Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:45, контрольная работа
Признание права на существование организационной науки началось с таких конкретных, прагматических направлений, как организация труда, производства, управления. И это естественно, поскольку ученые и практики, подходя к таким исследованиям с позиций объекта, только со временем установили и выделили общее организационное начало всех окружающих людей процессов и систем.
значительно уменьшается число коммуникаций между уровнями управления;
сокращается дистанция между уровнями управления;
улучшаются условия для развития профессиональных знаний, на-выков и умений руководителей;
право принимать решения даётся руководителю, который лучше всего знает возникшую проблему;
стимулируется инициатива и самостоятельность руководителей на всех уровнях управления;
возрастает ответственность руководителей за принятые решения;
создаются
условия для соревновательности
и конкуренции среди руководителей;
124
оказывается помощь в подготовке молодых руководителей к более высоким должностям и их адаптации к работе на этих должностях;
создаются
условия для закрепления кадров
молодых, инициатив-ных, талантливых руководителей.
Одним из главных вопросов организации деятельности является опре-деление степени децентрализации. Следует помнить о том, что децентра-лизация не означает автономии. Она предполагает выработку принципов и правил для принятия решений, требует четкого делегирования полномо-чий, возможности осуществлять эффективный контроль.
Как же осуществлять эффективное делегирование полномочий для достижения необходимого уровня децентрализации? Рекомендуются сле-дующие методы.
1.
Разработать систему
2. Разработать документ, регламентирующий деятельность конкретно-го руководителя или специалиста (например, должностную инструкцию). В этом документе описываются обязанности, перечень делегированных полномочий, и указывается объём ответственности за их реализацию.
3.
Передать в подчинение
4.
Повышать руководителей только
в том случае, если они подготови-ли
работников, способных заместить освобождающуюся
должность. Такой порядок заставляет руководителей
делегировать полномочия и, кроме того,
нейтрализует стремление некоторых руководителей
стать "незаменимы-ми", которое осуществляется
путем намеренного сдерживания профессио-нального
роста своих подчиненных и постоянного
подчёркивания своей ведущей роли в коллективе.
Одним
из условий высокой эффективности
децентрализации является чёткое и
ясное определение
125
ными руководителями. Рассмотренная таблица может быть использована в качестве коммуникативной системы как всей организации, так и её отдель-ных подразделений, которая позволяет определить сущность и характер взаимосвязей факторов, необходимых для принятия решений.
Исследователи отмечают, что для эффективного использования таб-лицы требуется, чтобы она стала необходимым признаком организации, определяющим весь образ её деятельности. Она должна изменяться в соот-ветствии с изменениями организационной структуры и доводиться до све-дения всех участников принятия решений.
Баланс централизации и децентрализации
Любая
программа децентрализации
Многие организации с хорошо сбалансированным соотношением цен-трализации и децентрализации на высшем уровне управления централизу-ют принятие решений по вопросам финансирования, реализации целей по прибыли, составления бюджетов, затрат на оборудование, по разработке и реализации программ производства новых товаров и услуг, кадровой поли-тики, оплаты труда управленческого персонала.
В истории многих компаний имеется много циклов изменения соотно-шений централизации и децентрализации. Это выражалось то в сверхцен-трализации, то в распылении полномочий. Поэтому руководители старались отыскать такое соотношение, которое позволило бы достичь наибольшей эффективности. В нашей стране формулировка такого соотношения получи-ла название "демократического централизма". Демократический централизм позволяет решать на высшем уровне все вопросы, связанные с разработкой и осуществлением главных направлений социальной, экономической, кадро-вой политики крупной организации, с основными программами и другими проблемами, имеющими для неё жизненно важное значение. Вопросы же реализации принятых на высшем уровне решений децентрализованы, т.е. передаются на средний и низший уровень управления.
За
рубежом также имеются
126
мер, Альфред Слоун, бывший руководитель компании "Дженерал моторс" предложил и реализовал на практике идею "скоординированной децентра-лизации", которая получила высокую оценку практиков управления и кото-рая по смыслу очень близка к понятию демократического централизма.
Рецентрализация полномочий
В
процессе функционирования организаций
под влиянием внешних и внутренних
условий часто возникает
Рецентрализация не является полной отменой децентрализации. Здесь имеет место централизация тех полномочий, которые относятся к опреде-ленному виду деятельности или функции. Рецентрализация может быть обусловлена пересмотром миссии организации, усложнением или потерей контроля над её деятельностью, желанием руководителей усилить своё влияние в области расходования ресурсов, снижения издержек производства или контроля за определёнными сторонами деятельности организации.
117 5.1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Внутренняя среда организации включает её структуру, процессы функционирования структурных подразделений и элементов, а также орга-низационную культуру.
Внутренняя среда организации формируется под влиянием внешнего окружения, которое во многом определяет как миссию и цели организации, так и основные её подсистемы.
К основным подсистемам, составляющим структуру организации, можно отнести следующие:
социальную – в основе этой подсистемы лежит работа с кадрами: подбор, обучение, переподготовка, расстановка, планирование карьеры, обеспечение условий для высокого уровня жизни и т.п.;
118
экономическую – она обеспечивает совокупность экономических процессов в организации: движение денежных средств, соотношение за-трат и доходов и т.п.;
информационную – представляет собой средства, обеспечивающие организацию и её подсистемы информацией, необходимой для принятия решений;
производственную – призванную обеспечить переработку получае-мых организацией ресурсов в готовую продукцию или услуги;
маркетинговую – призванную изучать рынок в товарах и услугах, представляемых организацией, создавать систему разработки новых това-ров и услуг, создавать систему рекламы и сбыта.
5.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Одним из центральных понятий в теории организаций является поня-тие структуры. Будем считать, что структура организации – это совокуп-ность подразделений и отдельных работников с их связями и взаимодейст-вием для выполнения различных работ в процессе достижения определён-ных целей.
Внутренняя среда организации формируется под влиянием внешнего окружения, которое во многом определяет миссию, цели организации и основные её подсистемы.
Внутренняя среда организации включает её структуру, процессы функционирования структурных подразделений и элементов и организа-ционную культуру.
В
организационной структуре
Структура любой организации содержит перечень всех линейных и функциональных подразделений (отделов, отделений, секторов, групп). Но при создании этих подразделений и организации их функционирования все-гда следует помнить о таком важнейшем факторе, как поведение людей в организации. Этот фактор оказывает серьёзное влияние на порядок взаимо-действия подразделений и на усилия по согласованию их действий. Однако он не может быть формализован и указан на схеме. Вместе с тем именно по-ведение людей определяет эффективность функционирования структуры и в значительно большей степени, чем формальное распределение функций ме-жду подразделениями. Поэтому структуру любой организации следует рас-сматривать с различных позиций и с учётом разных критериев.
119
При
создании рациональной структуры любой
организации нужно уметь
фактические взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в организационных структурах и должностных инструкциях;
главную действующую политику руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
основные полномочия и функции работников организации на различ-ных уровнях управления.
5.2.1. Формальные и неформальные структуры
Любая организация имеет формальную и неформальную структуры. Формальная структура – это предварительно спланированное распреде-ление полномочий и функций и зафиксированное в документах, опреде-ляющих построение организации и регламентирующих её деятельность (положения, распределение обязанностей, штатные расписания, должност-ные инструкции, правила, процедуры).
В формальной организации предусмотрены только официальные, служебные связи между работниками. Она ориентирована на достижение целей организации и представляет собой инструмент, реализующий её стратегию.
Многие виды взаимодействий между работниками организаций не мо-гут быть описаны формальными правилами и документами. Такие струк-туры называют неформальными. Для них характерно распределение ролей в организации и её подразделениях в результате действия совокупности психологических связей и отношений, складывающихся между работника-ми как в процессе трудовой деятельности, так и в процессе общения в не-рабочее время.
Информация о работе Государственные и муниципальные организации