что для успешной деятельности общественных объединений в сфере защиты прав потребителей необходима в первую очередь соответствующая помощь со стороны органов государственной власти на всех уровнях.
Региональное отделение общества защиты прав потребителей Ивановкой области было зарегистрировано на территории Ивановской области в качестве юридического лица 12.08.1994г. С этого времени оно проводит большую работу по выявлению нарушения прав потребителей в торговом обслуживании. Кроме того, общество ведет прием граждан по этим вопросам, оказывает консультативную и просветительскую помощь.
Кроме Ивановской областной общественной организации по защите прав потребителей на территории Ивановской области действует такая некоммерческая организация как Ивановский областной фонд защиты прав потребителей и акционеров (регистрация юридического лица от 24.03.2003г.).
Подводя итог изложенному материалу можно сделать вывод:
1.Потребители за разъяснением своих прав в торговом обслуживании или их защиты вправе обратиться с жалобой в территориальный орган управления Роспотребнадзора, органы местного самоуправления, общества по защите прав потребителей.
2.Органы управления Роспотребнадзора, региональные общества защиты прав потребителей, органы местного самоуправления могут заявлять исковые требования в защиту неопределенного круга лиц, тем самым способствуя создания в регионе атмосферы по защите прав потребителей в торговом обслуживании.
3.При рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (т.е. не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий;
4.При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование (п. 6 ст. 13 Закона). Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом;
5. удовлетворяя иск о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий, суд, исходя из ст. 46 «О защите прав потребителей», должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. В необходимых случаях, например, когда требуется немедленное доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование которых грозит их здоровью, суд может обязать в решении средство массовой информации в соответствии со ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации»[57] опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок. Вступившее в законную силу решение суда по такому делу обязательно для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.
§2.2.Судебная защита прав потребителей в торговом обслуживании
Механизм охраны прав потребителей носит комплексный, межотраслевой характер и включает в себя не только гражданско-правовые средства (хотя это основной элемент), но и публично-правовые инструменты, которые, однако, обеспечивают нужную степень эффективности реализации субъективных гражданских прав потребителей. Одним из таких инструментов выступает судебная защита прав потребителей, осуществляемая в соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» и процессуальным законодательством. Как показывает отечественная практика судебной защиты прав потребителей, нормативное обеспечение такой защиты нуждается в совершенствовании по отдельным вопросам.
До 2005 г. потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождались от оплаты государственной пошлины во всех случаях. С 2005 г. согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако такое освобождение предоставляется, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. В случае если цена иска превышает 1 000 000 руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в соответствии с правилами подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ- свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.
Эти правила направлены не только на обеспечение фискальных интересов, но и, в какой-то мере, на ограничение возможности потребителей злоупотреблять своими правами при подаче исков, в частности путем подачи заведомо необоснованных исковых требований на крупные суммы. Однако, судя по материальному обеспечению основного населения РФ, вряд ли каждый гражданин способен найти денежные средства для оплаты государственной пошлины в таком размере, а это в какой-то степени ограничивает их права.
Введение этих положений об уплате государственной пошлины в свидетельствует, наряду с иными нормами Закона «О защите прав потребителей», в частности его ст. 18, об одной из тенденций развития современного законодательства России о защите прав потребителей - это постепенный отход от ряда гарантий прав потребителей (их ограничение) в сторону повышения степени правовой обеспеченности баланса интересов потребителей и их контрагентов[58].
Гражданин-потребитель, чье право нарушено может обратиться за защитой своих прав в суд.
С целью повышения гарантий реализации права потребителя на судебную защиту, видимо представляется верным, в законодательство о государственной пошлине ввести императивное правило о том, что потребитель оплачивает пошлину при цене иска более 1 000 000 руб. только по итогам судебного разбирательства. Именно внести императивную норму, а не диспозитивную, где эта отсрочка устанавливалась по усмотрению суда. . Это дало бы возможность уплаты государственной пошлины в том случае, когда дело будет им проиграно (полностью или в части).
Закрепление нормы в Законе «О защите прав потребителей» о судебной защите прав потребителей основаны, прежде всего, на конституционном положении «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»[59].
В пункте 1 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Под судом здесь следует понимать, во-первых, любой суд из системы общей юрисдикции, во-вторых, институт мировых судей.
«Мировой судья судебного участка №4 Фрунзенского района г.Иваново, рассмотрел исковое заявление гр. М. к ООО «Луч» о расторжении договора купли-продажи, взыскании неустойки и компенсации за причинение морального вреда.
17.04.2010г. гр.М приобрела в магазине ООО «Луч» стиральную машину. В ходе гарантийного срока эксплуатации у товара был выявлен дефект: не работает пульт управления. Истец исковые требования не признавал, обосновывая свои доводы о неисправности стиральной машины – непостоянным напряжением в электрической сети.
Истица предоставила справку, об отсутствии со стороны энергоснабжающей организации сбоев напряжения в электрической сети в рассматриваемый период времени. Кроме того, по ходатайству гр.М. была проведена экспертиза товара, в результате которой был обнаружен заводской брак.
Мировой судья удовлетворила требования истца в части взыскания неустойки и выплаты стоимости стиральной машины. Сумма компенсации морального вреда с 30 000 рублей, уменьшена до 3000 рублей»[60]
Глава 3 ГПК РФ[61] определяет родовую подсудность между судами. В соответствии со п. 1 ст. 22 ГПК РФ установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации»[62] в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах. Такие суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:
Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании