Государственные и муниципальные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:45, контрольная работа

Описание

Признание права на существование организационной науки началось с таких конкретных, прагматических направлений, как организация труда, производства, управления. И это естественно, поскольку ученые и практики, подходя к таким исследованиям с позиций объекта, только со временем установили и выделили общее организационное начало всех окружающих людей процессов и систем.

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 139.93 Кб (Скачать документ)

    Особенностью  развития теории управления и теории организации и использования  их результатов в нашей стране, а также в странах СНГ яв-ляются особые условия, с которыми не приходилось сталкиваться ни в од-ной другой стране. Главными из этих условий можно назвать переход от планово-распределительной экономики к рыночной, от административно-командной системы к демократической. Причём история не оставила стра-не времени на этот переход и связанные с ним преобразования.

205

    В этот переходной период у многих руководителей  появляется со-блазн использовать чужие модели, опробованные в разное время в других странах. Много писали и спорили о преимуществах шведской, китайской, бразильской моделях. Сейчас начинают говорить уже о вьетнамской и дру-гих моделях.

    Структуры и методы управления, которые формировались  и отраба-тывались в развитых странах в течение многих десятилетий и даже столе-тий не могут быть перенесены на российскую почву по аналогии чисто ме-ханически. Необходимо накопление собственного опыта с учётом внешних и внутренних условий. У нас ещё нет достаточного опыта управления ор-ганизациями с участием акционеров. Работа советов директоров и правле-ний постоянно сопровождается конфликтами, не сформирована соответст-вующая рыночная инфраструктура, наши организации, даже производящие лучшие в мире изделия, товары, не имеют достаточного опыта конкурент-ной борьбы на международном рынке. Распад СССР показал полную управленческую и организационную безграмотность многих руководите-лей промышленности стран СНГ, когда в угоду политическим амбициям были разрушены кооперативные связи между предприятиями, выпускав-шими единую продукцию. К таким изделиям можно отнести, например, авиационные моторы, самолёты, электропоезда, пожарную технику и мно-гие другие, производство которых было остановлено на долгое время, а за-тем было налажено в отдельных станах без кооперации с другими.

    Решающим  фактором для быстрого и эффективного перехода России к рыночной экономике  является подготовка руководителей  всех организаций и всех уровней. По некоторым данным потребность  России в руководящих кадрах в  настоящее время составляет около 5,0 млн квалифицированных руководителей всех уровней. Все высшие учебные заведения страны еже-годно подготавливают около 50 тыс. менеджеров. Несложные расчёты пока-зывают, что при нынешних темпах подготовки нужно более 100 лет, чтобы насытить потребность страны в квалифицированных руководящих кадрах.

    Из  этого вытекает комплекс задач изучения и использования мирового организационного и управленческого опыта. Однако этот опыт должен быть изучен, опробован  и применён в условиях России с  учётом её специфических условий. Ни в коем случае нельзя использовать методы, применявшиеся не-сколько  десятилетий Госкомитетом по науке  и технике, когда для промыш-ленности закупали станки, оборудование, приборы и другие технические из-делия (образцы), затем их разбирали, и по их образу и подобию создавали наши отечественные. Другими словами, повторяли то, что зарубежные фир-мы разработали 20-30 лет назад. Нельзя также полностью полагаться на под-готовку руководителей за рубежом, так как она осуществляется совершенно в других условиях, в другой организационной и национальной культуре.

    206 В настоящее время необходимо изучать и применять всё передовое, что накоплено в мировой практике построения корпоративных структур. Именно крупные корпоративные структуры являются основой экономики развитых стран и всего мирового хозяйства в целом. В нашей стране в ус-ловиях централизованной плановой экономики также делались попытки создания структур корпоративного типа, в том числе производственных и торгово-производственных объединений, территориальных агропромыш-ленных и других комплексов.

    Однако  эти формы объединения предприятий  не смогли эффективно развиваться, так  как в условиях государственной  собственности и жесткой централизации  управления невозможно было обеспечить слияние финан-сового и промышленного капитала, использовать рыночные механизмы конкуренции. Переход к рыночной экономике в нашей стране дал возмож-ность развиваться современным корпорациям ассоциативного типа – кон-сорциумам, холдингам, финансово-промышленным группам, транснацио-нальным корпорациям, международным совместным предприятиям и дру-гим объединениям. Все они являются новыми для нашей страны. Необхо-димо изучать опыт их деятельности в чрезвычайно сложных современных условиях и использовать всё, что может оказаться полезным для нашей экономики.

    Научные, производственные и другие организации  должны научиться строить системы  управления с чёткой ориентацией  на долгосрочную пер-спективу с учётом результатов фундаментальных и прикладных исследо-ваний, на основе результатов научно-технической разведки (результатов работы венчурных групп), с максимальным использованием творческого потенциала работников организации. К сожалению, многие наши руково-дители не уделяют будущему организаций достаточно времени и внима-ния. Это обусловлено тем, что у многих руководителей нет навыков и уме-ний смотреть вперёд, они не могут вырваться за рамки настоящего. Сего-дняшняя работа занимает всё их время.

8.1.1. Тенденции изменений  в мире 

    В настоящее время в мире происходит большое число изменений, ко-торые имеют фундаментальный характер. Они обусловлены демографиче-скими, экономическими, экологическими, технологическими и другими причинами, оказывающими глобальное воздействие на общество. Среди этих причин можно назвать следующие:

    1. Человеческое общество становится  информационным. Если рань-ше власть определялась капиталом, природными ресурсами, трудом, то в будущем власть будет зависеть от информации. ("Кто владеет информаци-ей – тот владеет миром".)  

207  

    2. С развитием информационных технологий  решение многих задач управления  передаётся компьютерам, значительно  повышается роль само-управления и происходит постепенное сокращение числа руководителей среднего звена.

    3. Глобальность и мобильность экономики  приводят к перераспреде-лению рабочей силы, к её комплексному использованию в различных странах и континентах.

    4. Сложность мира и информационный  взрыв превзойдут возможно-сти человеческого разума к их восприятию. Поэтому снова повысится роль интуиции в принятии управленческих решений.

    5. Постепенно сокращается число  организаций с бюрократическими  структурами. Этот процесс осуществляется  посредством всё более полной  децентрализации принятия управленческих  решений, переходом к само-управлению.  

    Особое  значение для будущих организаций  имеет тенденция подбора и  удержания высококвалифицированных  сотрудников. При этом:

    изменяется  роль руководителя, который становится наставником, педагогом и тренером;

    в организации поощряется развитие духа предпринимательства и поэтому  даётся право на ошибку;

    у работников организаций вместо чувства  наёмного работника раз-вивается чувство собственника. С помощью акций и других рычагов ра-ботник становится одним из собственников организации;

    развивается атмосфера корпоративности в  организации. Работники получают удовольствие от совместной работы с квалифицированными, та-лантливыми людьми;

    организации уделяют всё большее внимание повышению уровня знаний и квалификации работников, обеспечивают им возможности  для личного роста.  

8.1.2. Тенденции развития  организаций 

    Сейчас  прогнозируется множество тенденций  развития организаций. К наиболее перспективным можно отнести тенденции, сформулированные Б.З. Мильнером:

    1. Развитие интегрированных операционных  систем:

         гибкое производство;

         реинжиниринг;

         минимум запасов;

         снижение размеров предприятий.

    2. Развитие организационных структур:

         дивизиональные структуры;  

208

         сетевые структуры;

         малые группы;

         внутренние рынки;

         стратегические центры прибыли.

    3. Развитие систем управления качеством: 

         бездефектная работа;

         квалифицированная рабочая сила;

         партнёрство с поставщиками; самоконтроль.

    4. Развитие систем стимулирования:

         участие в прибылях;

         развитие нематериального  стимулирования.

    5. Стабилизация состава работников:

         переквалификация;

         самостоятельность работников;

         улучшение состава  работников.

    6. Вовлечение работников в управление:

         малые группы;

         рабочие группы и  комитеты;

         демократизация управления.  

    К главным направлениям совершенствования  организационных структур в соответствии с перечисленными тенденциями можно  отнести следующие:

    1. Децентрализация производства и  сбыта. 

    2. Расширение сфер и областей  нововведений.

    3. Поиск и освоение новых рынков, расширение видов производимых  товаров и услуг. 

    4. Повышение творческой отдачи  работников организации [6].  

8.1.3. Требования к новым  организациям 

    К новым организационным структурам, которые создаются или будут  создаваться, предъявляются совершенно иные требования, чем предъявля-лись до сих пор.

    Глобализация. Это требование обусловлено тем, что стратегия орга-низации позволяет ей действовать на любом этапе создания товара в лю-бой стране или нескольких странах. Например, разработка нового автомо-биля может производиться в одной стране, производство – в другой, сбор-ка – в третьей, а рынок - сразу в нескольких странах.

    Ориентация  на прогнозы. Формулирование целей деятельности ор-ганизации и принятие управленческих решений должны основываться не на субъективных мнениях руководителей, а на прогнозах развития внеш-

209

    ней и внутренней среды организации, на прогнозах направлений её разви-тия, достижения конкурентных преимуществ на рынке.

    Ведущая роль клиента. Ключевыми факторами развития и деятель-ности организаций останутся удовлетворение потребностей клиентов в то-варах и услугах. Именно эти факторы будут лежать в основе разработки и принятия решений организации в области бизнеса.

    Ускорение разработки и производства новых товаров. В настоя-щее время одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе является конкуренция, основанная на времени. Это обусловлено, в частно-сти, сокращением жизненного цикла товаров и услуг. Поэтому особо важ-ным сейчас становится сокращение цикла создания нового изделия от на-учного поиска, научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра-бот до производства и выпуска его на рынок. Для этого необходимо также применять новые организационные структуры и новые технологии в управлении.

    Возрастание роли инноваций. Как показывает опыт, крупные орга-низации не являются в достаточной мере инновационными и предприни-мательскими. Инновации характерны, главным образом, для малых орга-низаций. Поэтому в конкуренции, основанной на времени, чаще всего по-беждают малые организации. Важным требованием к организациям буду-щего является требование быстрой реакции на новые идеи и сокращение времени на выпуск товаров и услуг.

Информация о работе Государственные и муниципальные организации