Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:45, контрольная работа
Признание права на существование организационной науки началось с таких конкретных, прагматических направлений, как организация труда, производства, управления. И это естественно, поскольку ученые и практики, подходя к таким исследованиям с позиций объекта, только со временем установили и выделили общее организационное начало всех окружающих людей процессов и систем.
Особенностью
развития теории управления и теории
организации и использования
их результатов в нашей стране,
а также в странах СНГ яв-
205
В этот переходной период у многих руководителей появляется со-блазн использовать чужие модели, опробованные в разное время в других странах. Много писали и спорили о преимуществах шведской, китайской, бразильской моделях. Сейчас начинают говорить уже о вьетнамской и дру-гих моделях.
Структуры и методы управления, которые формировались и отраба-тывались в развитых странах в течение многих десятилетий и даже столе-тий не могут быть перенесены на российскую почву по аналогии чисто ме-ханически. Необходимо накопление собственного опыта с учётом внешних и внутренних условий. У нас ещё нет достаточного опыта управления ор-ганизациями с участием акционеров. Работа советов директоров и правле-ний постоянно сопровождается конфликтами, не сформирована соответст-вующая рыночная инфраструктура, наши организации, даже производящие лучшие в мире изделия, товары, не имеют достаточного опыта конкурент-ной борьбы на международном рынке. Распад СССР показал полную управленческую и организационную безграмотность многих руководите-лей промышленности стран СНГ, когда в угоду политическим амбициям были разрушены кооперативные связи между предприятиями, выпускав-шими единую продукцию. К таким изделиям можно отнести, например, авиационные моторы, самолёты, электропоезда, пожарную технику и мно-гие другие, производство которых было остановлено на долгое время, а за-тем было налажено в отдельных станах без кооперации с другими.
Решающим фактором для быстрого и эффективного перехода России к рыночной экономике является подготовка руководителей всех организаций и всех уровней. По некоторым данным потребность России в руководящих кадрах в настоящее время составляет около 5,0 млн квалифицированных руководителей всех уровней. Все высшие учебные заведения страны еже-годно подготавливают около 50 тыс. менеджеров. Несложные расчёты пока-зывают, что при нынешних темпах подготовки нужно более 100 лет, чтобы насытить потребность страны в квалифицированных руководящих кадрах.
Из этого вытекает комплекс задач изучения и использования мирового организационного и управленческого опыта. Однако этот опыт должен быть изучен, опробован и применён в условиях России с учётом её специфических условий. Ни в коем случае нельзя использовать методы, применявшиеся не-сколько десятилетий Госкомитетом по науке и технике, когда для промыш-ленности закупали станки, оборудование, приборы и другие технические из-делия (образцы), затем их разбирали, и по их образу и подобию создавали наши отечественные. Другими словами, повторяли то, что зарубежные фир-мы разработали 20-30 лет назад. Нельзя также полностью полагаться на под-готовку руководителей за рубежом, так как она осуществляется совершенно в других условиях, в другой организационной и национальной культуре.
206 В настоящее время необходимо изучать и применять всё передовое, что накоплено в мировой практике построения корпоративных структур. Именно крупные корпоративные структуры являются основой экономики развитых стран и всего мирового хозяйства в целом. В нашей стране в ус-ловиях централизованной плановой экономики также делались попытки создания структур корпоративного типа, в том числе производственных и торгово-производственных объединений, территориальных агропромыш-ленных и других комплексов.
Однако
эти формы объединения
Научные, производственные и другие организации должны научиться строить системы управления с чёткой ориентацией на долгосрочную пер-спективу с учётом результатов фундаментальных и прикладных исследо-ваний, на основе результатов научно-технической разведки (результатов работы венчурных групп), с максимальным использованием творческого потенциала работников организации. К сожалению, многие наши руково-дители не уделяют будущему организаций достаточно времени и внима-ния. Это обусловлено тем, что у многих руководителей нет навыков и уме-ний смотреть вперёд, они не могут вырваться за рамки настоящего. Сего-дняшняя работа занимает всё их время.
8.1.1. Тенденции изменений в мире
В настоящее время в мире происходит большое число изменений, ко-торые имеют фундаментальный характер. Они обусловлены демографиче-скими, экономическими, экологическими, технологическими и другими причинами, оказывающими глобальное воздействие на общество. Среди этих причин можно назвать следующие:
1.
Человеческое общество
207
2.
С развитием информационных
3.
Глобальность и мобильность
4.
Сложность мира и
5.
Постепенно сокращается число
организаций с
Особое
значение для будущих организаций
имеет тенденция подбора и
удержания
изменяется роль руководителя, который становится наставником, педагогом и тренером;
в организации поощряется развитие духа предпринимательства и поэтому даётся право на ошибку;
у работников организаций вместо чувства наёмного работника раз-вивается чувство собственника. С помощью акций и других рычагов ра-ботник становится одним из собственников организации;
развивается атмосфера корпоративности в организации. Работники получают удовольствие от совместной работы с квалифицированными, та-лантливыми людьми;
организации
уделяют всё большее внимание
повышению уровня знаний и квалификации
работников, обеспечивают им возможности
для личного роста.
8.1.2. Тенденции развития организаций
Сейчас прогнозируется множество тенденций развития организаций. К наиболее перспективным можно отнести тенденции, сформулированные Б.З. Мильнером:
1.
Развитие интегрированных
гибкое производство;
реинжиниринг;
минимум запасов;
снижение размеров предприятий.
2.
Развитие организационных
дивизиональные структуры;
208
сетевые структуры;
малые группы;
внутренние рынки;
стратегические центры прибыли.
3.
Развитие систем управления
бездефектная работа;
квалифицированная рабочая сила;
партнёрство с поставщиками; самоконтроль.
4.
Развитие систем
участие в прибылях;
развитие
5.
Стабилизация состава
переквалификация;
самостоятельность работников;
улучшение состава работников.
6.
Вовлечение работников в
малые группы;
рабочие группы и комитеты;
демократизация
К главным направлениям совершенствования организационных структур в соответствии с перечисленными тенденциями можно отнести следующие:
1.
Децентрализация производства
2. Расширение сфер и областей нововведений.
3. Поиск и освоение новых рынков, расширение видов производимых товаров и услуг.
4.
Повышение творческой отдачи
работников организации [6].
8.1.3. Требования к новым организациям
К
новым организационным
Глобализация. Это требование обусловлено тем, что стратегия орга-низации позволяет ей действовать на любом этапе создания товара в лю-бой стране или нескольких странах. Например, разработка нового автомо-биля может производиться в одной стране, производство – в другой, сбор-ка – в третьей, а рынок - сразу в нескольких странах.
Ориентация на прогнозы. Формулирование целей деятельности ор-ганизации и принятие управленческих решений должны основываться не на субъективных мнениях руководителей, а на прогнозах развития внеш-
209
ней и внутренней среды организации, на прогнозах направлений её разви-тия, достижения конкурентных преимуществ на рынке.
Ведущая роль клиента. Ключевыми факторами развития и деятель-ности организаций останутся удовлетворение потребностей клиентов в то-варах и услугах. Именно эти факторы будут лежать в основе разработки и принятия решений организации в области бизнеса.
Ускорение разработки и производства новых товаров. В настоя-щее время одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе является конкуренция, основанная на времени. Это обусловлено, в частно-сти, сокращением жизненного цикла товаров и услуг. Поэтому особо важ-ным сейчас становится сокращение цикла создания нового изделия от на-учного поиска, научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра-бот до производства и выпуска его на рынок. Для этого необходимо также применять новые организационные структуры и новые технологии в управлении.
Возрастание роли инноваций. Как показывает опыт, крупные орга-низации не являются в достаточной мере инновационными и предприни-мательскими. Инновации характерны, главным образом, для малых орга-низаций. Поэтому в конкуренции, основанной на времени, чаще всего по-беждают малые организации. Важным требованием к организациям буду-щего является требование быстрой реакции на новые идеи и сокращение времени на выпуск товаров и услуг.
Информация о работе Государственные и муниципальные организации