Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:45, контрольная работа
Признание права на существование организационной науки началось с таких конкретных, прагматических направлений, как организация труда, производства, управления. И это естественно, поскольку ученые и практики, подходя к таким исследованиям с позиций объекта, только со временем установили и выделили общее организационное начало всех окружающих людей процессов и систем.
фактические взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в организационных структурах и должностных инструкциях;
главную действующую политику руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
основные полномочия и функции работников организации на различ-ных уровнях управления.
5.2.1. Формальные и неформальные структуры
Любая организация имеет формальную и неформальную структуры. Формальная структура – это предварительно спланированное распреде-ление полномочий и функций и зафиксированное в документах, опреде-ляющих построение организации и регламентирующих её деятельность (положения, распределение обязанностей, штатные расписания, должност-ные инструкции, правила, процедуры).
В формальной организации предусмотрены только официальные, служебные связи между работниками. Она ориентирована на достижение целей организации и представляет собой инструмент, реализующий её стратегию.
Многие виды взаимодействий между работниками организаций не мо-гут быть описаны формальными правилами и документами. Такие струк-туры называют неформальными. Для них характерно распределение ролей в организации и её подразделениях в результате действия совокупности психологических связей и отношений, складывающихся между работника-ми как в процессе трудовой деятельности, так и в процессе общения в не-рабочее время.
Наиболее важными показателями уровня развития неформальной структуры являются психологическая и социальная совместимость. Они обеспечиваются направленным подбором, подготовкой и расстановкой ра-ботников, обеспечением их общих интересов и потребностей, объективной необходимостью сотрудничества и другими факторами.
5.2.2. Централизованные и децентрализованные структуры
Организационные структуры могут быть централизованными и децен-трализованными. В централизованных структурах руководители высшего уровня реализуют большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших управленческих решений. В децентрализованных структурах полномочия распределены по нижним уровням управления.
120
На
соотношение централизации и
децентрализации
Размеры организации, как правило, определяют её сложность. Чем быстрее растет организация, тем больше уровень вертикальной дифферен-циации труда. Чем больше работников в организации, тем больше в ней возникает организационных проблем.
Б. Мильнер отмечает, что уже при 10 работающих в организации воз-никает проблема распределения ответственности; при 50-100 работаю-щих – проблема делегирования большого числа управленческих функций; при 50-300 – возникает вопрос о снижении нагрузки руководителей. При числе работающих в интервале от 100 до 400 выдвигается задача опреде-ления новых функций. Проблема координации управленческих функций возникает при числе работающих 100-500 человек. Достижение чёткого баланса между контролем и делегированием становится организационной проблемой при численности работающих 500 и выше [5].
Рутинность, традиционность технологии влияет на уровень формали-зации организации, т.е. создания документов, регламентирующих функ-ционирование организации, таких, как положения, должностные инструк-ции, правила, инструкции и др. Как правило, такие технологии чаще всего применяются в организациях с принудительным темпом работ (заводы, фабрики) и обусловливают создание централизованных структур. Новые, нетрадиционные, наукоёмкие технологии опираются на знания специали-стов и применимы больше в организациях, которые больше тяготеют к де-централизованным структурам.
Большое влияние на соотношение централизации и децентрализации оказывает окружающая среда. Она включает всё, что находится вне кон-кретной организации, но оказывает существенное влияние на функциони-рование данной организации. Иногда окружающую среду называют средой функционирования. К среде функционирования можно также отнести по-ставщиков, потребителей, государственные учреждения, консультативные и аудиторские организации и т.п. Среда функционирования характеризует-ся соответствующим уровнем неопределённости.
Каждая
организация должна приспосабливаться
к своей среде функ-
121
При создании новых или совершенствовании функционирующих ор-ганизаций следует учитывать всю совокупность воздействующих на них факторов внешней среды. Это необходимо для того, чтобы учитывать со-временные тенденции развития организаций: сокращение уровней управ-ления, сокращения числа управляющих высших звеньев, создание децен-трализованных структур, повышение статуса руководителей среднего уровня, ориентация структур на нововведения.
Уровень
централизации структуры
1. Число управленческих решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше таких решений, тем большая степень де-централизации в данной структуре.
2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управ-ления. В децентрализованных структурах на нижние уровни передается большое число решений по людским, материальным и денежным ресурсам, а также по некоторым стратегическим направлениям деятельности.
3. Последствия решений, принимаемых руководителями на среднем и нижнем уровнях. Если такие решения затрагивают две или более функ-ций, то считается, что такая организационная структура децентрализована.
4. Объем контроля за работой подчиненных подразделений или со-трудников. В децентрализованных структурах руководитель высшего уровня не вмешивается в решения руководителя нижестоящего уровня и оценивает его работу по достигнутым результатам.
Достоинствами централизации являются:
улучшение координации деятельности структурных подразделений и работников организации;
возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
повышение эффективности контроля за деятельностью организа-ции;
устранение дублирования решений на разных уровнях управления;
уменьшение числа ошибочных решений, принимаемых на ниже-стоящих уровнях управления;
снижение возможности для роста одних структурных подразделе-ний за счет других или за счет всей организации;
эффективное использование знаний и опыта работников выше-стоящего аппарата управления;
более
эффективное использование
К недостаткам централизации можно отнести:
122 •
большие
возможности для роста
задержки с решением большого числа срочных вопросов;
увеличение объемов внутренней документации;
значительное число важных решений принимается людьми, мало знакомыми с реальной обстановкой на местах.
На
выбор уровня централизации или
децентрализации структуры ор-
К внутренним факторам, определяемым самой организацией, можно отнести следующие:
передача процесса подготовки и принятия решений на низшие уровни управления. При этом одним из важнейших является критерий из-держек. Понятно, что чем выше стоимость того или иного действия или мероприятия, тем более вероятно, что решение о нём будет приниматься на более высоких уровнях управления. Издержки могут исчисляться в денеж-ных единицах (рублях, долларах и др.), но могут определяться и в таких критериях, которые не поддаются измерению, например репутация органи-зации, её конкурентоспособность, социально-психологический климат в коллективе и т.п.;
степень унификации решений. Степень единообразия принимае-мых решений тем меньше, чем больше децентрализована организация. Многие организации, построенные на продуктовой или территориальной основе, не стараются полностью унифицировать свою политику в отноше-нии некоторых своих подразделений. Руководители таких организаций считают, что предоставление определённой свободы руководителям под-разделений будет способствовать разработке и внедрению управленческих нововведений, здоровой конкуренции между подразделениями, росту чис-ла перспективных руководителей среднего звена, улучшению социально-психологического климата;
автономность в принятии решений;
специализация определённых видов деятельности в организации (бухгалтерский учет, плановая деятельность, статистический учет, марке-тинговая деятельность, работа с кадрами);
размеры организации. Чем больше размеры организации, тем сложнее координировать деятельность руководителей. Поэтому с ростом размеров организации степень ее децентрализации должна возрастать;
философия управления (менеджмента), которой придерживаются высшие руководители. Именно они решают, какие вопросы решать цен-трализованно, а какие децентрализованно;
наличие
подходящего для данного уровня
управления руководите-ля. При отсутствии
руководителя требуемого уровня квалификации
и опы-
123
та
целесообразно передать эти вопросы
на более высокий уровень управ-
значительная
свобода от непосредственного
использование
высокоэффективных методов
территориальные факторы. Чем дальше расположены подразделе-ния организации друг от друга, тем большую степень свободы нужно пре-доставлять этим подразделениям;
динамика
деятельности (бизнеса). Если организация
расширяет свою деятельность быстрыми
темпами, у руководителей высшего
уровня возникает необходимость
делегировать часть своих полномочий
на сред-ний и нижний уровни.
К внешним факторам, влияющим на уровень децентрализации струк-туры организации, можно отнести следующие: государственное регулиро-вание той области производства товаров или услуг, в которой осуществля-ется деятельность организации, политика налогообложения, деятельность профсоюзов, унификация трудовой политики.
Среди
главных преимуществ
появляется возможность более эффективно управлять очень круп-ными организациями с большим числом структурных подразделений за счет сокращения числа вертикальных звеньев в системе управления;
Информация о работе Государственные и муниципальные организации